logo
Метелев С

8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону

В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Следует не оставлять без внимания ни одного подобного сигнала и обеспечить своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.

Значительную помощь правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий по данным фактам окажут следующие действия предупредительного характера:

- проведение инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера;

- оснащение телефонов объекта, указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номера (АОНами) и звукозаписывающей аппаратурой.

Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия:

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По ходу разговора необходимо отметить пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

- голос: громкий/тихий, низкий/высокий;

- темп речи: быстрая/медленная;

- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-, радиоаппаратуры, голоса, другое).

Отметьте характер звонка — городской или междугородный.

Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

- Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

- Какие конкретные требования он (она) выдвигает?

- Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?

- На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

- Как и когда с ним (с ней) можно связаться?

- Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству организации, если нет - немедленно по его окончанию.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

При наличии автоматического определителя номера АОНа запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.

При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (минидиск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.

При ведении разговора рекомендуется:

- Быть спокойным, вежливым и внимательным, не перебивать звонящего. Проявлять гибкость, выдержку, терпение, не допускать нервозности, сохранять психологическую устойчивость.

- Подавлять неприязнь к террористу, не реагировать на возможные оскорбления и другие эмоциональные проявления.

- Использовать малейшую возможность для склонения звонящего на временный отказ от исполнения угрозы осуществить взрыв и продолжить переговоры через разумный отрезок времени, необходимый для оценки его требований или предложений. Целесообразно сыграть роль «маленького человека», который при всем желании не может самостоятельно принимать решения («несмотря на серьезность ситуации, не могу давать нереальных обещаний»). В тех случаях, когда выдвигаются какие-либо требования, необходимо максимально уяснить их суть, допустимо и желательно задавать дополнительные вопросы.

- В качестве условий прекращения террористической акции не давать террористу обещаний о выдаче каких бы то ни было лиц, передаче ему оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, о выполнении политических требований террористов.

- Стараться держать инициативу разговора в своих руках, предпринимать усилия по поддержанию и развитию диалога в интересах достижения целей переговоров.

- В процессе разговора обращать внимание на характерные особенности речи: возможный возраст, акцент, дефекты речи, эмоциональное состояние, темп речи, манеру изложения, характер шумов на заднем фоне.