13. Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Съезды и Советы объявлялись на территории своего действия высшей властью. В период между работой съездов такой властью наделялись их исполкомы. В период между сессиями Советов высшей властью наделялись общие собрания избирателей.
Местные съезды, Советы, их органы обязаны были проводить в жизнь решения высших органов власти, были ответственны перед ними. В связке "съезды - Советы" доминирующее положение занимали съезды и их исполкомы. Они контролировали на своей территории деятельность местных Советов. Областные и губернские съезды Советов, их исполкомы обладали, кроме того, правом отмены решений местных Советов.
Избирательным правом пользовались граждане РСФСР, достигшие ко дню выборов 18 лет.
Избрание съездов, Советов было не равным. Был введен принцип многостепенных выборов.
Число членов съездовского исполкома не должно было превышать: в области и губернии - 25; в уезде - 20; в волости - 10. Число членов исполкома Совета в селении не должно было превышать пяти человек. Исполкомы Советов в городах избирались в количестве не менее трех и не более 15 человек (в Петербурге и Москве - не более 40) как постоянно действующие представительные органы власти.
Описанную конструкцию власти отличает ряд признаков. Во-первых, местные органы сочетали в себе принятие решений и их исполнение. Именно это свойство отражает характеристика Советов как "работающих корпораций". За повседневное исполнение решений съездов, Советов отвечали исполкомы и являлись внутренними органами съездов, Советов. Во-вторых, советские органы действовали в рамках принятого тогда административно-территориального деления. В-третьих, Советы признавались классовыми организациями, объединявшими пролетарские и полупролетарские слои населения. В-четвертых, местные съезды, Советы взаимодействовали между собой и с высшими органами власти на началах централизма, подчинения нижестоящих органов вышестоящим по всем вопросам их компетенции, обязательности решений вышестоящих органов для органов нижестоящих. В-пятых, в условиях сложившейся в конце концов однопартийной политической системы власть Советов превратилась в прикрытие власти партийной. Они стали рассматриваться орудиями социалистического строительства. В-шестых, вводился институт императивного депутатского мандата, главным элементом которого являлось право избирателей отзывать своих депутатов. Перечисленные признаки при незначительном видоизменении некоторых из них сохраняли на всем протяжении существования советского строя.
Таким образом, местные органы власти оказались встроенными в жесткую властную вертикаль, что дает возможность оценить советскую систему местной власти как крайнее проявление государственной теории самоуправления. Со временем из официального языка применительно к местам исчезает сам термин "самоуправление". Как самоуправленческое начинает рассматриваться государство в целом, объявленное государством трудового народа. Категория же местного самоуправления стала рассматриваться как элемент буржуазной демократии, чуждой демократии социалистической.
В то же время советская система вобрала в себя отдельные черты земской организации[[2]]. Общее есть в построении дум - управ и советов - исполкомов. И там и там использовались многостепенные и не равные выборы. Дворянское влияние в земствах заменено обеспечением преобладания в Советах пролетариата и партийным влиянием большевиков, уничтоживших иные партии в стране. Был сохранен и даже усилен контроль вышестоящих органов над нижестоящими. Съезды Советов отдаленно напоминали съезды, собрания избирателей в земствах. Хотя появилось и принципиальное отличие. В советской системе съезды - это не только организационное средство выборов, но и самостоятельные органы власти.
Конституция СССР 1936 г., Конституция РСФСР 1937 г. внесли ряд изменений в организацию власти в стране, в том числе и на местах.
В Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. заявлено о построении в стране общенародного государства.
На основе Конституции СССР 1977 г. сложилась развитая система законодательства о местных Советах. Принятые четыре союзных закона закрепляли основные полномочия краевых, областных Советов народных депутатов, основные права и обязанности районных, городских и районных в городах, поселковых и сельских Советов. Их положения детализировались в соответствующих законах РСФСР.
Строгая систематизация позволила обеспечить единство основных характеристик местных Советов разного уровня (представительный статус, основные направления и принципы работы, организационно-правовые формы деятельности, срок полномочий).
- 1. Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления.
- 2. Муниципальное право и социальные условия его реализации.
- 3. Понятие, принципы и цели муниципального права.
- 4. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
- 5. Система муниципального права: понятие, основные институты.
- 6. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.
- 7. Понятие, сущность, назначение, перспективы местного самоуправления.
- 8.Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
- 9. Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты (участники).
- 10. Роль органов государства в осуществлении муниципально-правовых отношений.
- 11. Типичные организационные формы местного самоуправления, используемые в мировой практике.
- 12. Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
- 13. Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
- 14. Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации
- 15. Реформа местного самоуправления в России (2003-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
- 16. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика.
- 17. Основные тенденции местного самоуправления в России и за рубежом.
- 18. Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
- 19. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: гарантии, общие принципы организации, защита.
- 20. Конституция Российской Федерации о местном самоуправлении и европейские стандарты.
- Глава 8 Конституции посвящена местному самоуправлению.
- 21. Европейская Хартия местного самоуправления и законодательство Российской Федерации.
- 22. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
- 23. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления.
- 24. Механизм законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
- 25. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
- 26. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и перспективы развития.
- 27. Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
- 28. Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
- 29. Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
- 30. Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
- 31. Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
- 32. Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
- 33. Функции и назначение местного самоуправления в Российской Федерации.
- 34. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
- 35. Формы, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
- 36. Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация и общая характеристика.
- 37. Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
- 38. Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
- 39. Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
- 40. Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
- 41. Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
- 42. Формы прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
- 43. Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
- 44. Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
- 45. Органы местного самоуправления в Российской Федерации: формирование, взаимоотношения, особенности осуществления полномочий.
- 46. Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
- 47. Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
- 48. Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
- 49.Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
- 50. Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
- 51. Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
- 52. Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
- 53. Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
- 54.Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
- 55. Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
- 56. Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
- 57. Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
- 58. Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
- 59. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
- 60. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
- 61. Местное самоуправление на территориях с особым статусом (наукограды, зато, приграничные территории).
- 62. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в городах федерального значения.