logo
обзор российской практики

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

С 2008г. в г. Хабаровске стал широко рассматриваться вопрос о развитии инклюзивного образования. Стали подниматься вопросы включения детей с инвалидностью в обучающий процесс в общеобразовательную школу по месту жительства.

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Местные законодательные и нормативные акты, обеспечивающие развитие инклюзивного образования

С2008 г. был проведен ряд информационно-просветительских компаний, круглых столов и совещаний, направленных на развитие инклюзии.

С2011 г. по 2015 г. в г. Хабаровске в 50 общеобразовательных учреждений города и 20 общеобразовательных учреждений края будут созданы универсальные безбарьерные условия для детей с инвалидностью.

В 2012 г. в Хабаровском крае представлен на экспертизу проект постановления Правительства Хабаровского края «О реализации в 2012 году мероприятий по формированию в Хабаровском крае сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития».

Региональные, муниципальные программы, стратегии, концепции развития инклюзивного образования или социальной инклюзии

С2011 года г. Хабаровск и Хабаровский край принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011–2015 годы», утвержденной постановлением правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175.

Финансовая поддержка инклюзивного обучения

Финансирование в размере 52 655 млн. рублей, предназначенных для софинансирования в 2012 году мероприятий, обеспечивающих совместное обучение детей с инвалидностью и детей без инвалидности, предоставляются местным бюджетам городских округов «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре», Амурского, Верхнебуреинского и Николаевского муниципальных районов края.

ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИИ

Констатация настоящего положения

Большая проблема возникает с родителями, которые скрывают сопутствующие диагнозы детей, к примеру, скрывают о том, что у ребёнка есть эпилепсия. Другие родители не оформляют ребёнку инвалидность, но при этом рассказывают об особенностях своего ребёнка. Третьи родители вообще ничего школе не сообщают, устраивая ребёнка на общих основаниях.

По мнению учителей, дети в классах толерантно относятся к детям с инвалидностью. Однако, по опросу детей, стало ясным, что учителя многое не замечают, потому что практически каждый ребёнок с инвалидностью в анкете указал, что его обижают одноклассники. Особенно тяжело в этом отношении детям с инвалидностью по слуху, с одноклассниками они не взаимодействуют, потому что они друг друга не понимают, и дети слабослышащие стараются не говорить вслух, а только разговаривают на жестах с другими слабослышащими детьми. Часто дети с инвалидностью становятся объектом