logo
ot_Andreevoy (1)

Федеральное государство: типы федераций, специфика России

Федера́ция (лат.foederatio — объединение, союз) —форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являютсягосударственными образованиями, обладающимиюридическиопределённойполитическойсамостоятельностью

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральнойконституциейсубъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции,уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональныезаконы; у субъектов федерации, как правило, есть собственноегражданство,столица,герби иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключениемгосударственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами:штаты,провинции, республики, земли или федеральные земли (какв ГерманиииАвстрии) и иное. Федерацию следует отличать отконфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собойЕвропейский союз.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов,кантонов,республик.

В союзном государстве верховная законодательная,исполнительнаяисудебная властьпринадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзнойконституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданствои гражданство федеральных единиц.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США,ФРГ,Бразилия,Индияи др.).

Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия,Соединённые Штаты Америки), во вторых —конституционно-правовойстатус субъектов различен (например,Республика Индия,Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относятРоссийскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.