Виды специальных административно-правовых режимов
В зависимости от подведомственности Специальные Административно-правовые Режимы могут быть разделены на три группы:
федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;
региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Федерации;
местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).
Если в качестве критерия разграничения выбрать объект-носитель режима, то выделяются:
территориальные режимы - режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;
объектные режимы - режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режимы ИВС, СИЗО, ИТУ;
режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение – режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;
функционально-деятельностные режимы – режимы деятельности органов МЧС РФ, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.
САПР можно различать по предмету регулирования:
природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов),
режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию)
режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).
По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на:
ординарные
экстраординарные.
Экстраординарные режимы – это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.
Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:
использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;
введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;
предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;
введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.
Законодательство Российской Федерации предусматривает три типа экстраординарных режимов:
чрезвычайное;
военное;
"особое" положение.
Чрезвычайное положение
Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.
Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:
1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера:
особый режим въезда и выезда,
ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП;
усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;
запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
2. Социально-политические и контркриминогенные:
комендантский час;
предварительная цензура;
приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки;
"сплошная" проверка документов в местах скопления граждан;
ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ;
выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;
3. Природно-техногенные:
временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания;
введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;
установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;
мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции;
отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;
в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.
Военное и "особое" положение
Согласно ст. 87 Конституции Российской Федерации военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Военное положение (ВП) – особый правовой режим, предусматривающий ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению.
Режим ВП должен решить следующие задачи:
гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности, не подлежащих ограничению даже в военное время;
мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, а также граждан для отражения агрессии;
реорганизовать систему государственной и муниципальной власти, переведя ее работу на принципы строгой централизации с непосредственным подчинением нижестоящих органов вышестоящим, реализации основных жизнеобеспечивающих функций, военной дисциплины;
установить более высокий уровень защиты государственной и военной тайны.
Особый режим
Согласно Федеральному закону "О борьбе с терроризмом" особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающий такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и другие. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Режим закрытого административно-территориального образования (ЗАТО)
Согласно ст. 1 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" особый правовой режим устанавливается в территориальных образованиях, в пределах которых расположены:
промышленные предприятия, связанные с производством ядерного оружия; радиоактивных материалов,
военные и иные объекты, требующие принятий специальных мер по обеспечению их безопасного функционирования и охраны государственной тайны.
Особый режим ЗАТО устанавливается в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную тайну, пресечения противоправных действий в отношении охраняемых предприятий и объектов, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан, защиты окружающей среды.
Особый режим ЗАТО включает в себя:
режим запретной зоны и режим контролируемой зоны - границы запретной и контролируемой зон обозначаются хорошо видимыми знаками, надписями, оборудуются заграждениями и техническими средствами охраны;
ограничения на въезд и постоянное проживание;
ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;
ограничения на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом. Положения о режимах конкретных ЗАТО утверждаются Правительством Российской Федерации.
Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
Режим охраны границы состоит из следующих элементов:
режима границы;
пограничного режима;
режима в пунктах пропуска через границу;
особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота.
Пограничный (приграничный) режим устанавливается в пограничной зоне, территориальных водах Российской Федерации и внутренних водах, имеющих выход к границе, с целью создания необходимых условий для ее охраны. Правила этого режима принимаются высшими и центральными федеральными органами, а также органами субъектов Федерации.
Вопрос № 60 в отдельной распечатке, про Германию…
- 6. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды.
- Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
- Виды административно - правовых отношений
- 7. Понятие и виды субъектов административного права.
- 8. Понятие административного правового статуса граждан. Права и обязанности граждан как субъектов административного права.
- Права и обязанности граждан по административному праву
- Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
- 9. Юридические гарантии прав граждан. Административные правовые способы защиты прав.
- 10. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
- Вопрос №11: Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
- Виды коллективных субъектов административного права.
- 2 Вида линейные и функциональные.
- Вопрос №14: Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
- Вопрос №15: Виды и система органов исполнительной власти
- 16. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 17. Правительство Российской Федерации: административный правовой статус
- 18. Федеральные органы исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Администрация Красноярского края
- Вопрос 21. Административный правовой статус органов местного самоуправления
- Вопрос 22. Правовое регулирование государственной службы
- Вопрос 23. Понятие и принципы государственной гражданской службы
- Вопрос 24. Понятие и виды государственных гражданских служащих, основы их административного правового статуса
- Вопрос 25. Прохождение государственной гражданской службы
- 26. Дисциплинарная ответственность по административному праву. Дисциплинарное производство.
- 29. Методы государственного управления: понятие и виды.
- 30. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 31. Правовые акты государственного управления: понятие и виды.
- 32. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления. Государственный контроль за законностью правовых актов государственного управления.
- 3. Контроль органов исполнительной власти.
- 33.Административный правовой договор.
- 34. Административный процесс: сущность, виды административных производств.
- 35. Судебный контроль за деятельностью исполнительной власти. Понятие административной юстиции.
- 3)Субъективная сторона (вина).
- 41. Понятие и виды административных наказаний
- 42. Общие правила назначения наказания:
- 44. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- 45. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: задачи, участники, процессуальные гарантии.
- 46. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальные сроки (все, что касается сроков, я выделяла подчеркиванием).
- 47. Система особенной части административного права. Понятие области, отрасли и сферы государственного управления.
- 48. Государственное управление в сфере экономики.
- Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
- 50. Государственное управление в социальной сфере.
- Охрана Гос. Тайны.
- 55. Управление в области государственной безопасности. Охрана государственной тайны.
- Охрана государственной тайны
- 56. Управление в области внутренних дел. Особенности службы в органах внутренних дел.
- Система органов внутренних дел
- 57. Административные полномочия сотрудников органов внутренних дел в области охраны общественного порядка.
- 58. Управление в области юстиции: система органов, особенности их компетенции.
- Основные органы. Департамент судебных приставов
- Нотариат
- Адвокатура
- 59. Государственное управление в особых условиях. Административные режимы.
- Виды специальных административно-правовых режимов