Федеральное государство: типы федераций, специфика России
Федера́ция (лат.foederatio — объединение, союз) —форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являютсягосударственными образованиями, обладающимиюридическиопределённойполитическойсамостоятельностью
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральнойконституциейсубъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции,уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональныезаконы; у субъектов федерации, как правило, есть собственноегражданство,столица,герби иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключениемгосударственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами:штаты,провинции, республики, земли или федеральные земли (какв ГерманиииАвстрии) и иное. Федерацию следует отличать отконфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собойЕвропейский союз.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов,кантонов,республик.
В союзном государстве верховная законодательная,исполнительнаяисудебная властьпринадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзнойконституцией.
Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
В большинстве федераций существует единое союзное гражданствои гражданство федеральных единиц.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США,ФРГ,Бразилия,Индияи др.).
Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия,Соединённые Штаты Америки), во вторых —конституционно-правовойстатус субъектов различен (например,Республика Индия,Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относятРоссийскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
- Характеристика среды управления, способы управления в агрессивной социальной среде
- Понятие, особенности и классификация информационных технологий и информационных ресурсов.
- Инструментальные средства информационных технологий для обеспечения управленческой деятельности
- Государственная информационная политика, основные направления информатизации государственного и муниципального управления.
- Функциональное разделение управленческого труда.
- Механизм управления и методы управленческого воздействия.
- Сущность и содержание управления.
- Управление человеческими ресурсами: сущность и современные проблемы.
- Методы и технологии оценки персонала
- Основы планирования человеческих ресурсов.
- Организация как система: определение, признаки, свойства, функции.
- Матричные организации: определение, признаки, свойства, сферы применения.
- Реорганизация организаций: этапы, содержание этапов, задачи, решаемые на отдельных этапах.
- Общественное мнение: определение, признаки, функции, объект и субъект, порядок формирования
- Сми и pr: принципы работы, основные направления взаимоотношений
- Имидж организации: определение, значение, модели, классификация., фирменный стиль
- Разработка и принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- Качество и эффективность управленческого решения
- Особенности и методы разработки и принятия управленческих решений в органах государственной власти и местного самоуправления
- Управляемые социально-экономические и политические процессы, их связи и особенности, классификация
- Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально - экономических и политических процессов
- Программа и организация исследований социально -экономических и политических процессов
- Принципы формирования и характеристика звеньев финансово-кредитной системы государства
- Финансовый баланс муниципального образования
- Характеристика основных этапов бюджетного процесса государства
- Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Региональная политика государства, цели и показатели социально-экономического развития регионов
- Социально-экономические условия развития регионов России
- Государственная власть в государственном управлении: понятие, концепции
- Технологии менеджмента в государственном управлении
- Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении
- Характеристика формы правления в России, ее влияние на систему государственного управления
- Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления
- Институт высшего должностного лица субъекта рф: статус, правовое положение
- Федеральные, территориальные органы управления: функции и полномочия
- Понятие организационной структуры системы государственного управления и критерии ее формирования
- Формы и методы контроля деятельности государственных органов власти
- Органы общей компетенции, их функции и полномочия
- Общественные процессы как объект государственного управления
- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
- Место и роль государственной собственности в системе государственного управления
- Основные методологические положения научных школ государственного управления
- Государственное управление: понятие, специфика, соотношение с другими видами управленческой деятельности
- Принципы системного подхода. Субъект, объект и механизм государственного управления
- Цели, функции и методы государственного управления
- Унитарные государства: общая характеристика и системы управления
- Федеральное государство: типы федераций, специфика России
- Реализация государственной политики в процессе государственного управления
- Структура федеральных органов исполнительной власти и организация их деятельности
- Особенности государственного устройства и органы власти субъектов рф
- Государственная служба как социально-правовой институт, основные тенденции ее развития
- Критерии эффективности государственного управления. Взаимодействие общества и государства.
- Технология управления конфликтами персонала государственной и муниципальной службы
- Понятие и основные теории местного самоуправления
- Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- Проблемы становления и развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Правовые основы местного самоуправления
- Территориальная организация местного самоуправления
- Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании
- Территориальное общественное самоуправление
- Структура органов местного самоуправления: состав, полномочия
- Организация муниципальной службы в органах местного самоуправления
- Муниципальное образование как объект управления
- Особенности муниципального управления
- Муниципальное управление общественной безопасностью
- Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом
- Муниципальное регулирование потребительского рынка
- Основные направления муниципальной социальной политики и их краткая характеристика
- Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений
- Муниципальная жилищная политика
- Муниципальное управление охраной здоровья населения
- Муниципальное управление образованием
- Муниципальная молодежная политика
- Основы муниципального управления экономикой
- Порядок формирования и организация работы представительного органа местного самоуправления
- Организационная структура местной администрации
- Статус, полномочия Главы муниципального образования и основания прекращения его полномочий
- Процесс управления муниципальными услугами
- Организация и планирование работы местной администрации
- Цели, функции и методы муниципального управления
- Эффективность муниципального управления
- Прогнозирование и планирование социально-экономического развития муниципального образования
- Стратегическое планирование в муниципальном образовании
- Управление муниципальными финансами
- Информационное обеспечение муниципального управления
- Сущность и содержание муниципального управления
- Система муниципальных правовых актов, Устав муниципального управления