logo
обзор российской практики

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Необходимо отметить, что в официальной статистике об обучении детей с ОВЗ в общеобразовательных школах, используемой на федеральном и, как следствие, на региональном уровне, понятия интегрированного и инклюзивного образования используются как синонимы. Если следовать данным подобной статистики, то в Самарской области в 2011/2012 учебном году число образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование детей с ОВЗ, составляет 356 (51% от общего числа школ в области (698)), а 37,3% школьников с ОВЗ обучается инклюзивно.

ВСамарской области представлены все виды специализированных образовательных учреждений: дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, в которых обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья (36 ДОУ); ДОУ комбинированного вида, в которых наряду с группами общего назначения функционируют группы компенсирующего вида (173 ДОУ); дошкольные логопункты (128 ДОУ); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с различными видами нарушений (18 СКОУ); специальные (коррекционные) классы (в 16 общеобразовательных школах).

Всвязи с чем возникает необходимость в развитии принципиально новой, малоизвестной в России практики инклюзии?

Во-первых, это связано с возвратом (в том числе на уровне новых Федеральных государственных образовательных стандартов) к идее образования как единства обучения и воспитания. Специальное образование, предоставляя широкие возможности для коррекции нарушений в развитии ребёнка психолого-педагогическими средствами, не обладает важнейшим социальным эффектом образования – не способствует развитию навыков общения с разными сверстниками, в том числе без инвалидности, воспроизводя негласное разделение на два параллельных мира – инвалидов и остальных граждан. Инклюзивное образование, в отличие от специального, не только позволяет детям с инвалидностью получать полноценное общее образование, но и развивает коммуникативную компетентность, даёт детям даже без специальных обучающих занятий представление о равенстве их прав.

Во-вторых, в отечественной системе образования утверждается новое понимание качества образования не только как соответствия стандарту знаний, умений и навыков, который должен быть обязательно усвоен всеми учениками, но и как соответствия образовательным ожиданиям и потребностям всех субъектов образовательного процесса. Начиная с 2000 года, имеющиеся формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья перестали удовлетворять потребности населения. Всё больше родителей стали отказываться от определения детей в коррекционные школы, требуя организовать обучение в школе по месту жительства. Постепенно формируется общественный запрос на минимизацию разрыва в уровне развития детей с ограниченными возможностями и их сверстников.