logo search
обзор российской практики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональные аспекты развития инклюзивного образования и содействие участников Коалиции «Образование – право для всех» этому процессу в 2011-2012 году велось в самых различных направлениях.

В векторе развития политики инклюзии наблюдается значительные различия в формировании региональной нормативно-правовой базы инклюзивного образования и различная степень вовлечения НКО в этот процесс. Общим же моментом является, безусловно, слабость и недостаточность федерального компонента законодательства, отсутствие внятных финансовых механизмов создания специальных условий обучения учащихся с инвалидностью и особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе, которые являются мощным барьером развития инклюзии, особенно в дотационных регионах, которых большинство. Государственная программа «Доступная среда», к сожалению, также не решает кардинально эту проблему. Необходимо отметить, что отдельные региональные прецеденты (Москва, Томск, Самара), безусловно, демонстрируют, что и в этих условиях возможны изменения и достижение позитивных результатов.

Вектор развития инклюзивных практик при такой недостаточности законодательства становится локальным, точечным. При этом необходимо и особенно важно поддерживать и ценить каждую такую школу, которая реально старается воплотить инклюзивные принципы в жизнь, тем более в тех условиях, которые более препятствуют, нежели содействуют развитию инклюзивности. Формирующиеся ростки школьной инклюзивной культуры требуют заботы и НКО, и родительских общественных организаций, и привлечения к ним общественного внимания в ходе информационных компаний и других событий, организуемых участниками Коалиции.

Следует отметить и важность дальнейшего проведения социальных исследований проблем развития инклюзивного образования, обязательно с привлечением организаций-партнеров Коалиции. Результаты этих исследований необходимо применять в подготовке программ развития региона, города, и отдельных школ. Такая практика поможет сделать процесс развития инклюзивного образования более качественным и эффективным.