Виды коллективных субъектов административного права.
Организации (родовое понятие), которые далее делятся на органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и иные организации, общественные и религиозные объединения.
ГК РФ юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Для вступления в административно-правовые отношения коллективные образования не обязательно должны являться юридическими лицами, более того, административная правосубъектность не связана с правами юридического лица и с необходимостью государственной регистрации.
В законодательстве последнего времени устанавливается, что органы исполнительной власти обладают правами юридического лица.
Ученые-административисты критикуют это положение.
Первая точка зрения права юридического лица имеет не орган власти, а одноименное учреждение. (Бахрах Д.Н.).
Вторая точка зрения – органы исполнительной власти не являются юридическими лицами, а обладают правами юридического лица, в той мере, в какой это необходимо, чтобы осуществлять государственное управление.
Специальное понятие – юридические лица публичного права. В отечественной литературе (Тихомиров Ю.А.) под ними понимаются государственные органы (органы публичной власти в целом), а также государственные и муниципальные образования.
Классификация юридических лиц в отечественном праве тоже различна.
по ст. 48 ГК РФ в зависимости от взаимоотношений юридического лица с учредителями (участниками), (иными словами, с субъектом управления, если переводить в плоскость управленческих отношений).
Деление по критерию цели извлечение прибыли коммерческие и некоммерческие организации. Также существенно для объема административно-правового статуса, например, для взаимоотношений с налоговыми органами.
Традиционная для административного права терминология: предприятия учреждения, иные организации.
Организация родовое понятие.
Предприятие в административном праве вид организации, осуществляющей производственно-хозяйственную деятельность (производство материальной продукции или материальных благ), выполнение работ и оказание услуг в целях извлечения прибыли. Термин «предприятие» в ГК РФ относится к имущественному комплексу.
Виды предприятий – государственные, муниципальные, частные. Могут быть унитарные федеральные, субъектов федерации (краевые), муниципальные: районные, городские, поселковые.
Учреждение вид организации, созданной для осуществления работ или оказания услуг нематериального характера, в некоммерческих целях. (Функции государственного управления это учреждения одного типа, другого типа социально-культурные и иные функции).
Новое: автономные учреждения (АУ).
Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная государственным или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Виды предприятий по отраслям, по масштабу и значению деятельности, по форме собственности.
Иные некоммерческие организации потребительские кооперативы, фонды.
В ряде учебников административного права описывается статус коммерческих и некоммерческих организаций.
Особый субъект - структурные подразделения организаций.
В ГК РФ не самостоятельные юридические лица. В теории административного права признается, что структурные подразделения могут вступать в административно-правовые отношения как объекты управления. Например, во внутриорганизационных отношениях.
Признаки структурного подразделения:
- это элемент организации, часть, осуществляющая ее деятельность;
- организованная самоуправляемая группа людей, работников, между которыми распределены обязанности и существует иерархия (не менее 4 работников);
- во главе стоит официально назначаемый руководитель;
- легальные основания деятельности.
- 6. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды.
- Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
- Виды административно - правовых отношений
- 7. Понятие и виды субъектов административного права.
- 8. Понятие административного правового статуса граждан. Права и обязанности граждан как субъектов административного права.
- Права и обязанности граждан по административному праву
- Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
- 9. Юридические гарантии прав граждан. Административные правовые способы защиты прав.
- 10. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
- Вопрос №11: Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
- Виды коллективных субъектов административного права.
- 2 Вида линейные и функциональные.
- Вопрос №14: Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
- Вопрос №15: Виды и система органов исполнительной власти
- 16. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 17. Правительство Российской Федерации: административный правовой статус
- 18. Федеральные органы исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Администрация Красноярского края
- Вопрос 21. Административный правовой статус органов местного самоуправления
- Вопрос 22. Правовое регулирование государственной службы
- Вопрос 23. Понятие и принципы государственной гражданской службы
- Вопрос 24. Понятие и виды государственных гражданских служащих, основы их административного правового статуса
- Вопрос 25. Прохождение государственной гражданской службы
- 26. Дисциплинарная ответственность по административному праву. Дисциплинарное производство.
- 29. Методы государственного управления: понятие и виды.
- 30. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 31. Правовые акты государственного управления: понятие и виды.
- 32. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления. Государственный контроль за законностью правовых актов государственного управления.
- 3. Контроль органов исполнительной власти.
- 33.Административный правовой договор.
- 34. Административный процесс: сущность, виды административных производств.
- 35. Судебный контроль за деятельностью исполнительной власти. Понятие административной юстиции.
- 3)Субъективная сторона (вина).
- 41. Понятие и виды административных наказаний
- 42. Общие правила назначения наказания:
- 44. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- 45. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: задачи, участники, процессуальные гарантии.
- 46. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальные сроки (все, что касается сроков, я выделяла подчеркиванием).
- 47. Система особенной части административного права. Понятие области, отрасли и сферы государственного управления.
- 48. Государственное управление в сфере экономики.
- Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
- 50. Государственное управление в социальной сфере.
- Охрана Гос. Тайны.
- 55. Управление в области государственной безопасности. Охрана государственной тайны.
- Охрана государственной тайны
- 56. Управление в области внутренних дел. Особенности службы в органах внутренних дел.
- Система органов внутренних дел
- 57. Административные полномочия сотрудников органов внутренних дел в области охраны общественного порядка.
- 58. Управление в области юстиции: система органов, особенности их компетенции.
- Основные органы. Департамент судебных приставов
- Нотариат
- Адвокатура
- 59. Государственное управление в особых условиях. Административные режимы.
- Виды специальных административно-правовых режимов