9. Юридические гарантии прав граждан. Административные правовые способы защиты прав.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Реальное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере государственного управления зависит в значительной степени от гарантий. Задача современного государства заключается именно в обеспечении гарантированности реального осуществления прав граждан всеми доступными способами.
Вопрос о включении гарантий в статус – дискуссионный.
Дискуссия ведется также о том, являются ли гарантиями правовые нормы (закон).
1 группа авторов – гарантии – это правовые нормы, предусмотренные законом (Хаманева Н.Ю., Попов Л.Л.);
2 группа авторов – (Алехин А.П., Кармолицкий А.А.) критикуют это положение, считая, что закрепление статуса в нормах – это условие для установления реального статуса граждан, но без соответствующих социально-экономических условий это закрепление может превратиться в юридическую фикцию.
Соотношение понятий «административно-правовые гарантии» и «гарантии по административному праву». Второе понятие шире, в него входят и гарантии, не являющиеся собственно административными (прокурорский надзор, судебный контроль арбитражных судов и т.д.).
Значение темы «способы защиты прав граждан» для административного права. Место раздела «обращения граждан» в административном праве является дискуссионным.
а) в разделе «способы обеспечения законности государственного управления»;
б) в разделе «статус граждан». Это связано с тем, являются ли обращения граждан способом обеспечения законности (общественный контроль) или же поводом для «включения» таких способов, как осуществление контроля и надзора.
Виды гарантий: экономические, политические, организационные, юридические (организационно-правовые).
Наибольший интерес представляют юридические гарантии (организационно-правовые):
- закрепление в правовых нормах (некоторые авторы – в законах, а не просто в нормативных актах);
- ответственность органов и должностных лиц за неправомерные действия в отношении граждан;
- право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
- прокурорский надзор;
- судебный контроль;
- контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти;
- уполномоченные по правам человека;
- комиссии при Президенте.
Если использованы все внутренние средства для защиты прав гражданина, то вступают в действие международные гарантии – Европейский Суд по правам человека.
«Негосударственные» способы защиты прав граждан:
Гражданин имеет право защищать свои права любыми, не запрещенными законами способами.
- Общественные объединения и различные правозащитные организации.
- Общественные палаты и иные институты гражданского общества.
Бахрах о спостобах защиты..:)
Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий — это:
1) создание и деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшая задача которых — защита правопорядка;
2) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. п.);
3) активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;
4) учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно особо выделить процессуальную защиту. Гражданско-процессуальное, арбит-ражно-процессуальное, административное право достаточно подробно регламентируют право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. п.) либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.
- 6. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды.
- Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
- Виды административно - правовых отношений
- 7. Понятие и виды субъектов административного права.
- 8. Понятие административного правового статуса граждан. Права и обязанности граждан как субъектов административного права.
- Права и обязанности граждан по административному праву
- Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
- 9. Юридические гарантии прав граждан. Административные правовые способы защиты прав.
- 10. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
- Вопрос №11: Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
- Виды коллективных субъектов административного права.
- 2 Вида линейные и функциональные.
- Вопрос №14: Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
- Вопрос №15: Виды и система органов исполнительной власти
- 16. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 17. Правительство Российской Федерации: административный правовой статус
- 18. Федеральные органы исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Администрация Красноярского края
- Вопрос 21. Административный правовой статус органов местного самоуправления
- Вопрос 22. Правовое регулирование государственной службы
- Вопрос 23. Понятие и принципы государственной гражданской службы
- Вопрос 24. Понятие и виды государственных гражданских служащих, основы их административного правового статуса
- Вопрос 25. Прохождение государственной гражданской службы
- 26. Дисциплинарная ответственность по административному праву. Дисциплинарное производство.
- 29. Методы государственного управления: понятие и виды.
- 30. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 31. Правовые акты государственного управления: понятие и виды.
- 32. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления. Государственный контроль за законностью правовых актов государственного управления.
- 3. Контроль органов исполнительной власти.
- 33.Административный правовой договор.
- 34. Административный процесс: сущность, виды административных производств.
- 35. Судебный контроль за деятельностью исполнительной власти. Понятие административной юстиции.
- 3)Субъективная сторона (вина).
- 41. Понятие и виды административных наказаний
- 42. Общие правила назначения наказания:
- 44. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- 45. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: задачи, участники, процессуальные гарантии.
- 46. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальные сроки (все, что касается сроков, я выделяла подчеркиванием).
- 47. Система особенной части административного права. Понятие области, отрасли и сферы государственного управления.
- 48. Государственное управление в сфере экономики.
- Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
- 50. Государственное управление в социальной сфере.
- Охрана Гос. Тайны.
- 55. Управление в области государственной безопасности. Охрана государственной тайны.
- Охрана государственной тайны
- 56. Управление в области внутренних дел. Особенности службы в органах внутренних дел.
- Система органов внутренних дел
- 57. Административные полномочия сотрудников органов внутренних дел в области охраны общественного порядка.
- 58. Управление в области юстиции: система органов, особенности их компетенции.
- Основные органы. Департамент судебных приставов
- Нотариат
- Адвокатура
- 59. Государственное управление в особых условиях. Административные режимы.
- Виды специальных административно-правовых режимов