logo search
ot_Andreevoy (1)

Качество и эффективность управленческого решения

Управленческое решение - это результат деятельности менеджера. Эффективность управленческого решения определяется как соотношение результатов к затратам на его реализацию. В процессе разработки управленческих решений необходимо учитывать следующие факторы:

1) характеристику проблемы (ее сложность, степень новизны, определенность и вид);

2) разработанность проблемы (наличие методик, программ и навыков ее реализации);

3) характеристики информации (объем, доступность, достоверность, релевантность и др.);

4) ограниченность ресурсов;

5) организацию разработки решений;

6) компетентность, образование и опыт работы руководителей;

7) субъективные факторы (совместимость сотрудников, их сплоченность и др.);

8) информационные технологии/собирающие, анализирующие и обрабатывающие информацию.

Факторы, влияющие на качество управленческих решений в процессе воплощения их в реальность:

1) особенность выбранного решения (характеризуется его сложностью, новизной, классом, как и сама

проблема);

2) организационная структура подразделений, в которых оно будет выполняться;

3) сроки реализации;

4) компетентность исполнителей;

5) авторитет руководителя;

6) социально-психологические факторы;

7) надежность и продуктивность технических средств управления;

8) степень организации и контроля за исполнителем.

Системный подход к решению проблемы с использованием научно обоснованных методов и моделей их реализации обеспечивает высокое качество управленческих решений. Весомое влияние на принимаемое решение оказывает персонал организации: его качественный состав, творческие возможности и психологическая совместимость.

Оценка качества организационного решения проводится на следующих стадиях:

1) стадия разработки: решение анализируется в процессе отбора возможных вариантов и выбора окончательного решения с использованием объективных критериев:

- критерия оптимальности, который не учитывает рисков, связанных с ограниченностью по ресурсам;

- показателя экономической эффективности (результат минус затраты);

- плановой экономической эффективности;

2) стадия принятия решения: выбирается окончательный вариант на основе экономической эффективности, критерия оптимальности и вероятности его реализации с учетом социально-психологических факторов, экологических последствий и дальнейших перспектив организации;

3) стадия реализации решения: решение контролируется и корректируется на промежуточном и конечном этапах. В итоге определяются дальнейшие направления развития организации и устраняются препятствия на пути достижения ее целей.

Основные направления развития организации:

1) экономические - реализация экономических интересов участников процесса разработки и реализации решения и использования ресурсов;

2) социально-психологическое - повышение профессионализма сотрудников, формирование коллектива на научной основе и развитие у него интереса к творческой деятельности, а также вовлечение во все этапы процесса принятия решения;

3) организационное - повышение уровня труда менеджеров и применение средств производства.