Отделение в наступлении
Последовательность работы командира отделения по подготовке тактико-строевого занятия с отделением в наступлении аналогична подготовке тактико-строевого занятия с отделением в обороне. Однако порядок проведения тактико-строевых занятий по теме «Отделение в наступлении» и «Отделение в обороне» отличаются.
На тактико-строевых занятиях по теме «Отделение в наступлении» обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий: переход в атаку из траншеи; выдвижение и развертывание отделения из колонны в цепь и свертывание в колонну; спешивание, развертывание в цепь и посадка на БМП (БТР); атака; преодоление различных заграждений и препятствий под огнем противника; осуществление различных видов маневра при бое в глубине обороны противника; отражение контратаки; действия по сигналам оповещения; действия при ядерном взрыве; мероприятия по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, зажигательных веществ и многие другие.
На рекогносцировке, проводимой командиром взвода, командир отделения уточняет места и порядок отработки учебных вопросов, время на их отработку и порядок обозначения противника.
После проведения рекогносцировки разрабатывается план проведения тактико-строевого занятия. В плане указываются тема, учебные цели, время и место проведения занятия, руководства и пособия, учебное материально-техническое обеспечение и излагается ход занятия.
План проведения тактико-строевого занятия за один-два дня до начала занятия представляется сержантом командиру взвода на утверждение. При этом он должен быть готов доложить командиру взвода порядок проведения занятия и при необходимости получить от него методические советы по отработке учебных вопросов и материально-техническому обеспечению занятия.
В ходе подготовки личного состава к занятию командир отделения изучает с ним статьи Боевого устава Сухопутных войск, содержание других документов, а также нормативов, знание которых необходимо при отработке учебных вопросов. Командир отделения знакомит подчиненных с теми приемами и способами действий, которые им предстоит отработать на занятии, доводит до них требования безопасности.
Накануне занятия командир отделения проверяет исправность машин учебно-боевой группы, мишеней и указок, а в день занятий получает у старшины роты или у заместителя командира взвода установленное количество холостых патронов, учебных имитационных ручных гранат, сигнальных и осветительных патронов.
Проведение тактико-строевых занятий. На занятие в поле отделение выходит в составе взвода. Перед выходом на занятие командир отделения проверяет наличие и экипировку личного состава, оружие, средства учебного материально-технического обеспечения, а также знание подчиненными мер безопасности при применении сигнальных и имитационных средств.
При передвижении к месту занятия и обратно могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы (например, передвижение на поле боя различными способами, действия по сигналам оповещения), проводиться физические тренировки.
После выхода взвода в район занятия и объявления командиром извода темы, учебных целей и мест занятия для каждого отделения командиры отделений следуют с личным составом к указанным местам и приступают к отработке учебных вопросов.
Тактико-строевые занятия могут проводиться пеший по-машинному или на БМП (БТР). На начальной стадии обучения отделения занятия проводятся пеший по-машинному.
Командир отделения проводит занятие примерно в такой последовательности. В исходном положении он объявляет отделению первый учебный вопрос и порядок его отработки. Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, доводит до обучаемых тактическую обстановку и приступает к отработке первого приема. Если при подготовке к занятию ознакомление с отрабатываемыми приемами не проводилось, то командир отделения показывает новый прием в целом и первый отрабатываемый его элемент, а если личный состав был ознакомлен с приемом ранее, то руководитель занятия только поясняет порядок его отработки по элементам и приступает к тренировке.
Отработка нового приема начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание командир отделения обращает на правильное его выполнение. Затем темп выполнения приема постепенно ускоряется до времени, предусмотренного нормативами.
Если обучаемые допускают ошибки и действуют неправильно, командир отделения приостанавливает тренировку, указывает на допущенные ошибки, при необходимости вторично разъясняет, как надо действовать.
Закончив обучение отделения одному элементу приема (действия), командир отделения в таком же порядке отрабатывает последующие элементы. После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения отрабатывает первый учебный вопрос в комплексном (слитном) выполнении и проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит тактическую обстановку, созданную для его отработки, и приступает к отработке первого приема в такой же последовательности, как и при отработке предыдущего вопроса.
На тактико-строевых занятиях командир отделения обязан не только обучать своих подчиненных правильному и сноровистому выполнению приемов и способов действий в наступлении, но и формировать у них такие морально-боевые качества, как смелость, решительность, наступательный порыв и стремительность действий, уверенность в своих силах и оружии, готовность к выполнению любого приказа командира. В этих целях применяются различные методические приемы. Например, при атаке переднего края обороны противника после метания имитационных ручных гранат нельзя допускать замедления движения солдат в ожидании взрыва. Этим командир отделения учит подчиненных подавлять чувство страха в условиях повышенной опасности.
Закончив отработку всех учебных вопросов, командир отделения при наличии времени проводит комплексную тренировку с личным составом по выполнению приемов и способов действий по всем учебным вопросам, а затем разбор, который является заключительной частью занятия.
Перед разбором командир отделения проверяет наличие оружия, средств защиты, снаряжения, изымает неизрасходованные холостые патроны и средства имитации и докладывает командиру взвода.
В разборе командир отделения указывает тему занятия, учебные цели и в какой степени достигнуты они в ходе занятия; анализирует действия солдат при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свои суждения требованиями уставов, наставлений и приказов старших начальников; отмечает наиболее поучительные действия солдат, а также недостатки, имевшие место на занятии. В конце разбора объявляет оценку каждому солдату и указывает, что необходимо сделать для устранения выявленных недостатков, на что обратить внимание при подготовке к очередному занятию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Глава первая
- Основы воинского обучения и воспитания военнослужащих
- 1. Вооруженные силы российской федерации
- 2. Роль и задачи сержантов в обучении и воспитании военнослужащих
- 3. Основы военного законодательства
- Общие положения
- Ответственность за преступления против военной службы
- 4. Сущность, принципы и методы воспитания
- Сущность и принципы воспитания
- Методы воспитания
- 5. Направления работы сержантов по укреплению воинской дисциплины
- Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
- 6. Работа сержантов по поддержанию уставного порядка
- Задачи сержантов по выполнению требований общевоинских уставов вооруженных сил российской федерации
- Работа сержантов по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка
- Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
- Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах
- Глава вторая
- Боевая подготовка
- Общие положения
- 1. Сущность, основные принципы, формы и методы обучения
- Сущность процесса обучения
- Принципы обучения
- Методы обучения
- Формы обучения
- 2. Тактическая подготовка
- Общие положения
- Отделение в обороне
- Последовательность работы командира отделения на местности по организации оборонительного боя (вариант, рис. 1)
- Действия отделения в составе боевых групп в обороне
- Отделение в наступлении
- Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу (вариант, рис. 2)
- Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником (вариант)
- Уточнение задачи отделению после спешивания (вариант)
- Действия отделения в составе боевых групп в наступлении
- Отделение на марше и в походном охранении
- Боевой приказ командира отделения на действия в походном охранении (вариант)
- Расположение отделения на месте и в сторожевом охранении
- 3. Разведывательная подготовка
- Общие положения
- Способы ведения разведки отделением
- Форма записи в журнале наблюдения
- Дозорное отделение
- Отделение в разведывательной засаде
- Отделение в поиске
- 4. Огневая подготовка
- Основы стрельбы из стрелкового оружия и вооружения бмп (бтр)
- Округленные дальности прямого выстрела
- Правила стрельбы из стрелкового оружия и вооружения боевых машин
- Мнемонические правила определения величины поправок направления на умеренный боковой ветер (4–6 м/с) при стрельбе из стрелкового оружия
- Стрельба по появляющимся (неподвижным) и движущимся целям
- Примеры докладов по результатам наблюдения за стрельбой
- Особенности стрельбы в различных условиях
- Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
- Обучение разведке целей, определению исходных установок для их поражения и целеуказанию
- Управление огнем
- Методические рекомендации по обучению стрельбе
- Бланк записи решения огневых задач (вариант записи для пулеметчика пк)
- Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
- 5. Вождение боевых машин
- Общие положения
- Основы движения и правила вождения
- Вождение на подъемах, спусках и косогорах
- Вождение по ограниченным проходам
- Погрузка на транспортные средства
- Преодоление препятствий
- Вождение в колонне
- Вождение в бою
- Вождение в условиях ограниченной видимости
- Преодоление водных преград
- 6. Радиационная, химическая и биологическая защита
- Основы радиационной, химической и биологической защиты
- Общие сведения о ядерном оружии, его поражающие факторы и способы защиты от него
- Общие сведения о химическом оружии, его поражающие факторы и способы защиты от него
- Отравляющие вещества нервно-паралитического действия
- Отравляющие вещества кожно-нарывного действия
- Отравляющие вещества общеядовитого действия
- Отравляющие вещества удушающего действия
- Психотропные вещества (инкапаситанты)
- Раздражающие вещества (ирританты)
- Бинарные системы химического оружия
- Токсины
- Общие сведения о биологическом оружии, его поражающие факторы и способы защиты от него
- Поражение личного состава биологическими средствами. Профилактика поражений
- Зажигательное оружие и защита от него
- Мероприятия радиационной, химической и биологической зашиты, порядок их выполнения в подчиненном подразделении
- Нормы снабжения аэрозольными средствами, шт.
- Возможности взвода по постановке аэрозольной завесы в течение 6 мин
- Порядок, способы действий личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения. Требования безопасности
- Вооружение и средства радиационной, химической и биологической защиты
- Средства индивидуальной и коллективной защиты
- Приборы и комплекты специальной обработки
- Технические характеристики пакетов дпп и дпп-м
- Аэрозольные средства
- Назначение, устройство и технические характеристики аэрозольных средств
- Технические характеристики дымовых шашек
- Технические характеристики термической дымовой аппаратуры танков, бмп и системы 902
- Порядок приведения в действие аэрозольных средств
- Приборы радиационной, химической разведки и контроля
- Приборы радиационной разведки и контроля
- Техническое обслуживание и хранение вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты
- Виды технического обслуживания вооружения и средств рхб защиты
- Методика проведения контрольных осмотров вооружения и средств рхб защиты командиром отделения (расчета)
- Ввод в эксплуатацию и закрепление изделий вооружения и средств рхб защиты за личным составом
- Техническое обслуживание средств индивидуальной защиты
- Техническое обслуживание приборов радиационной и химической разведки
- Хранение вооружения и средств рхб зашиты в подразделениях
- Организация и проведение тренировок по рхб защите
- 7. Инженерная подготовка
- Оборудование позиции отделения
- Взрывчатые вещества, средства взрывания и заряды
- Инженерные заграждения
- Основные тактико-технические характеристики
- Состав комплекта вкпм-1, вкпм-2
- Средства разведки и разминирования
- Тактико-технические характеристики
- Невзрывные заграждения
- Преодоление водных преград
- Полезная грузоподъемность бревен, кг
- Предельная глубина брода в зависимости от скорости течения
- Требуемая расчетная толщина льда
- 8. Подготовка по связи
- Радиостанция р-159м
- Дальность работы радиостанции р-159м
- Порядок ведения радиосвязи на радиостанции р-159м
- Правила ведения переговоров на средствах связи
- Радиостанция р-168-0,1у
- Порядок работы на радиостанции р-168-0,1у
- Аппаратура внутренней связи и коммутации р-174
- Состав аппаратура внутренней связи р-174
- Радиостанция р-173м
- Порядок работы на радиостанции р-173м
- Радиостанция р-163-50у
- Порядок работы на радиостанции р-163-50у
- Переговорное устройство р-124
- Радиостанция р-123м и порядок работы на ней
- Радиостанция р-158 и порядок работы на ней
- Устранение простейших неисправностей
- Рекомендации по организации и методике проведения занятий по подготовке по связи
- 9. Строевая подготовка
- Общие положения
- Основы методики строевой подготовки
- Одиночная строевая подготовка
- Строевое слаживание
- Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
- 10. Физическая подготовка и спортивная работа
- Физическая подготовка Общие положения
- Основы методики физической подготовки
- Задачи и содержание учебного занятия
- Задачи и содержание комплексного учебного занятия
- Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
- Примерные варианты проведения утренней физической зарядки
- Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
- Спортивная работа
- 11. Военная топография
- Местность и ее значение в бою
- Топографические карты
- Ориентирование на местности
- Данные для движения по азимутам
- 12. Военно-медицинская подготовка
- Первая помощь раненым и больным
- Медицинское оснащение для оказания первой помощи раненым и больным.
- Организация первой помощи раненым и больным в подразделении
- Наложение первичных повязок и обезболивание в полевых условиях
- Способы временной остановки наружного кровотечения и переливания кровозамещающих растворов
- Первая помощь при переломах костей
- Первая помощь при ушибах, закрытых повреждениях внутренних органов, растяжении связок и вывихах
- Реанимационные мероприятия
- Особенности первой помощи при поражении ядерным, химическим и биологическим оружием
- Первая помощь при ожогах, отморожениях, поражении электрическим током, утоплении и отравлениях
- Извлечение раненных из боевых машин
- Методические рекомендации по проведению занятий по военно-медицинской подготовке
- Глава третья
- Основы технического и тылового обеспечения
- 1. Эксплуатация бронетанкового вооружения и военной техники
- Общие положения
- Обязанности экипажа по содержанию машины в боевой готовности
- Ввод бронетанкового вооружения и техники в эксплуатацию
- Подготовка бронетанкового вооружения и техники к использованию
- Использование бронетанкового вооружения и техники
- Техническое обслуживание бронетанкового вооружения и техники
- Контроль технического состояния бронетанкового вооружения и техники
- Хранение бронетанкового вооружения и техники
- Транспортирование бронетанкового вооружения и техники
- Происшествия и повреждения при использовании (боевом применении) бронетанкового вооружения и техники
- Основы ремонта бронетанкового вооружения и техники
- 2. Тыловое обеспечение
- Общие положения
- Обеспечение горючим
- Продовольственное обеспечение
- Вещевое обеспечение
- Требования пожарной безопасности
- Требования пожарной безопасности в парках и ангарах.
- Организация эвакуации тел погибших (умерших) во время боя
- Порядок обращения с военнопленными
- Приложения
- Методика подготовки и проведения тактико-строевых занятий по тактической подготовке
- Отделение в обороне
- Отделение в наступлении
- План проведения тактико-строевого занятия
- Проведения тактико-строевого занятия со 2-м отделением
- Ход занятия
- Основы управления
- Порядок работы (алгоритм) командира отделения при организации выполнения поставленной задачи
- Порядок работы (алгоритм) командира отделения при организации боевых действии