logo
Скородумов А

Ориентирование на местности

Сущность ориентирования.Ориентироваться на местности - это значит определить стороны горизонта и свое место относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа, выбрать нужное для движения направление и выдерживать его в пути.

В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи. Ориентиром может служить любой местный предмет, который резко бросается в глаза при взгляде на местность. Ориентиры выбираются по возможности равномерно по фронту и в глубину, чтобы обеспечить более точное и быстрое указание цели, появившейся в любом месте. Выбранные ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника (рис. 77).

Рис. 77.Варианты выбора ориентиров

Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное название, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: куст «Зеленый», высота «Круглая». При движении на машине ориентирами выбираются такие местные предметы (элементы рельефа), которые могут быть быстро опознаны еще при подходе к ним, например, населенные пункты, мосты, высоты с характерными вершинами и т. п.

Определение сторон горизонта. Стороны горизонта определяются по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов. Для определения направления на стороны горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно, то справа будет восток, слева – запад, а в противоположном северу направлении – юг. Между ними находятся промежуточные направления: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.

Для определения сторон по компасу надо держать компас горизонтально и, отпустив тормоз стрелки, повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса буквы (С, Ю, В, 3) на шкале будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад (у некоторых компасов вместо буквы «С» нанесен большой штрих).

По Солнцу и часам стороны горизонта определяются в такой последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце; угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1 разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.

По Полярной звезде также можно определить стороны горизонта. Она всегда находится на севере, а отыскивается она по созвездию Большой Медведицы.

При определении сторон горизонта по некоторым признакам местных предметов необходимо знать, что:

муравейники почт всегда находятся к югу от ближайших деревьев, пней, кустов; южная сторона муравейника положе северной;

мох и лишайники покрывают стволы деревьев, камни, скалы, старые деревянные постройки с северной стороны;

кора деревьев с северной стороны обычно бывает грубее и темнее, чем с южной;

просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают почти строго по линии север - юг и восток - запад;

на торцах столбов, устанавливаемых на перекрестках просек в лесу, кварталы нумеруются с запада на восток (слева направо). Цифры с меньшими номерами располагаются на северо-западе и северо-востоке, с большими - на юго-западе и юго-востоке.

При ориентировании в горах, кроме описанных признаков следует знать, что приближенное направление на север и юг можно определить по снежным полям, которые на северных склонах всегда более мощные и спускаются ниже, чем на южных.

Движение по азимутам. Сущность движения по азимутам состоит в умении найти и выдерживать с помощью компаса указанное или намеченное место. Для этого надо знать данные для движения - магнитные азимуты с одного ориентира на другой и расстояние между ориентирами. Данные для движения командиру отделения указывает обычно командир взвода, который одновременно с постановкой задачи вручает ему схему маршрута или таблицу азимутов. Иногда эти данные готовит сам командир отделения.

Подготовка данных для движения по азимутампроводится по карте и включает изучение местности и выбор маршрута движения, выбор ориентиров на участках маршрута, измерение расстояний до них, определение магнитных азимутов между выбранными ориентирами, составление и оформление схемы (таблицы) движения. Выбранные ориентиры на карте обводят кружками и соединяют прямыми линиями.

Определение магнитных азимутов производится, как правило, с помощью транспортира. Для этого поступают так, как показано на рис.78:

соединяют ориентиры (первый и второй) прямой линией и продолжают ее до пересечения с одной из вертикальных линий километровой сетки; на рисунке направление сарай - яма пересекло линию километровой сетки, обозначенную числом 61, а направление сарай - мост пересекло линию километровой сетки, обозначенную числом 60;

прикладывают транспортир к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы его центр на линейке совместился с точкой пересечения направления между ориентирами с вертикальной линией километровой сетки, а крайние деления шкалы транспортира (0 и 180°) совместились с направлением этой линии;

по ходу часовой стрелки от северного направления вертикальной линии до пересечения с направлением на предмет отсчитывают по шкале транспортира искомый угол (на рис. 78, б он равен 65°). Этот угол называется дирекционным углом. Если измеренный угол будет больше 180°, то в этом случае транспортир поворачивают полуокружностью влево и, произведя отсчет по ходу часовой стрелки, прибавляют к полученному отсчету 180°. На рис. 78, а измеренный угол между предметами сарай - мост будет равен 275° (950+1800=2750).

Рис. 78.Измерения по карте угла от северного направления вертикальной линии километровой сетки до направления на местный предмет:

а - дирекционный угол направления на мост равен 275°; б - дирекционный угол направления на яму равен 65°

В полученное значение угла вводят поправку направления с обратным знаком, которая берется из чертежа, помещенного на карте, и слагается из магнитного склонения и сближения меридианов (рис. 79), и получают значение магнитного азимута. На рис. 78, б измеренный угол сарай - яма равен 65°, поправка направления равна +8° (6°+2°=У), магнитный азимут равен 57° (650-80=570).

Если движение будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводится в пары шагов. Для этого расстояние между ориентирами в метрах делится на длину своей пары шагов. Например, при длине пары шагов 1,5 м расстояние между первым и вторым ориентирами будет равно 633 (950:1,5 = 633) парам шагов. Полученные по карте данные для движения по азимутам оформляются в виде схемы маршрута, вариант которой показан на рис. 80. Иногда вместо схемы составляется таблица, которая применительно к нашему примеру будет иметь следующее содержание (табл. 21).

Таблица 21