1.1 Роль и место стратегического планирования в процессе управления муниципальным хозяйством
В понятие “планирование” входит определение целей и путей их достижения. Планирование необходимо для достижения следующих целей:
-
повышение контролируемой доли рынка
-
предвидение требований потребителя
-
выпуск продукции более высокого качества
-
обеспечение согласованных сроков поставок
-
установление уровня цен с учетом условий конкуренции
-
поддержание репутации у потребителей.
Задачи планирования определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования сводятся к следующему:
Планирование развития муниципального образования.
Планирование собственной линии поведения на национальном рынке.
Улучшение социальной политики.
Таким образом, основной задачей планирования является формирование максимальной социально-политической устойчивости.
Местное самоуправление представляет собой средство регулирования воспроизводственного процесса в интересах населения, проживающего на данной территории. Оно выступает необходимым условием для обеспечения соответствия интересам жителей решений, принимаемых органами власти и управления. Последние должны способствовать устойчивому социально-экономическому развитию территории, созданию действенной социальной защиты населения и стабилизации уровня его потребления. В этом смысле местное самоуправление есть форма и способ развития разнообразных способностей населения, создания стимулов к труду, в том числе мотивации выполнения управленческих функций.
Как уже было отмечено в предыдущих главах, муниципальное хозяйство, В силу двойственности своей природы действует в двух различных по своей сути средах, испытывает на себе различия влияния, которые должны учитываться при Организации управления муниципальным хозяйством[6].
Являясь властным институтом, органы местного самоуправления действуют в рамках определенной социальной среды, которая оказывает влияние на цели, предмет деятельности, а также на выбор методов управления.
Как самостоятельный субъект хозяйственной деятельности органы местного самоуправления вынуждены учитывать и влиять на всю совокупность производственных отношений и хозяйственных интересов на территории муниципального образования.
Таким образом, муниципальное хозяйство испытывает на себе воздействие как по вертикали, так и по горизонтали. Данная система отношений показана на рис.3 приложения.
В организации управления муниципальным образованием все указанные выше интересы пересекаются. Следовательно, при формировании стратегической цели развития необходим детальный анализ и учет данных влияний на каждом этапе планирования.
С точки зрения вертикальных воздействий, которые изображены на схеме, принципиально важно определить пределы компетенции органов местного Самоуправления. Именно в пределах собственных полномочий и предметов ведения органы местного Самоуправления могут строить свои планы и перспективы. По этому составление любого стратегического плана начинается с четкого определения предметов ведения и полномочий, закреп ленных за данным уровнем власти.
Не менее важно на этапе определения Стратегических приоритетов развития детально изучить и составить перечень всех региональных и федеральных программ, реализуемых на территории муниципального образования.
На основе данного анализа можно определить роль и место органов местного самоуправления в иерархии интересов, определить, какие нагрузки по развитию территории берут на себя органы власти и управления иного иерархического уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления определяет коридор, в границах которого стратегические цели и задачи его деятельности будут дополнять, а не противоречить общим стратегическим установкам государства. Тем самым достигается иерархия целей и задач и взаимная согласованность стратегических задач всей системы государственного управления.
На втором этапе проводится углубленный анализ горизонтальных интересов, т.е. интересов субъектов деятельности на территории муниципального образования. Его основу составляет анализ интересов населения и хозяйствующих субъектов. Он, как правило, оформляется в виде социального и экономического пас портов муниципального образования.
Данный этап позволяет не просто выделить стратегические приоритеты в рамках обозначенного выше «коридора», но и определить впоследствии методы реализации стратегических планов развития территории, сделать эти стратегические планы общественно значимыми.
Анализ стратегий и деятельности хозяйствующих субъектов позволяет произвести инвентаризацию, и сопоставить интересы местного сообщества с интересами действующих на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов.
На третьем этапе производится оценка ресурсов территории, поскольку наличие или отсутствие определенного вида ресурсов могут также ограничить сферу, в рамках которой должны лежать приоритеты развития муниципального образования. Важно, чтобы ресурсная составляющая рассматривалась не как ограничитель развития, а как граница выбора[7].
- Оглавление
- Введение
- 1 Стратегическое планирование развития муниципального образования
- 1.1 Роль и место стратегического планирования в процессе управления муниципальным хозяйством
- 1.2 Стратегическое планирование развития муниципального образования как средство достижения целей
- 1.3 Учет интересов населения при определении стратегических приоритетов развития муниципального образования
- 2 Сравнительный анализ социально-экономического развития муниципального образования Пограничного района
- 2.1 Анализ социально-экономической ситуации муниципального образования Пограничного района
- Краткая справка Пограничного района:
- 2.2 Swot-анализ социально-экономического и инвестиционного развития
- 2.3 Изменение имиджа муниципального образования по Филиппу Котлеру
- 2.4 Муниципальные программы развития и их эффективность
- 4. Муниципальная целевая программа «Социально — экономическое развитие Пограничного муниципального района»
- 5. Концепция социально - экономического развития Пограничного муниципального района на период до 2020 года[9].
- 3 Программа развития муниципального образования Пограничный район
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложение а