logo
ot_Andreevoy (1)

Эффективность муниципального управления

Муниципальное управление, как и любой вид управленческой деятельности, нуждается в измерении и оценке его эффективности. Такая оценка позволяет: • выявлять управленческие факторы, воздействующие на реализацию генеральной и частных целей муниципальной деятельности; • получать по результатам контроля информацию, необходимую для анализа причин и источников неэффективных управленческих решений, а также для выявления процессов, не поддающихся или трудно поддающихся управленческим воздействиям; • выявлять влияние управленческих решений на эффективность использования всех видов местных ресурсов; • разрабатывать прогнозы, определять направления и пути совершенствования процессов муниципального управления, в конечном итоге, воздействовать на тенденции развития муниципального образования.

Поскольку генеральной целью муниципальной деятельности является повышение качества жизни населения на территории муниципального образования, данный показатель в динамике мог бы выступать в качестве обобщающего критерия эффективности муниципального управления. Однако это будет верно лишь отчасти. Как отмечалось в главе 3: а) качество жизни населения измеряется не одним показателем, а их совокупностью, при этом отдельные показатели могут улучшиться, а другие за тот же период ухудшиться; б) изменение качества жизни населения зависит не только от эффективности муниципального управления, но и от множества других факторов, в т. ч. от общей социально-экономической ситуации в государстве, политики федеральных и региональных властей. Поэтому эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и других, оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений.

Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется: • спецификой муниципального образования как сложного объекта управления, имеющего иерархическую структуру; • трудностями формализованного описания социально-экономических процессов, протекающих на территории муниципального образования; • сложностью получения достоверной исходной информации; • трудностями измерения отдельных показателей, имеющих комплексный, обобщенный характер.

Необходимый эффект управления, т. е. достижение требуемого состояния объекта управления по какому-то обобщенному показателю, может быть обеспечен различными вариантами воздействия на отдельные составляющие факторы или их группы. Варианты воздействия определяются характером взаимосвязей между факторами и их действительным состоянием, а следовательно, фактическим состоянием итогового показателя. Поэтому формулировка управленческой задачи, обеспечивающей достижение поставленной цели, должна содержать все возможные сочетания значений исходных факторов, при которых обеспечивается требуемое состояние объекта оценки, т. е. должна быть представлена в виде структуры объекта оценки, включающей все действующие факторы и взаимосвязи между ними. Можно выделить следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления: • обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как показателей текущего функционирования, так и показателей стратегического развития муниципального образования; • определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления; • разработка методов расчета отдельных показателей.

Использоваться следующие методы: 1. Оценка степени достижения основных целей муниципального управления. 2. Метод соотношения потребностной, результативной и затратной эффективности. Нередко считают, что отношение достигнутых результатов к поставленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная и ресурсная эффективность) исчерпывают любую эффективность управления.

3. Метод оценки эффективности системы муниципального управления на основе оценки эффективности управления в каждой входящей в нее подсистеме. Задача сводится к решению частных задач оценки эффективности системы управления в отдельных сферах муниципальной деятельности и выведению совокупной оценки эффективности на основе рейтинговых значений важности отдельных сфер. Рейтинговые значения в каждом случае могут быть определены экспертно, исходя из степени остроты отдельных проблем в конкретном муниципальном образовании и в определенный период времени.

Таким образом, эффективность муниципального управления — многогранное понятие. Она может быть измерена только системой показателей. Для измерения эффективности муниципального управления требуется совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, которая по своей сложности соответствовала бы сложности самого объекта управления. При этом наряду с локальными и частными критериями, отражающими отдельные стороны и уровни управления, необходимы обобщающие критерии и интегрированные показатели эффективности.