logo search
Метелев С

3.1. Международный терроризм

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опаснейших по масштабам непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которой человечество вошло в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносят жизней ни в чем не повинных людей.

Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористиче­ских организаций. Только в период с 1968 по 1980 гг. ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ра­нено 7474 человека.

В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложня­ется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористиче­ских актов. Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зару­бежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора со­ставляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл.

В 2000 году было совершено 423 международных террористических ак­та, что составляет 8%-е увеличение по сравнению с 392 нападениями, зафик­сированными в 1999 году. Число жертв террористов в 2000 году также возросло. В течение года были убиты 405 и ранен 791 человек по сравнению с 233 убитыми и 706 ранеными в 1999 году.

В 2000 году в Евразии не совершались крупные террористические акты, однако в государствах бывшего СССР продолжались контртеррористические операции, часто в сочетании с операциями против мятежников.

Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках. Террористические организации наладили между собой тесные связи на общей идеолого-конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе. Террористические группировки, особенно их руководители, во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружения, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведе­нии ими масштабных операций (как, например, в Афганистане или Ливане).

Можно отметить, что международное террористическое сообщество научилось маневрировать силами и средствами, перебрасывать нелегальными каналами большие массы оружия и боевиков. Иначе как появились бы на тер­ритории той же Чечни, в Дагестане или в российском Поволжье эмиссары международных террористических организаций, инструкторы, проповедники и боевики из Афганистана, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции, Албании и других стран?

На сегодня терроризм - это уже не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни и стоящих за ними, мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в мас­штабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма при­быльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" (наемники и прочие) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и др.).

Например, в ходе войн на территории бывшей СФРЮ ежегодно хорват­ским, мусульманским и албанским силам поставлялось оружия и военной техники на сумму более 2 млрд. долл. Доказано, что именно через зоны ак­тивной деятельности террористических группировок на мировые рынки идет основной поток наркотиков и наркосодержащего сырья, а это - многие милли­арды долларов. Более десятой части всего мирового экспорта вооружений приходится на "серую" и "черную" зоны этой сферы. Нет необходимости разъяснять, куда попадает это оружие, в чьи руки и для каких целей.

Терроризм сегодня стал опаснейшим глобальным явлением, дестабили­зирующим безопасность многих стран и целых регионов, препятствующим нормальному развитию международных отношений. Растет уровень финан­совых возможностей и технической оснащенности террористических группи­ровок. В условиях нарастающей глобализации, стирающей границы между го­сударствами для финансовых и информационных потоков, для миграции на­селения, все более проявляется транснациональный характер деятельности террористов. Во многом такая ситуация объясняется тем, что мировое сооб­щество после окончания "холодной войны" так и не смогло пока выработать надежных механизмов совместного противодействия терроризму. В совре­менных условиях отпор терроризму немыслим без претворения в жизнь прин­ципа международного сотрудничества в борьбе с этим явлением и, прежде всего, обеспечения неотвратимости ответственности за содеянное. Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещается от стран латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии, США, Англии.

История борьбы с терроризмом на международном уровне начинается со второй половины 20-х гг. XX в., когда в соответствии с решением Первого Международного Конгресса уголовного права (Брюссель, 1926 г.), проходив­шего под эгидой Международной Ассоциации уголовного права, была прове­дена серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Основные на­правления сотрудничества по борьбе с терроризмом на государственном уровне определились именно в ходе этих международных форумов. Усилия юристов-международников были направлены на разработку и согласование документов, регулирующих такие аспекты проблемы терроризма, как:

Первая такая конференция, состоявшаяся в 1927 г., приняла документ, в котором была сделана попытка раскрыть понятие международного пре­ступления и дать уголовно-правовую оценку этому явлению. Там же подчер­кивалась необходимость уголовного преследования и наказания лиц за совер­шение наиболее опасных преступлений, создающих угрозу общественной безопасности.

Международное сообщество пришло к мнению о необходимости в до­полнение к уже имеющимся международным инструментам ООН и в целях создания единой правовой основы для международного сотрудничества в борьбе с терроризмом выработать Всеобъемлющую конвенцию по борьбе с международным терроризмом. Соответствующая инициатива была выдвинута в 1996 году Индией на 51-м заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюцией "Меры по ликвидации международного терроризма", принятой на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году4, был дан мандат на приоритетную выработку проекта подобной конвенции, наряду с продол­жающейся работой над Конвенциями против ядерного терроризма (инициати­ва разработки которой принадлежит России) и финансирования террористиче­ской деятельности (последняя была открыта к подписанию 10.01.2000).

Основным критерием, используемым экспертами при работе над дан­ным документом, изначально являлся принцип недублирования имеющихся международно-правовых инструментов. Инициаторы проекта хотели закре­пить в преамбуле конвенции ряд политических позиций, что было особенно проблематично в контексте сложной взаимосвязи практики национально-освободительного движения с террористическими актами. Некоторые экспер­ты вообще полагали, что в конвенцию не следует включать цитаты из полити­ческих документов, что понизило бы ее ценность в борьбе с терроризмом, или свести их к минимуму, и вообще она должна сосредоточиться на индивиду­альной уголовной ответственности и не пытаться охватить вопрос об ответст­венности государств за такие деяния.

Также предлагалось, по примеру «Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»5 и Конвенции ООН о борьбе с бомбовым терроризмом, закрепить неприменимость положений новой конвенции в отношении государственных вооруженных сил.

Работа над проектом продолжается, однако разногласия меж­ду странами по различным аспектам сохраняются. Вместе с тем необходи­мость скорейшего завершения работы над проектом Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом очевидна в связи со всевозрастающей общественной опасностью как внутреннего, так и международного терроризма. Международно-политическая опасность последнего заключается в том, что наибольшую угрозу он представляет, прежде всего, для международного правопорядка и межгосударственных отношений, международной безопасности, международных интересов государств, для жизни и здоровья населения.