4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) [1.1.11] предусмотрен ряд составов за нарушение законодательства РФ о борьбе с терроризмом. Административная деятельность наступает для лиц, которые в результате неисполнения своих обязанностей по неосторожности способствуют осуществлению террористической деятельности.
Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом. В соответствии с данной статьей «Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации с ограниченным доступом10.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью. Согласно п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона не допускается распространение информации:
- раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;
- способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;
- служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
- о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.
Распространение указанной информации сотрудником средств массовой информации, военнослужащим или иным лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, квалифицируется в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Согласно данной статьи «Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда».
Отношения граждан РФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом11.
В соответствии с международными договорами РФ действие указанного Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов РФ.
Статья 3 рассматриваемого Федерального закона следующим образом определяет понятия статьи 15.27. КоАП:
доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК, ответственность по которым установлена указанными статьями;
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Согласно п. 1 Положения о Комитете финансового мониторинга России12, данный комитет России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
К основным задачам комитета России отнесены сбор, обработка и анализ информации, документов, сведений и иных материалов об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, нотариусы, адвокаты, аудиторские компании обязаны сообщать сведения об операциях, которые носят запутанный характер, превышают определенную сумму для осуществления государственного контроля. Неисполнение этой обязанности влечет административную ответственность по данной статье КоАП РФ.
- Глава 1. Сущность и типология терроризма 9
- Распределение часов по разделам
- Глава 1. Сущность и типология терроризма
- 1.1. Понятие и истоки терроризма
- 1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
- 1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
- Глава 2. Терроризм в России
- 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
- 2.2. Терроризм в современной России
- 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
- 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
- 3.1. Международный терроризм
- 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
- 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
- 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
- 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
- Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
- 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
- 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
- 4.4. Борьба с финансированием терроризма
- 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
- 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
- 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
- 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
- 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
- 6.1. Взрывоопасные предметы
- 6.2. Взрывчатые вещества
- 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
- 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
- 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
- 6.6. Меры личной безопасности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Противодействие похищениям людей
- 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
- 7.2. Меры защиты
- 7.3. Освобождение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
- 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
- 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
- 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
- 8.4. Захват заложников
- 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
- 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
- 9.1. Организация охраны объекта
- 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
- 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
- 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
- 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
- 9.6. Защита малых объектов
- 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Литература
- I. Нормативно-правовые акты
- 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
- II. Литература
- III. Интернет-источники
- Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
- Сущность и типология терроризма (2 часа)
- Терроризм в России (2 часа)
- Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
- Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
- Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
- Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
- Противодействие похищениям людей (2 часа).
- Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
- Охрана и защита территорий, зданий и помещений