logo
МУНИЦИПАЛЬНОЕ

27. Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.

Муниципальное нормотворчество - одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом. В результате правотворчества создаются общеобязательные правила поведения - нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер. Нормативные акты местного самоуправления устанавливают правовой статус муниципального образования, определяют структуру представительных и исполнительных органов местного самоуправления, разграничивают их полномочия, регулируют организацию самоуправления внутри муниципалитетов. Право населения на участие в осуществлении муниципального правотворчества коренится в его социальной природе и юридически закрепляется в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), признающем правовой характер актов местного самоуправления, и уставе муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ непосредственное участие населения муниципального образования в муниципальном нормотворчестве осуществляется на местном референдуме, сходе граждан, а также в ходе обсуждений проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, проводимых на публичных слушаниях.

 Под субъектами права нормотворческой инициативы понимаются установленные уставом МО в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ органы и лица, обладающие правом внесения проектов актов местного самоуправления (МСУ) в органы МСУ для рассмотрения и принятия. Вопросы предоставления прав субъекта нормотворческой инициативы различным субъектам права имеют весьма важное значение как с точки зрения принципов демократии в нормотворческой деятельности в муниципальных образованиях, так и с точки зрения эффективности этой деятельности.