1.3 Учет интересов населения при определении стратегических приоритетов развития муниципального образования
Учет стратегических ориентиров населения является наиболее важным и значимым в определении стратегических целей и задач, поскольку именно социальное благополучие населения, обслуживание его интересов является целью деятельности муниципального хозяйства.
Однако выделение этих интересов и ориентиров представляет определенную сложность, так как население не является однородным и группируется по различным признакам. Особенно важным в данном случае для нас является социальное самочувствие раз личных слоев общества, поскольку вопросы социальной защиты населения и услуги в данной области занимают примерно две трети расходных полномочий органов местного самоуправления.
В результате реформирования экономики в нашей стране, как известно, сложилась новая социальная структура общества. для того чтобы определить методы, с помощью которых возможно самоуправление населения, необходимо провести социальный анализ сформировавшихся групп[7].
Прежде всего, отметим глубокую поляризацию общества: сверхбогатые и неимущие. Разрыв в доходах между ними превышает даже принятые в странах с развитой экономикой стандарты. Вот почему не осуществлять в этих условиях социального анализа структуры общества, не учитывать противоречии между различными слоями - значит ориентировать самоуправление на не коего абстрактного усредненного жителя муниципального образования. И тем самым обрекать разрабатываемые документы и комплексы мероприятий изначально на неудачу, так как они мо гут оказаться невостребованными конкретными участниками общественного процесса, конкретными социальными слоями и группами.
Отметим, что реально денежные доходы населения существенно ниже дореформенного уровня, хотя углубляется дифференциация населения по доходам и их материальной обеспеченности. Усиление дифференциации населения по доходам приводит к образованию социальных групп, по-разному решающих вопросы удовлетворения своих социальных потребностей.
Условно можно выделить три социальных слоя.
Первый - наиболее обеспеченные слои населения. Подход этой группы к решению социальных проблем реализуется в основном за счет повышения качества получаемых социальных благ: строительство жилья в наиболее престижных районах, загородных дач-вилл и коттеджей, обучение детей в платных колледжах и вузах со стажировками за границей, платные услуги здравоохранения в наиболее оснащенных клиниках, отказ от услуг общественного транспорта и т. д. В целом наблюдается ориентация на максимальное развитие частной собственности на объекты социальной сферы и максимальное повышение качества получаемых социальных благ и услуг. Для этого слоя не работают усредненные научно обоснованные нормативы предоставления услуг социальной сферы. Все нормативы ими уже значительно превышены и не являются социальным ориентиром для членов этой социальной группы.
Второй социальный слой - наименее обеспеченное население. Здесь доходы настолько низки, что решается только одна задача - выживание. Получаемые денежные средства идут только на питание. Все самостоятельные расходы на улучшение условий проживания либо платные услуги предприятий социальной сферы полностью исключены. Соответственно используемый минимальный спектр услуг предприятий социальной сферы и городского хозяйства представляет собой в основном те услуги, которые можно получать бесплатно: образование, здравоохранение, бесплатный проезд на общественном транспорте для определенного круга лиц. Состав этого социального слоя неоднороден. Здесь есть лица, относящиеся к нему временно: безработные, работающие, но длительное время не получающие заработную штату, временно нетрудоспособные. И есть круг лиц, которые длительное время будут нуждаться в социальной защите со стороны общества: одинокие пенсионеры, лица без определенных занятий, лишившиеся жилья или не имеющие семьи. Соответственно и формы социальной помощи должны учитывать эту неоднородность.
Третий социальный слой обычно называют средним, поскольку сюда относятся те группы граждан, которые имеют средний уровень доходов. Это работающая часть населения и члены их семей. Спецификой современной России является то, что для подавляющей части населения заработная плата не позволяет решать задачи улучшения условий проживания или приобретения личного транспорта в приемлемые сроки, как это делают представители среднего слоя в странах с развитой экономикой. Однако значительную часть услуг социальной сферы и предприятий городского хозяйства представители среднего слоя получают на штатной основе: они основные получатели платных услуг общественного транспорта, системы газо-, водо- и теплоснабжения жилья. Этот слой использует услуги торговых предприятий, предприятий общественного питания, платных детских дошкольных учреждений и т.д. Хотя внешней формой таких услуг является платность, по существу, значительная часть из них имеет смешанную форму оплаты: и непосредственно гражданами, и организациями из государственного бюджета. Это относится и к предприятиям общественного транспорта, предприятиям коммунального хозяйства, к оплате жилья, услуг детских дошкольных учреждений. Зачастую вышеуказанное можно отнести и к организации общественного питания на предприятиях, если они участвуют в частичном финансировании соответствующих учреждений (прямо или косвенно). Таким образом, для среднего социального слоя определяющим является комбинированное финансирование услуг социальной сферы: частично за счет прямых собственных затрат, частично за счет финансирования из бюджета[6].
Стратегический выбор приоритетов развития территории муниципального образования, безусловно, должен опираться на анализ социальных ожиданий населения. Однако мы должны учитывать, что социальное благополучие выступает лишь целью, которую призваны реализовать органы местного самоуправления. Само население при осуществлении стратегического выбора выступает и как важнейший ресурс, который будет использоваться в ходе реализации основных направлений деятельности муниципального образования.
С этой точки зрения при определении главных ориентиров мы должны иметь достаточно полный анализ характеристик местного населения, поскольку в противном случае ориентиры органов местного самоуправления могут не совпасть с интересами проживающих на территории муниципального образования граждан.
- Оглавление
- Введение
- 1 Стратегическое планирование развития муниципального образования
- 1.1 Роль и место стратегического планирования в процессе управления муниципальным хозяйством
- 1.2 Стратегическое планирование развития муниципального образования как средство достижения целей
- 1.3 Учет интересов населения при определении стратегических приоритетов развития муниципального образования
- 2 Сравнительный анализ социально-экономического развития муниципального образования Пограничного района
- 2.1 Анализ социально-экономической ситуации муниципального образования Пограничного района
- Краткая справка Пограничного района:
- 2.2 Swot-анализ социально-экономического и инвестиционного развития
- 2.3 Изменение имиджа муниципального образования по Филиппу Котлеру
- 2.4 Муниципальные программы развития и их эффективность
- 4. Муниципальная целевая программа «Социально — экономическое развитие Пограничного муниципального района»
- 5. Концепция социально - экономического развития Пограничного муниципального района на период до 2020 года[9].
- 3 Программа развития муниципального образования Пограничный район
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложение а