Понятие организационной структуры системы государственного управления и критерии ее формирования
Организационная структура государственного управления — это компонент системы государственного управления, обусловленный она общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием, которое объединяет в себе определенная совокупность государственных организаций, они персонал, материальные т информационные ресурсы, которые выделяются и расходуются обществом на формирования т реализацию государственно-управленческих влияний и поддержания жизнеспособности самого субъекта управления.
Органы государственной власти, которые характеризуются одинаковым организационно-правовым статусом и однородностью осуществляемых управленческих функций обозначают понятием государственно- управленческой системы (министерства, другие центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации и т.п.).
Системным элементом организационной структуры выступает орган государственной власти, связанный с формированием и реализацией государственно-управленческих влияний. Он есть единичной структурой власти, формально созданным государством для осуществления закрепленных за ею его целей и функций. В государстве, в котором установлено конституционное деление власти по горизонтали и вертикалу, организационная структура государственного управления набирает определенной конфигурации.
Следующим элементом, который формирует организационную структуру являются организационные связи между субъектами управления. Можно выделить три вида связей в организационной структуре государственного управления:
• субординация (упорядочения сверху вниз, от управляющего к управляемого);
• реординация (снизу вверх, от управляемого к управляющего);
• координационные (упорядочения на одном равные, между двумя и больше субъектами, которые не выключает того, что в общему они могут находиться на разных уровнях в иерархически организованной системе управления).
Субординацию связи в организационной структуре государственного управления могут предусматривать:
• исключительную компетенцию высшего за организационно-правовым статусом органа относительно органа, низшего за статусом;
• непосредственное и прямое линейное подчинение;
• функциональное или методическое подчинение;
• право утверждения проекта решения;
• подконтрольность;
• подотчетность.
Реординацию связи предусматривают:
• определенную самостоятельность низшего за организационно-правовым статусом органа (из определенного кола вопросов орган принимает решения без их предыдущего согласования с высшим за организационно-правовым статусом органом, а последнему упражнению отменять ли приостанавливать эти решения);
• право законодательной, а также нормотворческой инициативы;
• право планово-бюджетной инициативы;
• право структурно-штатной инициативы;
• право представления для назначения на посада;
• право органа, низшего за организационно-правовым статусом принимать участие в подготовке решений органа высшего за статусом;
• право органа, низшего за организационно-правовым статусом на консультативное согласование с ним подготовленного вышестоящим органом проекта решения;
• право и обязанность не выполнять незаконный, в особенности преступный приказ.
Координационные связи базируются на взаимной заинтересованности разных органов государственной власти (и органов местного самоуправления) в согласовании своих управленческих влияний или на один и тот же объект, или на разные объекты и могут предусматривать:
• создания и функционирования специальных координационных органов управления;
• проведения координационных совещаний;
• регулярный обмен информацией, прежде всего плановой и учетной;
• принятия одновременных общих решений.
Порядок ответственности органов, которые имеют между собою координационные связи (или вообще элементов механизма государства и элементов государственного аппарата), может быть предусмотрен как нормативными решениями высших за организационно-правовым статусом органов, так и общим решением.
- Характеристика среды управления, способы управления в агрессивной социальной среде
- Понятие, особенности и классификация информационных технологий и информационных ресурсов.
- Инструментальные средства информационных технологий для обеспечения управленческой деятельности
- Государственная информационная политика, основные направления информатизации государственного и муниципального управления.
- Функциональное разделение управленческого труда.
- Механизм управления и методы управленческого воздействия.
- Сущность и содержание управления.
- Управление человеческими ресурсами: сущность и современные проблемы.
- Методы и технологии оценки персонала
- Основы планирования человеческих ресурсов.
- Организация как система: определение, признаки, свойства, функции.
- Матричные организации: определение, признаки, свойства, сферы применения.
- Реорганизация организаций: этапы, содержание этапов, задачи, решаемые на отдельных этапах.
- Общественное мнение: определение, признаки, функции, объект и субъект, порядок формирования
- Сми и pr: принципы работы, основные направления взаимоотношений
- Имидж организации: определение, значение, модели, классификация., фирменный стиль
- Разработка и принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- Качество и эффективность управленческого решения
- Особенности и методы разработки и принятия управленческих решений в органах государственной власти и местного самоуправления
- Управляемые социально-экономические и политические процессы, их связи и особенности, классификация
- Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально - экономических и политических процессов
- Программа и организация исследований социально -экономических и политических процессов
- Принципы формирования и характеристика звеньев финансово-кредитной системы государства
- Финансовый баланс муниципального образования
- Характеристика основных этапов бюджетного процесса государства
- Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Региональная политика государства, цели и показатели социально-экономического развития регионов
- Социально-экономические условия развития регионов России
- Государственная власть в государственном управлении: понятие, концепции
- Технологии менеджмента в государственном управлении
- Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении
- Характеристика формы правления в России, ее влияние на систему государственного управления
- Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления
- Институт высшего должностного лица субъекта рф: статус, правовое положение
- Федеральные, территориальные органы управления: функции и полномочия
- Понятие организационной структуры системы государственного управления и критерии ее формирования
- Формы и методы контроля деятельности государственных органов власти
- Органы общей компетенции, их функции и полномочия
- Общественные процессы как объект государственного управления
- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
- Место и роль государственной собственности в системе государственного управления
- Основные методологические положения научных школ государственного управления
- Государственное управление: понятие, специфика, соотношение с другими видами управленческой деятельности
- Принципы системного подхода. Субъект, объект и механизм государственного управления
- Цели, функции и методы государственного управления
- Унитарные государства: общая характеристика и системы управления
- Федеральное государство: типы федераций, специфика России
- Реализация государственной политики в процессе государственного управления
- Структура федеральных органов исполнительной власти и организация их деятельности
- Особенности государственного устройства и органы власти субъектов рф
- Государственная служба как социально-правовой институт, основные тенденции ее развития
- Критерии эффективности государственного управления. Взаимодействие общества и государства.
- Технология управления конфликтами персонала государственной и муниципальной службы
- Понятие и основные теории местного самоуправления
- Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- Проблемы становления и развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Правовые основы местного самоуправления
- Территориальная организация местного самоуправления
- Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании
- Территориальное общественное самоуправление
- Структура органов местного самоуправления: состав, полномочия
- Организация муниципальной службы в органах местного самоуправления
- Муниципальное образование как объект управления
- Особенности муниципального управления
- Муниципальное управление общественной безопасностью
- Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом
- Муниципальное регулирование потребительского рынка
- Основные направления муниципальной социальной политики и их краткая характеристика
- Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений
- Муниципальная жилищная политика
- Муниципальное управление охраной здоровья населения
- Муниципальное управление образованием
- Муниципальная молодежная политика
- Основы муниципального управления экономикой
- Порядок формирования и организация работы представительного органа местного самоуправления
- Организационная структура местной администрации
- Статус, полномочия Главы муниципального образования и основания прекращения его полномочий
- Процесс управления муниципальными услугами
- Организация и планирование работы местной администрации
- Цели, функции и методы муниципального управления
- Эффективность муниципального управления
- Прогнозирование и планирование социально-экономического развития муниципального образования
- Стратегическое планирование в муниципальном образовании
- Управление муниципальными финансами
- Информационное обеспечение муниципального управления
- Сущность и содержание муниципального управления
- Система муниципальных правовых актов, Устав муниципального управления