logo
обзор российской практики

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Местные законодательные и нормативные акты, обеспечивающие развитие инклюзивного образования

По инициативе Национальной коалиции «За образование для всех» Комитет образования Санкт-Петербурга принял первую редакцию концепции развития инклюзивного образования (2011 г.), которую обсуждали с участием представителей Коалиции. При этом, представители Комитета образования не хотели включать в концепцию понятие инклюзии так, как это признано в мировой практике. Они планировали это привязать только к коррекционной школе: инклюзия, но через коррекционную школу.

В городе было три проблемы:

отсутствие образования у детей с тяжелыми формами нарушения здоровья, находящихся в специальных учреждениях;

отсутствие образования у детей с тяжелыми формами нарушений, находящиеся дома;

многочисленные вопросы, связанные с получением образования в общеобразовательных школах детьми с инвалидностью.

Представители Коалиции вышли с письмом к Губернатору с просьбой пересмотреть эту концепцию, которая не удовлетворяет развитию инклюзивного образования, не решает вопросы групп детей, которые были перечислены. Спустя два месяца была разработана новая концепция, но под названием «Концепция специального образования для детей с особенными потребностями образования». В ней, однако, так и не были отражены механизм и принципы инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

Представители Коалиции по этому поводу также сделали замечание и 21 мая 2012 г. провели вместе с центром развития НКО круглый стол, посвященный развитию инклюзивного образования. Все предложения и решения были отправлены Губернатору и вице-губернатору, депутатам законодательного собрания.

Таким образом, в законе Санкт-Петербурга об общем образовании нет общего понятия, что если детей с инвалидностью включать в общеобразовательные классы (не в специальные коррекционные), то в классах должны создаваться условия, согласно индивидуальной программе реабилитации. Эта норма не подкреплена механизмами.

Региональные, муниципальные программы, стратегии, концепции развития инклюзивного образования или социальной инклюзии

Представители Коалиции создали рабочую группу, которая наметила план, как работать с законодательной и исполнительной властью. Они хотят запросить отчет, как решается вопрос с субсидиями от Министерства образования РФ, в какие в школы пошли средства. Ранее в Комитет образования СПб был предоставлен список 16 школ, в которых дети с ОВЗ находятся в общеобразовательных классах.

Сейчас в городе созданы экспериментальные площадки. В одном из районов они активно поддерживаются администрацией. Представители Коалиции провели серию конференций и семинаров: 3 семинара, 2 конференции и круглый стол, посвященные инклюзивному образованию. Представители Коалиции активно развивают в этом районе информационную политику по развитию инклюзивного образования, собирают директоров