Методы воспитания
Метод воинского воспитания – это совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воинов в целях формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга. Основными методами воспитания российских воинов являются: убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, критика и самокритика, принуждение. На практике данные методы чаще всего применяются в совокупности и в различных сочетаниях. Основными формами воспитательной работы являются: занятия по общественно-государственной подготовке, беседы, диспуты и т. д. Они должны соответствовать тем требованиям, которые вытекают из задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
Метод убеждения – главный метод воспитания российских воинов. Убеждать – значит, опираясь на логические доводы, данные науки, достоверные факты жизни, практики, личный опыт воинов, добиваться того, чтобы требования Военной присяги и воинских уставов превращались в глубокие личные убеждения воинов, становились мотивами их поведения, руководством к действию. Способ убеждения – объяснение, разъяснение, внушение, доказательство, призыв и т, д.
Важнейшим условием успешного убеждения является умение сержанта расположить к себе подчиненных, завоевать их доверие, добиться взаимопонимания, проявлять настойчивость, выдержку, терпение и такт.
Метод примера – целеустремленное и систематическое воздействие воспитателей на воинов силой личного примера, а также всеми видами положительного примера как образца для подражания, стимула в соревновании и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни. Воспитательное влияние примера основывается на склонности людей к подражанию, на потребности изучать и заимствовать опыт других. Каждый командир должен помнить, что личный пример воспитателя является важнейшим условием, дающим ему моральное право воспитывать других. Личный пример командира является основой его авторитета, оказывает вдохновляющее влияние на людей в трудной обстановке, в бою.
Метод упражнения. Развивать волю воина, воспитывать у него смелость, решительность, самообладание можно только при условии, если воспитательная работа сочетается с постоянными морально-волевыми упражнениями, связанными с преодолением трудностей воинской службы. Сущность метода упражнения в воспитании состоит в такой организации службы и всей жизни воинов, которая повседневно укрепляет их сознание, закаляет волю, развивает чувства, позволяет приобретать положительный социальный опыт, привычки правильного поведения.
Упражнение в воспитании осуществляется опосредствованно через решение повседневных жизненно необходимых задач, осознаваемых воинами. Чтобы выработать у воина смелость, настойчивость, инициативу, его надо систематически ставить в такие условия, в которых ему требовалось бы проявлять эти качества.
Метод соревнования. Сущность соревнования как метода воспитания состоит в применении такой системы воспитательных воздействий на воинов, которая развивает у них дух товарищеской состязательности и здорового соперничества, равнение на лучших в учебе и в выполнении служебных обязанностей, сотрудничество, взаимопомощь, подтягивание отстающих до уровня передовых и обеспечивает на этой основе достижение высоких общих результатов.
Метод поощрения – это система средств и приемов морального и материального стимулирования воинов, проявивших высокий уровень сознательности, усердия, инициативы, настойчивости в выполнении воинского долга и добившихся высоких результатов в боевой подготовке, службе, общественной работе.
При применении поощрения командир должен помнить, что поощрение должно быть педагогически целесообразным, носить воспитательный характер, вызывать положительные изменения в деятельности воина и воинского коллектива, в их качествах. Поощрение должно быть заслуженным. Оно ценно тогда, когда выносится своевременно.
Метод критики и самокритики. Сущность метода критики и самокритики в воспитании состоит в применении системы воспитательных воздействий на воинский коллектив и личность воина, выраженных в форме суждений, анализа, обобщения и объективной оценки их деятельности, взглядов, направленных на устранение допускаемых ими ошибок, недостатков и негативных явлений, развитие высокого чувства ответственности за свое поведение, состояние воинской дисциплины, боевой готовности подразделения.
Метод принуждения применяется к отдельным солдатам, чьи поступки противоречат требованиям уставов и приказов командиров (начальников). Принуждение включает следующие формы воздействия: напоминание, предупреждение, запрещение, осуждение товарищами. Крайней мерой принуждения является взыскание. Сержант обязан для выполнения требований дисциплины и порядка использовать все меры принуждения, не оставлять без воздействия ни одного проступка, строго взыскивать с нерадивых.
Личный пример сержанта является его главным методом работы с подчиненными, важнейшим условием выполнения своих обязанностей. Он усиливает или ослабляет действенность всех других методов воспитания. «Слово учит, а пример ведет» – гласит народная мудрость.
- Глава первая
- Основы воинского обучения и воспитания военнослужащих
- 1. Вооруженные силы российской федерации
- 2. Роль и задачи сержантов в обучении и воспитании военнослужащих
- 3. Основы военного законодательства
- Общие положения
- Ответственность за преступления против военной службы
- 4. Сущность, принципы и методы воспитания
- Сущность и принципы воспитания
- Методы воспитания
- 5. Направления работы сержантов по укреплению воинской дисциплины
- Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
- 6. Работа сержантов по поддержанию уставного порядка
- Задачи сержантов по выполнению требований общевоинских уставов вооруженных сил российской федерации
- Работа сержантов по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка
- Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
- Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах
- Глава вторая
- Боевая подготовка
- Общие положения
- 1. Сущность, основные принципы, формы и методы обучения
- Сущность процесса обучения
- Принципы обучения
- Методы обучения
- Формы обучения
- 2. Тактическая подготовка
- Общие положения
- Отделение в обороне
- Последовательность работы командира отделения на местности по организации оборонительного боя (вариант, рис. 1)
- Действия отделения в составе боевых групп в обороне
- Отделение в наступлении
- Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу (вариант, рис. 2)
- Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником (вариант)
- Уточнение задачи отделению после спешивания (вариант)
- Действия отделения в составе боевых групп в наступлении
- Отделение на марше и в походном охранении
- Боевой приказ командира отделения на действия в походном охранении (вариант)
- Расположение отделения на месте и в сторожевом охранении
- 3. Разведывательная подготовка
- Общие положения
- Способы ведения разведки отделением
- Форма записи в журнале наблюдения
- Дозорное отделение
- Отделение в разведывательной засаде
- Отделение в поиске
- 4. Огневая подготовка
- Основы стрельбы из стрелкового оружия и вооружения бмп (бтр)
- Округленные дальности прямого выстрела
- Правила стрельбы из стрелкового оружия и вооружения боевых машин
- Мнемонические правила определения величины поправок направления на умеренный боковой ветер (4–6 м/с) при стрельбе из стрелкового оружия
- Стрельба по появляющимся (неподвижным) и движущимся целям
- Примеры докладов по результатам наблюдения за стрельбой
- Особенности стрельбы в различных условиях
- Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
- Обучение разведке целей, определению исходных установок для их поражения и целеуказанию
- Управление огнем
- Методические рекомендации по обучению стрельбе
- Бланк записи решения огневых задач (вариант записи для пулеметчика пк)
- Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
- 5. Вождение боевых машин
- Общие положения
- Основы движения и правила вождения
- Вождение на подъемах, спусках и косогорах
- Вождение по ограниченным проходам
- Погрузка на транспортные средства
- Преодоление препятствий
- Вождение в колонне
- Вождение в бою
- Вождение в условиях ограниченной видимости
- Преодоление водных преград
- 6. Радиационная, химическая и биологическая защита
- Основы радиационной, химической и биологической защиты
- Общие сведения о ядерном оружии, его поражающие факторы и способы защиты от него
- Общие сведения о химическом оружии, его поражающие факторы и способы защиты от него
- Отравляющие вещества нервно-паралитического действия
- Отравляющие вещества кожно-нарывного действия
- Отравляющие вещества общеядовитого действия
- Отравляющие вещества удушающего действия
- Психотропные вещества (инкапаситанты)
- Раздражающие вещества (ирританты)
- Бинарные системы химического оружия
- Токсины
- Общие сведения о биологическом оружии, его поражающие факторы и способы защиты от него
- Поражение личного состава биологическими средствами. Профилактика поражений
- Зажигательное оружие и защита от него
- Мероприятия радиационной, химической и биологической зашиты, порядок их выполнения в подчиненном подразделении
- Нормы снабжения аэрозольными средствами, шт.
- Возможности взвода по постановке аэрозольной завесы в течение 6 мин
- Порядок, способы действий личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения. Требования безопасности
- Вооружение и средства радиационной, химической и биологической защиты
- Средства индивидуальной и коллективной защиты
- Приборы и комплекты специальной обработки
- Технические характеристики пакетов дпп и дпп-м
- Аэрозольные средства
- Назначение, устройство и технические характеристики аэрозольных средств
- Технические характеристики дымовых шашек
- Технические характеристики термической дымовой аппаратуры танков, бмп и системы 902
- Порядок приведения в действие аэрозольных средств
- Приборы радиационной, химической разведки и контроля
- Приборы радиационной разведки и контроля
- Техническое обслуживание и хранение вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты
- Виды технического обслуживания вооружения и средств рхб защиты
- Методика проведения контрольных осмотров вооружения и средств рхб защиты командиром отделения (расчета)
- Ввод в эксплуатацию и закрепление изделий вооружения и средств рхб защиты за личным составом
- Техническое обслуживание средств индивидуальной защиты
- Техническое обслуживание приборов радиационной и химической разведки
- Хранение вооружения и средств рхб зашиты в подразделениях
- Организация и проведение тренировок по рхб защите
- 7. Инженерная подготовка
- Оборудование позиции отделения
- Взрывчатые вещества, средства взрывания и заряды
- Инженерные заграждения
- Основные тактико-технические характеристики
- Состав комплекта вкпм-1, вкпм-2
- Средства разведки и разминирования
- Тактико-технические характеристики
- Невзрывные заграждения
- Преодоление водных преград
- Полезная грузоподъемность бревен, кг
- Предельная глубина брода в зависимости от скорости течения
- Требуемая расчетная толщина льда
- 8. Подготовка по связи
- Радиостанция р-159м
- Дальность работы радиостанции р-159м
- Порядок ведения радиосвязи на радиостанции р-159м
- Правила ведения переговоров на средствах связи
- Радиостанция р-168-0,1у
- Порядок работы на радиостанции р-168-0,1у
- Аппаратура внутренней связи и коммутации р-174
- Состав аппаратура внутренней связи р-174
- Радиостанция р-173м
- Порядок работы на радиостанции р-173м
- Радиостанция р-163-50у
- Порядок работы на радиостанции р-163-50у
- Переговорное устройство р-124
- Радиостанция р-123м и порядок работы на ней
- Радиостанция р-158 и порядок работы на ней
- Устранение простейших неисправностей
- Рекомендации по организации и методике проведения занятий по подготовке по связи
- 9. Строевая подготовка
- Общие положения
- Основы методики строевой подготовки
- Одиночная строевая подготовка
- Строевое слаживание
- Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
- 10. Физическая подготовка и спортивная работа
- Физическая подготовка Общие положения
- Основы методики физической подготовки
- Задачи и содержание учебного занятия
- Задачи и содержание комплексного учебного занятия
- Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
- Примерные варианты проведения утренней физической зарядки
- Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
- Спортивная работа
- 11. Военная топография
- Местность и ее значение в бою
- Топографические карты
- Ориентирование на местности
- Данные для движения по азимутам
- 12. Военно-медицинская подготовка
- Первая помощь раненым и больным
- Медицинское оснащение для оказания первой помощи раненым и больным.
- Организация первой помощи раненым и больным в подразделении
- Наложение первичных повязок и обезболивание в полевых условиях
- Способы временной остановки наружного кровотечения и переливания кровозамещающих растворов
- Первая помощь при переломах костей
- Первая помощь при ушибах, закрытых повреждениях внутренних органов, растяжении связок и вывихах
- Реанимационные мероприятия
- Особенности первой помощи при поражении ядерным, химическим и биологическим оружием
- Первая помощь при ожогах, отморожениях, поражении электрическим током, утоплении и отравлениях
- Извлечение раненных из боевых машин
- Методические рекомендации по проведению занятий по военно-медицинской подготовке
- Глава третья
- Основы технического и тылового обеспечения
- 1. Эксплуатация бронетанкового вооружения и военной техники
- Общие положения
- Обязанности экипажа по содержанию машины в боевой готовности
- Ввод бронетанкового вооружения и техники в эксплуатацию
- Подготовка бронетанкового вооружения и техники к использованию
- Использование бронетанкового вооружения и техники
- Техническое обслуживание бронетанкового вооружения и техники
- Контроль технического состояния бронетанкового вооружения и техники
- Хранение бронетанкового вооружения и техники
- Транспортирование бронетанкового вооружения и техники
- Происшествия и повреждения при использовании (боевом применении) бронетанкового вооружения и техники
- Основы ремонта бронетанкового вооружения и техники
- 2. Тыловое обеспечение
- Общие положения
- Обеспечение горючим
- Продовольственное обеспечение
- Вещевое обеспечение
- Требования пожарной безопасности
- Требования пожарной безопасности в парках и ангарах.
- Организация эвакуации тел погибших (умерших) во время боя
- Порядок обращения с военнопленными
- Приложения
- Методика подготовки и проведения тактико-строевых занятий по тактической подготовке
- Отделение в обороне
- Отделение в наступлении
- План проведения тактико-строевого занятия
- Проведения тактико-строевого занятия со 2-м отделением
- Ход занятия
- Основы управления
- Порядок работы (алгоритм) командира отделения при организации выполнения поставленной задачи
- Порядок работы (алгоритм) командира отделения при организации боевых действии