29. Методы государственного управления: понятие и виды.
Все помним универсальную управленческую цепочку: Цель задачи (подцели) функции методы формы.
Под методами деятельности обычно понимают способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач.
Понятие методов. Слово «метод» происходит от греческого methodos и означает «путь к чему-либо». Методы государственного управления показывают, как, каким образом государство решает стоящие перед ним задачи в области государственного управления и как, каким образом реализуются функции. Методы – конкретные способы реализации функций. Цели определяют задачи, задачи определяют функции, функции определяют методы управления.
В целом же методы управления – это способы подчинения воли подвластных воле управляющего субъекта. Но поскольку само социальное управление – это скорее взаимодействие, следовательно, методы это способы взаимодействия, взаимоотношений субъекта управления и объекта управления.
Для успешного управления органы должны быть организованы определенным образом. Отсюда методы управления – это методы организации и методы деятельности органов.
Характерные черты методов государственного управления:
- сфера применения – государственное управление в узком смысле;
- применяются в процессе государственно-властной деятельности;
- формируются по воле государства;
- субъект, применяющий методы – государственно-властный субъект;
- в отношении кого применяются – объект управления, адресат;
- в методах выражаются связи между субъектом и объектом государственного управления;
- выражаются преимущественно в юридической форме управленческой деятельности;
- методы принудительные детально регламентированы правом.
Критерии выбора того или иного метода управления органом государства:
- учет эффективности метода;
- учет допустимости метода с точки зрения этической или социально-политической.
Значение методов управления – они являются элементом управленческой культуры, которая, в свою очередь, является элементом общей культуры. Стиль управления – совокупность приемов, методов, применяемых тем или иным субъектом управления.
Классификация методов государственного управления. Методы можно разделить общие, используемые при выполнении всех или почти всех функций управления, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях управленческого процесса (например, методы принятия управленческого решения или методы сбора и обработки информации).
Универсальные методы государственного управления – убеждение и принуждение. Метод убеждения состоит в применении различных средств: разъяснения, предупреждения, организации, воспитания, информирования, пропаганды, поощрения и т.д. Этот метод – понятие, в первую очередь, не столько правовое, сколько организационное, т.е. комплекс мероприятий, побуждающих объект управления добровольно выполнить управленческую команду субъекта управления.
Классификация по степени и характеру воздействия на управляемые системы позволяет выделить следующие методы: регулирование, общее руководство, непосредственное воздействие. Иногда управление в целом отождествляется с непосредственным воздействием. Это негативное явление.
По масштабу организационной деятельности выделяют методы:
- внутриорганизационные (в пределах одного органа);
- внутриведомственные (в системе органа и подведомственных ему структур);
- методы взаимодействия органа с другими государственными органами;
- внешненаправленные методы (методы взаимоотношений органа с гражданами и их объединениями).
Методы могут быть поделены в зависимости от целей на стратегические, тактические, оперативные.
По механизму воздействия выделяют методы прямого и косвенного воздействия (иногда их называют административные и экономические методы). Это не совсем корректно. Лучше говорить о методах командного и стимуляционного управления (Б.П. Курашвили).
Отличие – командное управление предполагает обязательность исполнения команды, ха неисполнение – наказание. Стимуляционное управление предполагает установление стимула, поощрения за исполнение команды, необязательный характер и отсутствие наказания за неисполнение.
Другие авторы называют их императивными и диспозитивными И.Л. Бачило).
Современные методы управления – программно-целевой или метод организационного проектирования, метод моделирования и метод экономико-правового экспериментирования.
- 6. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды.
- Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
- Виды административно - правовых отношений
- 7. Понятие и виды субъектов административного права.
- 8. Понятие административного правового статуса граждан. Права и обязанности граждан как субъектов административного права.
- Права и обязанности граждан по административному праву
- Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
- 9. Юридические гарантии прав граждан. Административные правовые способы защиты прав.
- 10. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
- Вопрос №11: Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
- Виды коллективных субъектов административного права.
- 2 Вида линейные и функциональные.
- Вопрос №14: Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
- Вопрос №15: Виды и система органов исполнительной власти
- 16. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 17. Правительство Российской Федерации: административный правовой статус
- 18. Федеральные органы исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Администрация Красноярского края
- Вопрос 21. Административный правовой статус органов местного самоуправления
- Вопрос 22. Правовое регулирование государственной службы
- Вопрос 23. Понятие и принципы государственной гражданской службы
- Вопрос 24. Понятие и виды государственных гражданских служащих, основы их административного правового статуса
- Вопрос 25. Прохождение государственной гражданской службы
- 26. Дисциплинарная ответственность по административному праву. Дисциплинарное производство.
- 29. Методы государственного управления: понятие и виды.
- 30. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 31. Правовые акты государственного управления: понятие и виды.
- 32. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления. Государственный контроль за законностью правовых актов государственного управления.
- 3. Контроль органов исполнительной власти.
- 33.Административный правовой договор.
- 34. Административный процесс: сущность, виды административных производств.
- 35. Судебный контроль за деятельностью исполнительной власти. Понятие административной юстиции.
- 3)Субъективная сторона (вина).
- 41. Понятие и виды административных наказаний
- 42. Общие правила назначения наказания:
- 44. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- 45. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: задачи, участники, процессуальные гарантии.
- 46. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальные сроки (все, что касается сроков, я выделяла подчеркиванием).
- 47. Система особенной части административного права. Понятие области, отрасли и сферы государственного управления.
- 48. Государственное управление в сфере экономики.
- Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
- 50. Государственное управление в социальной сфере.
- Охрана Гос. Тайны.
- 55. Управление в области государственной безопасности. Охрана государственной тайны.
- Охрана государственной тайны
- 56. Управление в области внутренних дел. Особенности службы в органах внутренних дел.
- Система органов внутренних дел
- 57. Административные полномочия сотрудников органов внутренних дел в области охраны общественного порядка.
- 58. Управление в области юстиции: система органов, особенности их компетенции.
- Основные органы. Департамент судебных приставов
- Нотариат
- Адвокатура
- 59. Государственное управление в особых условиях. Административные режимы.
- Виды специальных административно-правовых режимов