logo
обзор российской практики

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

На сегодняшний день, согласно общим принципам российского законодательства, в России дети-инвалиды могут учиться в общеобразовательных школах на общих основаниях. Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших 7 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. №3266-1, пункт 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 19).

На 1 сентября 2011 года в Республике Татарстан из 100473 учащихся общеобразовательных школ количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 13269, в том числе, 5973 ребенка с особыми потребностями обучаются в коррекционных школах-интернатах, остальные дети обучаются в массовых школах республики, 441 ребенок школьного возраста нигде не обучаются. Эти дети не получают необходимой для них поддержки, не приобретают навыков, необходимых для жизни, они оторваны от своих сверстников.

В городе развита сеть специальных (коррекционных) учреждений образования: школы-интернаты для детей с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата, речи и отклонениями в умственном развитии, школы для детей с нарушением слуха, отклонениями в умственном развитии. Всего в указанных учреждениях школах обучается 1494 детей, из них 854 инвалида.

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Местные законодательные и нормативные акты, обеспечивающие развитие инклюзивного образования

Приказом Министерства образования и науки по Республике Татарстан и г. Казани в 2010 году определены образовательные учреждения, на базе которых будет развиваться инклюзивное образование, в том числе в г. Казани таких школ оказалось 6, по одной школе в каждом районе города. Все эти школы включены в список образовательных учреждений, в которых в 2012 году планируется провести капитальный ремонт зданий с учетом требований по обеспечению доступности архитектурной среды, кроме того по программе «Доступная среда» каждой из этих школ выделены дополнительно средства в размере около 2-х миллионов на каждую школу на обеспечение архитектурной доступности.

С 2010 года в Республике действует федеральная программа по развитию дистанционного обучения детей с инвалидностью, дети, которые находятся на домашнем обучении, обеспечены компьютерной техникой. Педагоги, работающие с такими детьми, прошли специальные курсы профессиональной подготовки по организации работы с детьми, составлению обучающего контента, а так же психолого-педагогическую подготовку по работе с детьми с инвалидностью (всего обучено более 500 человек по республике).

Региональные, муниципальные программы, стратегии, концепции развития инклюзивного образования или социальной инклюзии

В «Программе развития образования в г. Казани на 2012-2014 годы» включен раздел «Создание доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья», в котором представлены следующие задачи: