1.2 Стратегическое планирование развития муниципального образования как средство достижения целей
Планирование в схеме развития территориального образования предполагает разработку последовательности выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития.
С точки зрения сроков планирования финансовой деятельности территориальных образований традиционно выделяют три вида планов: краткосрочный (1 год), среднесрочный (3 года) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Планирование является исходной функцией в муниципальном менеджменте и призвано заложить основные ориентиры в функционировании и развитии территориального образования на определенный срок. На основе планов разработки программы развития территориального образования устанавливаются приоритеты и ценностные предпочтения. Благодаря функции планирования территориальное образование не только определяет для себя перспективы собственного развития, но и устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на территории. Открытость и взвешенность планов является гарантией их исполнения и обеспеченности ресурсами[6].
Основу планирования составляет набор документов, призванных упорядочить механизм пропорционального развития территории на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прежде всего, это концепция социально-экономического развития территории, охватывающая все стороны ее жизни и базирующаяся на тщательно отработанной версии корпоративной миссии и геополитического потенциала территории. Целью экономической концепции, по словам Р.И. Шнипера, является «заблаговременное рассмотрение отраслевых и общетерриториальных проблем, с которыми регион сталкивается в далекой перспективе и по которым должна быть начата подготовка решений».
В качестве некоторых направлений в разработке такой концепции новосибирский ученый выделяет следующие: достигнутый в регионе уровень развития производительных сил и накопления богатства; место в территориальном разделении труда; монопольное положение в отношении уникальных, остродефицитных или конкурентоспособных ресурсов; величину ресурсов и необходимый уровень концентрации производства для их эффективного использования; характер использования преимуществ в территориальном разделении труда; интересы сопредельных регионов и государств и пр.
Разработанная концепция должна подкрепляться экономической стратегией, содержание которой составляет анализ и оценка перспектив развития ключевых отраслей региональной экономики, сформировавшихся вокруг ведущих производственных центров. Экономические стратегии трансформированы в набор соответствующих программ (проектов) с наличными ресурсами и сложившейся организационной моделью управления.
И, наконец, низший слой в перечне планов территориального образования составляют рабочие планы мероприятий по претворению в жизнь принятых проектов. Это могут быть также планы по определенным направлениям, рассматриваемым в качестве точек потенциального роста (план финансовой поддержки). Данные планы имеют текущий характер и выполняются с учетом дополнительных обстоятельств и требований конкретных ситуаций[8].
Объектом планирования выступает производственная система, значение которой заключается в ее способности опережающего отражения сложившихся тенденций развития и состояния объекта. В основу плана закладывается совокупность приоритетов территориального образования, опирающегося на ресурсную базу и финансовые источники.
В рамках осуществления функции планирования ответственное лицо реализует, как правило, одну из нижеперечисленных задач:
• общее руководство реализацией планов и программ на территории;
• увязка реализуемых планов с приоритетными задачами в развитии национального хозяйства;
-
разработка межотраслевых балансов и расчет финансового и материального обеспечения избранных приоритетов;
-
составление оперативных экономических планов и текущий контроль над их исполнением;
-
планирование фискальной политики администрации региона, и разработка предложений по нефискальным методам привлечения средств на развитие территории;
-
разработка долгосрочных и среднесрочных планов развития территории.
Составление планов становится возможным благодаря соблюдению ряда принципов:
1. Эквифинальности, т. е. свойства планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.
2. Мозаичности, т. е. выделения в структуре плана равноправных субъектов планирования.
3. Комплексности - учета в содержании плана полноты и разнообразия имеющихся в обществе проблем и интересов, выраженных во взаимосвязи и согласованности друг с другом, а также с обеспечивающими их ресурсами.
4. Пропорциональности - функции плана, связанной с требованием выравнивания и учета при распределении целей и ресурсов между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе национального разделения труда и приоритетами социально-экономического развития.
5. Экологичности - формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.
6. Экономичности - необходимости минимизации расходов по всем направлениям плана[6].
- Оглавление
- Введение
- 1 Стратегическое планирование развития муниципального образования
- 1.1 Роль и место стратегического планирования в процессе управления муниципальным хозяйством
- 1.2 Стратегическое планирование развития муниципального образования как средство достижения целей
- 1.3 Учет интересов населения при определении стратегических приоритетов развития муниципального образования
- 2 Сравнительный анализ социально-экономического развития муниципального образования Пограничного района
- 2.1 Анализ социально-экономической ситуации муниципального образования Пограничного района
- Краткая справка Пограничного района:
- 2.2 Swot-анализ социально-экономического и инвестиционного развития
- 2.3 Изменение имиджа муниципального образования по Филиппу Котлеру
- 2.4 Муниципальные программы развития и их эффективность
- 4. Муниципальная целевая программа «Социально — экономическое развитие Пограничного муниципального района»
- 5. Концепция социально - экономического развития Пограничного муниципального района на период до 2020 года[9].
- 3 Программа развития муниципального образования Пограничный район
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложение а