42. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
Политический контроль. При все народном волеизъявлении оценку результатов деятельности муниципальных властей выносит непосредственно население. Формой политического контроля являются также и процедуры отзыва отдельных выборных лиц по инициативе избирателей.
Административный контроль. Особенностью административного контроля является то, что это контроль внутри самой административной системы. Руководители административного аппарата обязаны осуществлять надзор за действиями подчиненных, на предмет законности действий, их необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма административного контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания, право изменять или отменять решения, принятые подчиненными. Контроль со стороны выше стоящих руководителей дополняется деятельностью специальных внутренних надзорных органов — инспекций.
Органами государственного специального надзора в конкретных областях возложенной сферы деятельности муниципальных образований, а также их союзов и целевых объединений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, надзорные функции которых определяются соответствующими специальными положениями в законодательном порядке.
Так, правовой надзор деятельности районов и муниципальных образований осуществляется органом юстиции субъекта Российской Федерации.
В рамках своей компетенции надзорные органы вправе:
— направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных задач;
— при невыполнении задач муниципальных образований или их обязательств орган государственного специального надзора призвать органы местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления к принятию необходимых мер;
— издавать и направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендо¬вать, исходя из соображений целесообразности и эффективности в течение определенного срока, отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);
— вносить в случаях, если органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления в установленные сроки не выполнят рекомендаций органа государственного специального надзора, представления в органы государственного правового надзора.
Инициатива административного контроля необязательно должна исходить от административных органов. Подвергшиеся дискриминации со стороны действий органов власти физические или юридические лица могут обратиться к административному руководству соответствующего органа с жалобой на действия, или без действие с просьбой принять меры к отмене или изменению решения, наносящего ущерб.
Судебный контроль. Судебный контроль носит дополнительный характер по отношению к административному контролю. Судебный контроль необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юридические лица от ошибок, несправедливых решений административных органов. Особенность судебного контроля заключается в том, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от не законных, по его мнению, действий органов власти. Судебный контроль в сопоставлении с другими видами контроля носит значительно более узкий характер, так как строится исключительно на правовых аргументах. Судебный контроль является более формализованным, все другие виды контроля, подробность процессуальных норм гарантирует беспристрастность и эффективность судебного контроля, хотя их соблюдение дорогостояще и существенно замедляет контроль. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля. Хотя судебная форма контроля является одной из самых объективных, но в тоже время и самой медлен¬ной и дорогостоящей. Поэтому судебный контроль нецелесообразно использовать в качестве основного средства контроля.
Публичный контроль. Важным средством обеспечения публичного контроля является опубликование нормативных актов муниципальной власти. Это позволяет заинтересованным физическим и юридическим лицам получить необходимую им информацию. Информированность общественности создает предпосылки к тому, что если решение органов власти противоречит интересам населения, носит незаконный характер, то такое решение будет обжаловано с помощью средств судебного, административного или политического контроля. Для того, чтобы мотивы того или иного решения не вызывали дву¬смысленного толкования, все нормативные акты, кроме нерегламентирующих актов, а также актов, не содержащих неблагоприятных для отдельных лиц положений, должны содержать письменное обоснование. Обоснование должно быть достаточно четко сформулировано, чтобы заинтересованные лица могли легко понять мотивы.
- 1. Понятие муниципального права и местного самоуправления. Соотношение понятий.
- 2. Местное самоуправление как основа конституционного строя России, и его место в системе народовластия.
- 3. Предмет и методы правового регулирования муниципального права рф.
- 4. Муниципальное право как отрасль права России (система, источники). Соотношение норм муниципального права с нормами других отраслей права.
- 5. Муниципальное право России как наука (система, источники).
- 6. Муниципальное право как учебный предмет (система, источники).
- 7. Характеристика англосаксонской модели местного самоуправления.
- 8. Характеристика континентальной модели местного самоуправления.
- 9. Характеристика местного самоуправления Германии.
- 10. Становление и развитие местного самоуправления России (основные этапы).
- 11. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
- 12. Основные теории развития местного самоуправления.
- 13. Развитие местного самоуправления в современный период.
- 14. Приватизация муниципального имущества (основные способы).
- 15. Муниципальная собственность. Понятие и характеристика.
- 16. Понятие и значение местного бюджета.
- 17. Бюджетный процесс (основные стадии).
- 20. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
- 21. Исполнение местного бюджета.
- 22. Межмуниципальное сотрудничество.
- 23. Средства финансовой помощи местным бюджетам.
- 24. Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика.
- 25. Местный референдум.
- 26. Выборы депутатов и должностных лиц в органы местного самоуправления (организация и порядок проведения).
- 27. Правовой статус избирательных комиссий в муниципальных выборах.
- 28. Выдвижение и регистрация кандидатов.
- 29. Избирательные фонды, агитация.
- 30. Подведение итогов выборов, признание выборов недействительными.
- 31. Сходы граждан.
- 32. Собрания и конференции граждан, их виды.
- 33. Народная правотворческая инициатива (понятие, процедура).
- 34. Опрос граждан.
- 35. Территориальное общественное самоуправление.
- 36. Обращение граждан в органы местного самоуправления.
- 37. Голосование по отзыву депутатов и других выборных должностных лиц.
- 38. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.
- 39. Публичные слушания.
- 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.
- 41. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
- 42. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
- 43. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
- 44. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами
- 45. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 46. Правовые акты органов местного самоуправления. Характеристика и виды.
- 47. Понятие и общая характеристика организационных основ местного самоуправления.
- 48. Система органов местного самоуправления. Модели организации системы органов.
- 49. Структура органов местного самоуправления (Понятие и правовое регулирование).
- 51. Территориальная основа местного самоуправления. Порядок изменения границ.
- 52. Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
- 54. Особенности организации местного самоуправления на территории зато.
- 55. Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда.
- 56. Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.
- 57. Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления.
- 58. Порядок формирования представительных органов местного самоуправления.
- 59. Структура представительных органов местного самоуправления.
- 60. Компетенция представительных органов местного самоуправления.
- 61. Статус депутата, выборного должностного лица.
- 62. Формы депутатской деятельности.
- 63. Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.
- 64. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта рф.
- 65. Понятие и система исполнительных органов местного самоуправления.
- 66. Правовой статус главы муниципального образования.
- 67. Порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления.
- 68. Структурные подразделения исполнительных органов.
- 69. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления.
- 70. Правовой статус контрольного органа местного самоуправления.
- 71. Понятие, правовая основа и особенности муниципальной службы.
- 72. Принципы прохождения муниципальной службы.
- 74,75. Муниципальная должность. Категории муниципальных должностей.
- 76. Права и обязанности муниципального служащего.
- 77. Прохождение муниципальной службы. Ограничения, связанные с муниципальной службой.
- 80. Гарантии и льготы муниципальных служащих.
- 81. Ответственность и поощрение муниципальных служащих.
- 82. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями различных форм собственности.
- 83. Соотношение полномочий представительного и исполнительного органа местного самоуправления.
- 84. Порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления.
- 85. Методы деятельности органов местного самоуправления.
- 86. Виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц.
- 87. Понятие, виды и система гарантий местного самоуправления.
- 88. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.
- 90. Вопросы местного значения. Понятие, система, правовое закрепление.
- 91. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
- 92. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
- 93. Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления