logo search
Administrativka / Административка / экзамен админ / Экзамен админ с 1-59

Вопрос №15: Виды и система органов исполнительной власти

Виды органов исполнительной власти (классификация):

- территориальный масштаб деятельности – федеральные, краевые, областные, республиканские (ранее  центральные и местные) – это территориальные органы. Межтерриториальные органы органы военного управления, по федеральным округам, по отдельным проблемам,

- в зависимости от порядка образования  избираемые, назначаемые, формируемые,

- в зависимости от правового регулирования порядка образования – образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, или в соответствии с текущим законодательством (имеет значение для категорий должностей государственной службы),

- в зависимости от объема и характера компетенции  традиционно по этим критериям разграничивали министерства, иные органы (госкомитеты, комитеты и т.д.). В настоящее время это осталось в теории, на практике нормативно-правовым регулированием занимаются министерства, контролем и надзором – службы, предоставлением публичных услуг – агентства, всеми этими функциями по узкому вопросу  комитеты. В теории – органы общей, отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

- По предметной (отраслевой) направленности компетенции – органы в области экономики, социально—культурной и административной сфере,

- по порядку разрешения подведомственных вопросов выделяют коллегиальные и единоначальные (сочетание),

- по источнику финансирования (федеральный, краевой бюджет). Это существенно для практики.

Система органов исполнительной власти.

Таким образом, можно по элементам определить полную организационную подчиненность и можно выяснить подлинный характер взаимоотношений при завуалированном правовом регулировании.

- подконтрольность  возможность осуществлять проверки и вмешиваться в оперативную деятельность,

- подчиненность,

- координация  2 вида – властная (согласование действий других) и горизонтальная – (согласование действий своих и других).

- подотчетность – обязанность представлять отчеты. Но возникают вопросы на практике, в теории нет специальных исследований, есть также термины «подведомственность» и «курирование».

Факторы, влияющие на построение системы органов:

1. Федеративное устройство РФ: федеральные органы и органы субъектов. Элементы проявления принципа федерализма: 1) соотношение полномочий и предметов ведения; 2) соотношение актов; 3) договор как форма отношений.

2. Административно-территориальное устройство.

3. Технико-экономические факторы, например, структура экономики, социальной сферы. Деление на отрасли, влияет непосредственно и опосредованно (министерства и службы)

4. Социально-политические факторы.

5. Сочетание централизации и децентрализации. Децентрализация  закрепление за органом полномочий, осуществляемых самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов. Особая разновидность децентрализации  делегирование полномочий (федерация – субъекту РФ, субъект РФ – местному самоуправлению). Деконцентрация (передача на нижестоящий уровень) полномочий предполагает создание территориального органа (или иного, но нижестоящего по отношению к наделяющему), а также наделение этого органа собственной компетенцией, в которую и войдут бывшие полномочия вышестоящего органа.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

а) отраслевой,

б) территориальный,

в) линейный,

г) функциональный.

Принципы принятия решений:

а) единоначальный,

б) коллегиальный,

в) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.

Система органов исполнительной власти в РФ включает федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

1.Федеральные органы исполнительной власти:

- Правительство РФ, федеральные министерства,

- федеральные службы, федеральные агентства.

В последнее время учреждено несколько государственных комитетов со специальным характером компетенции.

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

На этом же уровне  территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Органы, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

3. На уровне муниципальных образований  местные органы федеральных органов и органов субъектов РФ.

Действующая система органов исполнительной власти.

Правительство РФ обладает конституционно-правовым и административно-правовым статусом. Конституционно-правовой статус показывает его место в системе разделения властей. Административно-правовой статус характеризует роль и место Правительства как высшего органа исполнительной власти, возглавляющего систему исполнительной власти, его отношения с иными органами исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти в РФ включает два уровня:

1. федеральные органы исполнительной власти РФ,

2. органы исполнительной власти субъектов РФ.

Особый вопрос о полномочиях Президента РФ в отношении исполнительной власти. Некоторые авторы (Коренев А.П., Бахрах Д.Н.) полагают, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти, поскольку осуществляет значительные полномочия по формированию, назначению на должности, приостанавливает акты и т.п. Конституция не дает для этого оснований. Более корректно назван раздел в учебнике (полномочия). Две группы полномочий: - по формированию, - по функционированию.

Федеральные органы исполнительной власти:

а) федеральные министерства,

б) службы,

в) агентства.

Основное отличие – федеральные министры входят в состав Правительства, руководители остальных органов – нет.

Ранее  министерства и ведомства.

Понятие ведомства многозначно:

1) в указанном смысле (орган, отличный от министерств),

2) все центральные органы - родовое понятие

3) специальные ведомства (при правительстве)

Д.Н. Бахрах: ведомство - система центрального органа специальной компетенции и подчиненных ему организаций.

1) Министерство  единоначальный орган, структура  руководство (министр, замы, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения.

Указ Президента от 9 марта 2004 г. (с изм. от 20 мая 2005 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Федеральное министерство осуществляет следующие функции:

а) по выработке государственной политики (разработка концепций, стратегии развития, целевых программ),

б) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц);

в) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Первые две функции – направленная вовне исполнительной власти деятельность, третья – управленческая функция внутри системы исполнительной власти.

Федеральное министерство возглавляет министр, входящий в состав Правительства Российской Федерации.

Полномочия:

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

- имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.

2) Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

а) по контролю и надзору в установленной сфере деятельности,

б) специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Содержание деятельности службы  функции по контролю и надзору:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения;

- выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба издает индивидуальные правовые акты

3) Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции:

а) по оказанию государственных услуг,

б) по управлению государственным имуществом,

в) правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 27 мая 1993 года «О некоторых мерах по усилению координации деятельности министерств и ведомств РФ, Советов Министров республик в составе РФ, администраций краев и областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения».

Территориальные органы федеральных органов входят в систему органов исполнительной власти и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ  во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ (на примере Красноярского края).

Основы организации и деятельности исполнительной власти края определены Уставом Красноярского края (принят 5 июня 2008 г.) и Законом Красноярского края от 10 июля 2008 г. «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края». В систему исполнительной власти

1) Губернатор – высшее должностное лицо субъекта РФ, возглавляет исполнительную власть края (ст. 85 Устава Красноярского края).

Организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора Красноярского края (ст.95 Устава края). В соответствии с Положением об Администрации Губернатора, утвержденным Указом губернатора от 10 июня 2008 г., Администрация Губернатора является государственным органом Красноярского края, но не имеет статуса органа исполнительной власти края.

2) Правительство края – высший постоянно действующий орган исполнительной власти края. Это орган общей компетенции, возглавляющий систему краевых органов исполнительной власти специальной компетенции.

Правительство края состоит из председателя Правительства края, заместителей председателя Правительства края, руководитель Администрации Губернатора края, заместители Губернатора края, министры края. Председатель Правительства края и руководитель Администрации Губернатора края являются первыми заместителями Губернатора края.

Всех членов Правительства края назначает Губернатор края на срок своих полномочий. Председателя Правительства, руководителя Администрации Губернатора, министра края, осуществляющего государственное управление в области экономического развития, министра края, осуществляющего государственное управление в области финансов, заместителей председателя Правительства, координирующих деятельность этих министров, Губернатор края назначает по согласованию с Законодательным Собранием края.

Правительство края осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами:

а) законности;

б) обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

в) гласности;

г) сочетания коллегиальности и единоначалия;

д) эффективности;

е) ответственности;

ж) разграничения компетенции и исключения дублирования полномочий между органами исполнительной власти края;

з) взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления.

Основной организационной формой деятельности Правительства края являются заседания. Основной публично-правовой формой деятельности Правительства края является издание и принятие правовых актов - постановлений и распоряжений.

3) Иные органы исполнительной власти Красноярского края – это:

а) министерства края;

б) службы края;

в) агентства края;

г) Региональная энергетическая комиссия края;

д) Постоянное представительство края при Правительстве РФ;

е) управление делами Губернатора и Правительства края.

Принципы формирования органов исполнительной власти края:

а) наделение полномочиями, закрепленными действующим законодательством за органами исполнительной власти края;

б) эффективное распределение функций между органами исполнительной власти края;

в) устранение дублирования функций между органами исполнительной власти края;

г) исключение функций, не свойственных органам исполнительной власти края.

Принципы деятельности:

а) законность;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

в) подконтрольность и подотчетность Губернатору и Правительству края;

г) гласность;

д) единоначалие;

е) эффективность;

ж) ответственность.

Министерство края осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в определенной области (сфере) государственного управления. В системе исполнительной власти края министерство также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении органов исполнительной власти края.

Осуществление самостоятельного правового регулирования предполагает издание обязательных для исполнения на территории края органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Министерство края может осуществлять контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления, и (или) оказывать государственные услуги в определенной области (сфере) государственного управления, и (или) управлять государственной собственностью.

Служба края осуществляет контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления.

Осуществление контроля и (или) надзора предполагает:

а) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения;

б) выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий организациями и гражданами;

в) регистрацию актов, документов, прав, объектов.

Агентство края в определенной области (сфере) государственного управления оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью.

Органы исполнительной власти края могут иметь территориальные подразделения (например, такие подразделения имеются в Агентстве записи актов гражданского состояния края).