12. Основные теории развития местного самоуправления.
Теория свободной общины. Эта теория впервые объяснила сущность местного самоуправления, что община первична по отношению к государству, следовательно, государство должно уважать свободу общинного управления.
Основные принципы немецкие учёные заимствовали из бельгийского и французского права. Теория свободной общины доказывала, что право общины на заведование своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления.
Таким образом, из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации местного самоуправления:
местное самоуправление – управление собственными общинными делами, отличными от дел государства;
избираемость органов местного самоуправления членами общины;
разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством;
органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин. Они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции.
Эти принципы оказали влияние на развитие законодательства 1830 – 1840-х гг.
Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления. Данная теория исходила из противопоставления государства и общины, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. В виде основного признака местного самоуправления сторонники этой теории выдвинули на первый план негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Представители общественной теории (Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков) усматривали сущность самоуправления в том, что в его компетенцию входит выполнение местными союзами тех задач, которые они сами себе ставят, то есть органы самоуправления являются органами не государства, а «местного сообщества».
В рамках данной теории самоуправляющаяся община признается в качестве самостоятельного субъекта права, а так же делается упор на признание в ней содержания коммунальной деятельности. «Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов – политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое, ведало только свои собственные интересы».
Недостатком данной теории можно считать то, что она смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы с разного рода частноправовыми объединениями. Но принадлежность к какому либо частноправовому объединению, как и выход из него, зависит от человека, тогда как принадлежность к самоуправляющимся единицам и подчинение органам самоуправления территориальной единицы установлены законом и связаны с местом проживания человека.
Государственная теория самоуправления. Государственная теория самоуправления получила развитие на основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию. Основные положения государственной теории были разработаны выдающимися немецкими учёными XIX в. Л. Штейном и Р. Гнейстом и более подробно развиты в России видными дореволюционными юристами Н.И. Лазаревским, А.Д. Градовским и В.П. Безобразовым.
Сторонники теории исходили из тесной связи местного самоуправления с началом общего государственного устройства и необходимости включения их в систему государственных учреждений. Они рассматривали местное самоуправление как часть государства, одну из форм организации местного самоуправления. С их точки зрения, любое управление публичного характера – дело государственное.
Пик популярности государственной теории в России пришелся на середину 70-х гг. XIX в. 12 июня 1890 г. Александром III издается новое Положение о земских учреждениях. В духе государственной теории местного самоуправления происходит встраивание земств в вертикаль государственной власти. В целом, государственная модель местного управления была полностью реализована в ходе новых реформ земского и городского местного самоуправления 1890–1892 гг. Стоит отметить, что эта модель отличалась высокой степенью управляемости и была полностью контролируема центральной властью. Но и она не была эффективной, поскольку не приносила ни реальной пользы населению, ни экономических выгод государству.
Двойственный характер муниципальной деятельности находит отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории, муниципальные органы, реализуя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.
Теория социального обслуживания делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач, а именно – предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Согласно данной теории, основная цель муниципальной деятельности – обеспечение благосостояния жителей коммуны.
Также существуют и социал-реформистские муниципальные концепции, сторонники которых исходят из возможности социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления как одного из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое. Социал-реформистские взгляды на сущность местного самоуправления были в своё время распространены и в России. Например, по мнению М.Д. Загряцкого, классовые буржуазные государства создают правовые формы, облегчающие переход к социалистическому порядку. И из этих юридических форм наиболее совершенной является самоуправление.
Юридическая теория – органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но явл. Организациями общины.
- 1. Понятие муниципального права и местного самоуправления. Соотношение понятий.
- 2. Местное самоуправление как основа конституционного строя России, и его место в системе народовластия.
- 3. Предмет и методы правового регулирования муниципального права рф.
- 4. Муниципальное право как отрасль права России (система, источники). Соотношение норм муниципального права с нормами других отраслей права.
- 5. Муниципальное право России как наука (система, источники).
- 6. Муниципальное право как учебный предмет (система, источники).
- 7. Характеристика англосаксонской модели местного самоуправления.
- 8. Характеристика континентальной модели местного самоуправления.
- 9. Характеристика местного самоуправления Германии.
- 10. Становление и развитие местного самоуправления России (основные этапы).
- 11. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
- 12. Основные теории развития местного самоуправления.
- 13. Развитие местного самоуправления в современный период.
- 14. Приватизация муниципального имущества (основные способы).
- 15. Муниципальная собственность. Понятие и характеристика.
- 16. Понятие и значение местного бюджета.
- 17. Бюджетный процесс (основные стадии).
- 20. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
- 21. Исполнение местного бюджета.
- 22. Межмуниципальное сотрудничество.
- 23. Средства финансовой помощи местным бюджетам.
- 24. Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика.
- 25. Местный референдум.
- 26. Выборы депутатов и должностных лиц в органы местного самоуправления (организация и порядок проведения).
- 27. Правовой статус избирательных комиссий в муниципальных выборах.
- 28. Выдвижение и регистрация кандидатов.
- 29. Избирательные фонды, агитация.
- 30. Подведение итогов выборов, признание выборов недействительными.
- 31. Сходы граждан.
- 32. Собрания и конференции граждан, их виды.
- 33. Народная правотворческая инициатива (понятие, процедура).
- 34. Опрос граждан.
- 35. Территориальное общественное самоуправление.
- 36. Обращение граждан в органы местного самоуправления.
- 37. Голосование по отзыву депутатов и других выборных должностных лиц.
- 38. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.
- 39. Публичные слушания.
- 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.
- 41. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
- 42. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
- 43. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
- 44. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами
- 45. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 46. Правовые акты органов местного самоуправления. Характеристика и виды.
- 47. Понятие и общая характеристика организационных основ местного самоуправления.
- 48. Система органов местного самоуправления. Модели организации системы органов.
- 49. Структура органов местного самоуправления (Понятие и правовое регулирование).
- 51. Территориальная основа местного самоуправления. Порядок изменения границ.
- 52. Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
- 54. Особенности организации местного самоуправления на территории зато.
- 55. Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда.
- 56. Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.
- 57. Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления.
- 58. Порядок формирования представительных органов местного самоуправления.
- 59. Структура представительных органов местного самоуправления.
- 60. Компетенция представительных органов местного самоуправления.
- 61. Статус депутата, выборного должностного лица.
- 62. Формы депутатской деятельности.
- 63. Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.
- 64. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта рф.
- 65. Понятие и система исполнительных органов местного самоуправления.
- 66. Правовой статус главы муниципального образования.
- 67. Порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления.
- 68. Структурные подразделения исполнительных органов.
- 69. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления.
- 70. Правовой статус контрольного органа местного самоуправления.
- 71. Понятие, правовая основа и особенности муниципальной службы.
- 72. Принципы прохождения муниципальной службы.
- 74,75. Муниципальная должность. Категории муниципальных должностей.
- 76. Права и обязанности муниципального служащего.
- 77. Прохождение муниципальной службы. Ограничения, связанные с муниципальной службой.
- 80. Гарантии и льготы муниципальных служащих.
- 81. Ответственность и поощрение муниципальных служащих.
- 82. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями различных форм собственности.
- 83. Соотношение полномочий представительного и исполнительного органа местного самоуправления.
- 84. Порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления.
- 85. Методы деятельности органов местного самоуправления.
- 86. Виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц.
- 87. Понятие, виды и система гарантий местного самоуправления.
- 88. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.
- 90. Вопросы местного значения. Понятие, система, правовое закрепление.
- 91. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
- 92. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
- 93. Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления