3.1. Международный терроризм
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опаснейших по масштабам непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которой человечество вошло в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносят жизней ни в чем не повинных людей.
Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. Только в период с 1968 по 1980 гг. ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека.
В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов. Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл.
В 2000 году было совершено 423 международных террористических акта, что составляет 8%-е увеличение по сравнению с 392 нападениями, зафиксированными в 1999 году. Число жертв террористов в 2000 году также возросло. В течение года были убиты 405 и ранен 791 человек по сравнению с 233 убитыми и 706 ранеными в 1999 году.
В 2000 году в Евразии не совершались крупные террористические акты, однако в государствах бывшего СССР продолжались контртеррористические операции, часто в сочетании с операциями против мятежников.
Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках. Террористические организации наладили между собой тесные связи на общей идеолого-конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе. Террористические группировки, особенно их руководители, во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружения, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведении ими масштабных операций (как, например, в Афганистане или Ливане).
Можно отметить, что международное террористическое сообщество научилось маневрировать силами и средствами, перебрасывать нелегальными каналами большие массы оружия и боевиков. Иначе как появились бы на территории той же Чечни, в Дагестане или в российском Поволжье эмиссары международных террористических организаций, инструкторы, проповедники и боевики из Афганистана, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции, Албании и других стран?
На сегодня терроризм - это уже не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни и стоящих за ними, мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" (наемники и прочие) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и др.).
Например, в ходе войн на территории бывшей СФРЮ ежегодно хорватским, мусульманским и албанским силам поставлялось оружия и военной техники на сумму более 2 млрд. долл. Доказано, что именно через зоны активной деятельности террористических группировок на мировые рынки идет основной поток наркотиков и наркосодержащего сырья, а это - многие миллиарды долларов. Более десятой части всего мирового экспорта вооружений приходится на "серую" и "черную" зоны этой сферы. Нет необходимости разъяснять, куда попадает это оружие, в чьи руки и для каких целей.
Терроризм сегодня стал опаснейшим глобальным явлением, дестабилизирующим безопасность многих стран и целых регионов, препятствующим нормальному развитию международных отношений. Растет уровень финансовых возможностей и технической оснащенности террористических группировок. В условиях нарастающей глобализации, стирающей границы между государствами для финансовых и информационных потоков, для миграции населения, все более проявляется транснациональный характер деятельности террористов. Во многом такая ситуация объясняется тем, что мировое сообщество после окончания "холодной войны" так и не смогло пока выработать надежных механизмов совместного противодействия терроризму. В современных условиях отпор терроризму немыслим без претворения в жизнь принципа международного сотрудничества в борьбе с этим явлением и, прежде всего, обеспечения неотвратимости ответственности за содеянное. Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещается от стран латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии, США, Англии.
История борьбы с терроризмом на международном уровне начинается со второй половины 20-х гг. XX в., когда в соответствии с решением Первого Международного Конгресса уголовного права (Брюссель, 1926 г.), проходившего под эгидой Международной Ассоциации уголовного права, была проведена серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Основные направления сотрудничества по борьбе с терроризмом на государственном уровне определились именно в ходе этих международных форумов. Усилия юристов-международников были направлены на разработку и согласование документов, регулирующих такие аспекты проблемы терроризма, как:
общие принципы борьбы с терроризмом и содержание некоторых терминов, используемых в официальных документах, регулирующих взаимодействие стран в рамках этого рода международной активности;
специфика борьбы с терроризмом на воздушном транспорте;
борьба с международным терроризмом на высшем международном уровне;
конвенционный механизм борьбы с международным терроризмом;
международное сотрудничество по борьбе с конкретными террористическими акциями и урегулированию отношений, возникших в результате их совершения.
Первая такая конференция, состоявшаяся в 1927 г., приняла документ, в котором была сделана попытка раскрыть понятие международного преступления и дать уголовно-правовую оценку этому явлению. Там же подчеркивалась необходимость уголовного преследования и наказания лиц за совершение наиболее опасных преступлений, создающих угрозу общественной безопасности.
Международное сообщество пришло к мнению о необходимости в дополнение к уже имеющимся международным инструментам ООН и в целях создания единой правовой основы для международного сотрудничества в борьбе с терроризмом выработать Всеобъемлющую конвенцию по борьбе с международным терроризмом. Соответствующая инициатива была выдвинута в 1996 году Индией на 51-м заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюцией "Меры по ликвидации международного терроризма", принятой на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году4, был дан мандат на приоритетную выработку проекта подобной конвенции, наряду с продолжающейся работой над Конвенциями против ядерного терроризма (инициатива разработки которой принадлежит России) и финансирования террористической деятельности (последняя была открыта к подписанию 10.01.2000).
Основным критерием, используемым экспертами при работе над данным документом, изначально являлся принцип недублирования имеющихся международно-правовых инструментов. Инициаторы проекта хотели закрепить в преамбуле конвенции ряд политических позиций, что было особенно проблематично в контексте сложной взаимосвязи практики национально-освободительного движения с террористическими актами. Некоторые эксперты вообще полагали, что в конвенцию не следует включать цитаты из политических документов, что понизило бы ее ценность в борьбе с терроризмом, или свести их к минимуму, и вообще она должна сосредоточиться на индивидуальной уголовной ответственности и не пытаться охватить вопрос об ответственности государств за такие деяния.
Также предлагалось, по примеру «Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»5 и Конвенции ООН о борьбе с бомбовым терроризмом, закрепить неприменимость положений новой конвенции в отношении государственных вооруженных сил.
Работа над проектом продолжается, однако разногласия между странами по различным аспектам сохраняются. Вместе с тем необходимость скорейшего завершения работы над проектом Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом очевидна в связи со всевозрастающей общественной опасностью как внутреннего, так и международного терроризма. Международно-политическая опасность последнего заключается в том, что наибольшую угрозу он представляет, прежде всего, для международного правопорядка и межгосударственных отношений, международной безопасности, международных интересов государств, для жизни и здоровья населения.
- Глава 1. Сущность и типология терроризма 9
- Распределение часов по разделам
- Глава 1. Сущность и типология терроризма
- 1.1. Понятие и истоки терроризма
- 1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
- 1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
- Глава 2. Терроризм в России
- 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
- 2.2. Терроризм в современной России
- 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
- 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
- 3.1. Международный терроризм
- 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
- 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
- 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
- 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
- Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
- 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
- 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
- 4.4. Борьба с финансированием терроризма
- 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
- 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
- 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
- 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
- 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
- 6.1. Взрывоопасные предметы
- 6.2. Взрывчатые вещества
- 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
- 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
- 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
- 6.6. Меры личной безопасности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Противодействие похищениям людей
- 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
- 7.2. Меры защиты
- 7.3. Освобождение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
- 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
- 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
- 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
- 8.4. Захват заложников
- 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
- 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
- 9.1. Организация охраны объекта
- 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
- 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
- 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
- 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
- 9.6. Защита малых объектов
- 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Литература
- I. Нормативно-правовые акты
- 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
- II. Литература
- III. Интернет-источники
- Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
- Сущность и типология терроризма (2 часа)
- Терроризм в России (2 часа)
- Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
- Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
- Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
- Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
- Противодействие похищениям людей (2 часа).
- Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
- Охрана и защита территорий, зданий и помещений