logo search
Скородумов А

Отделение в обороне

На тактико-строевых занятиях по теме «Отделение в обороне» обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий: занятие и оборудование позиции; приемы защиты БМП (БТР) от удара высокоточного оружия противника; устройство заграждений; действия отделения при нанесении противником ядерного удара и во время огневой подготовки; отражение атаки пехоты и танков противника; смена позиции и др.

Тактико-строевые занятия по отработке таких учебных вопросов, как занятие указанной позиции, действия отделения при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки, отражение атаки противника, командиру отделения целесообразно проводить в такой последовательности.

Занятие указанной позиции.Объявив учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, которыми могут быть; выбор огневых позиций (мест для стрельбы), занятие позиции отделения, командир отделения кратко напоминает солдатам, каким требованиям должны отвечать огневая позиция или место для стрельбы. Затем он указывает направление наступления противника и участок местности (примерный рубеж), где должны находиться огневые позиции БМП, пулемета, гранатомета, места для стрельбы из автоматов, и приказывает занять позицию. Например: «Наступление противника ожидается в направлении курган, выс. «Плоская». Отделению поставлена задача оборонять позицию сухое дерево, камень. Огневые позиции и места для стрельбы выбрать самостоятельно. Отделение, в направлении кургана – К БОЮ».

После выбора и занятия солдатами позиций командир отделения проверяет, как они укрыты от огня противника и замаскированы от его наблюдения, обеспечивают ли наблюдение за противником и ведение прицельного огня по нему на различных дальностях.

Оценив выбор огневых позиции (мест для стрельбы) каждым солдатом, командир отделения выстраивает отделение и показывает, какая позиция выбрана наиболее удачно. Для убедительности приказывает поочередно занять ее и изготовиться для стрельбы, указывает на недостатки выбранных позиций и приказывает выбрать огневые позиции на новом рубеже. Так повторив несколько раз и убедившись, что солдаты твердо усвоили требования к позициям и научились быстро и правильно выбирать их, командир отделения выводит отделение в исходное положение и приступает к отработке второго элемента.

Для отработки второго элемента - занятия позиции отделением командир отделения ставит задачу примерно следующего содержания. «Ориентиры: первый - отдельное дерево, второй - два пня, третий (основной) - роща «Березовая».

Огневые средства противника обнаружены: ориентир первый, влево 20 - пулемет; ориентир третий, ближе 200 - БТР в окопе.

Отделение обороняет позицию яма, кусты с задачей не допустить прорыва танков и пехоты противника в направлении ор. 3, Дачное. Полоса огня: справа – яма, ор. 1, слева - кусты, ор. 2. Дополнительный сектор обстрела – кусты, сарай.

Справа обороняется 1 мсо, слева – 3 мсо. Огневые позиции занять: БМП - в отдельных кустах, секторы обстрела: основной–перекресток дорог, сарай, дополнительный – сарай, ор. 2; рядовому Дроздову (пулеметчику) – у камня, секторы обстрела: основной – кусты, ор. 2, дополнительный – ор. 2, группа деревьев; рядовому Ахметову (гранатометчику) – у дороги, секторы обстрела: основной–ор. 1, кусты, дополнительный– ор. 2, группа деревьев; рядовым Дукову, Иванову, Попову (автоматчикам) (указывает на местности для каждого места для стрельбы и секторы стрельбы)».

После этого командир отделения приступает к практической отработке действий личного состава по занятию позиции отделением. Он учит личный состав скрытному выдвижению и занятию своей позиции в зависимости от огня противника и рельефа местности различными способами (перебежками по одному, по два, всем отделением или переползаннем), подавая для этого команды, например' «Отделение, на сухое дерево, на рубеж яма, кусты, перебежкой (ползком), справа (справа и слева) по одному – вперед»; постоянному наблюдению за противником, выбору места для передышки после передвижения на 20–40 шагов и немедленной изготовке для ведения огня в установленном секторе. 3 ходе выдвижения и занятия позиции мотострелками БМП поддерживает их огнем с места. С занятием позиции мотострелками БМП, применяясь к местности, быстро занимает свою огневую позицию. Отработка этого элемента первоначально может осуществляться с выдвижением личного состава для занятия позиции на расстояние 100–150 м. Убедившись в правильном понимании обучаемыми порядка действий при занятии позиций, командир отделения может осуществлять скрытное выдвижение отделения на расстояние 300– 400 м. Причем вначале (с учетом местности) оно может производиться перебежкой всего отделения, затем по одному (по два) и заканчиваться переползанием.

В целях более интенсивной отработки действий при занятии позиции занятия тренировка проводится и при движении в обратном направлении. Для этого командир отделения создает новую тактическую обстановку и доводит ее до подчиненных.

Добившись четких и правильных действий от обучаемых, командир отделения проводит разбор и приступает к отработке второго вопроса.

Действия при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки. Отработку этого вопроса целесообразно проводить на участке местности, оборудованном в инженерном отношении, имеющем траншеи, окопы, щели, блиндажи (убежища), по следующим элементам: действия личного состава при нанесении противником ядерного удара; действия личного состава с началом огневой подготовки.

Для обучения действиям по первому элементукомандир отделения доводит до личного состава сигнал оповещения, разъясняет и, если нужно, показывает порядок их действий по ним. Затем он дает команду на занятие позиции, назначает наблюдателя и дежурное огневое средство. После того как личный состав отделения займет свои места и изготовится к бою, командир отделения подает сигнал оповещения о химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, по которому личный состав быстро надевает противогазы и другие средства защиты. Командир отделения, проверив правильность надевания средств защиты и убедившись в правильности действий по сигналу оповещения, приступает к обучению личного состава действиям по вспышке ядерного взрыва. Для этого он подает голосом сигнал «Атом» и имитирует взрыв шашкой черного дыма. При этом он тренирует личный состав, находящийся в БМП (БТР), закрывать люки, бойницы, жалюзи, а находящийся на позиции – быстро занять имеющиеся поблизости укрытия или лечь на дно окопа (траншеи). После прохождения ударной волны обучаемые изготавливаются для отражения атаки противника. Первоначально отработка элемента производится в замедленном темпе и основное внимание обращается на правильность надевания средств защиты и занятия укрытия. В последующей тренировке командир отделения, требуя ускорения действий, добивается четкого и слаженного выполнения каждым солдатом соответствующего норматива по защите от оружия массового поражения противника.

Для отработки второго элементакомандир отделения разъясняет порядок действий личного состава отделения с началом огневой подготовки противника, назначает наблюдателя и ставит ему задачу. Затем имитирует подрывом взрыв-пакета артиллерийский налет противника и подает команду «Отделение – в укрытие». Наблюдая за действиями обучаемых, он учит наблюдателя оставаться на позиции и наблюдать за действиями противника, а остальной личный состав – укрываться в перекрытой щели, блиндаже (убежище) или в БМП в готовности быстро занять свои места на позиции. Как только солдаты укроются в перекрытой щели, блиндаже (убежище), командир отделения вызывает имитацию (показ) целей и приказывает наблюдателю установленным сигналом вызвать личный состав из укрытия, например: «Отделение–к бою». По сигналу наблюдателя солдаты выбегают из перекрытой щели, блиндажа (убежища) и занимают свои места для отражения атаки противника. В ходе последующей тренировки обязанности наблюдателя выполняют другие солдаты.

Обучив отделение действиям по сигналу оповещения при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки, командир отделения проводит разбор и приступает к отработке следующего учебного вопроса.

Отражение атаки противника.Обучение действиям по данному учебному вопросу целесообразно разделить на следующие элементы: действия личного состава с переходом противника в наступление и при уничтожении танков и пехоты противника перед передним краем; действия личного состава при выходе противника во фланг отделения.

Обучая действиям по первому элементу, командир отделения может кратко напомнить порядок действий наблюдателя, наводчика-оператора БМП и остальных солдат при переходе противника в атаку. Затем он ставит отделению задачу или только уточняет ее, если задача была поставлена при отработке предыдущего учебного вопроса, и назначает наблюдателя, после чего дает команду на занятие отделением позиции и производит обозначение действий наступающего противника с дальнего рубежа (подает команду на показ целей № 1–танк, № 2–БТР), затем на более ближних дистанциях с таким расчетом, чтобы показывать последовательность передвижения противника к переднему краю, а личный состав отделения научить последовательно в зависимости от расстояния готовить данные для стрельбы, поражать его различными видами оружия, в том числе и ручными гранатами.

Наблюдатель, заметив переход противника в атаку, докладывает командиру отделения и подает сигнал тревоги. Отделение немедленно изготавливается к бою. Командир отделения учит личный состав уничтожению противника сначала огнем из вооружения БМП, затем огнем снайпера Я пулеметов, а по мере подхода противника к переднему краю–из всех видов оружия; выбору цели и установке прицельных приспособлений, самостоятельному уничтожению противника в зависимости от дальности до целей и направления их движения; сосредоточению огня по наиболее важным целям или участкам.

С подходом пехоты противника к позиции на расстояние 30–40 м (противник обозначается показом мишеней) командир отделения подает команду «Подготовить гранаты» и учит личный состав метать гранаты в цель и уничтожать противника огнем в упор.

Контроль за действиями подчиненных по поражению целей командир отделения осуществляет с помощью ортоскопов, прицельных установок и других приборов контроля. Если обучаемый правильно определил прицельные установки и навел оружие в цель, она считается пораженной (цель убирается или останавливается). Танк считается пораженным, если граната попала в мишень. Так, постоянно наращивая обстановку и меняя варианты показа целей, командир отделения добивается от личного состава непрерывного ведения наблюдения за полем боя, четкого доклада об обнаруженных целях, умения самостоятельно выбирать цели и определять исходные данные для стрельбы, переносить огонь с одной цели на другую и сосредоточивать его по наиболее важным целям.

Обучая действиям по второму элементу, командир отделения разъясняет личному составу способы уничтожения вклинившегося противника и порядок действий отделения, используя запасные огневые позиции и маневрируя огневыми средствами по ходам сообщения, учит личный состав во взаимодействии с соседним отделением уничтожать противника огнем всех видов оружия в упор и гранатами. Затем показом целей, вводными или подачей команд он тренирует механика-водителя, пулеметчика, гранатометчика перемещаться с основных позиций на запасные или для занятия позиций на угрожаемом фланге.

Отработав учебный вопрос по элементам, командир отделения создает новую обстановку и учит отделение действиям при комплексной отработке всего учебного вопроса.

В конце занятия командир отделения проверяет вооружение, боеприпасы, материальное обеспечение, проводит разбор занятия. В ходе разбора он характеризует действия солдат при отработке каждого учебного вопроса, отмечает наиболее поучительные действия и недостатки, имевшие место на занятии, объявляет оценку каждому солдату и указывает, что необходимо сделать для устранения недостатков. После этого докладывает командиру взвода об окончании занятия.