2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
О чеченском терроризме сказано и написано много. Поэтому хотелось бы остановиться лишь на правовой оценке действий лиц, находившихся у власти в Чеченской Республике, с точки зрения, международного права.
Режим Д. Дудаева и А. Масхадова, долгое время находившихся у власти в Чеченской Республике, не только грубо попирал конституционное право Российской Федерации, ставя под угрозу неделимость и территориальную целостность российского государства, но и являлся преступным, с точки зрения международного права.
Одним из наиболее опасных международных преступлений является агрессия. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" от 14 декабря 1974 года под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии.
В качестве акта агрессии квалифицируются:
вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия территории другого государства или ее части с применением силы;
действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
- засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Руководство Чечни в полной мере было осведомлено о готовящейся террористической акции на территории Дагестана, подпадающей под международное определение агрессии, но фактически означающей агрессию одного субъекта Российской Федерации по отношению к другому субъекту.
Так, например, сотрудники силовых структур Чечни (шариатской гвардии, погранично-таможенной службы, вооруженных сил) осуществляли деятельность по разведывательному, материально-техническому и иному обеспечению группировки террористических формирований ваххабитов. Официальные подразделения силовых структур Чечни непосредственно участвовали в боевых действиях. Тем самым, можно говорить не только о преступном попустительстве, но и о прямом участии руководства Чечни в организации и осуществлении агрессии.
Другим видом международных преступлений является геноцид Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или военное время, является преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом (статья 2 Конвенции) понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
убийство членов этой группы;
причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее.
По конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое публичное подстрекательство к совершению геноцида и соучастие в геноциде. Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние или международным уголовным судом. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.
Правящий режим Чечни проводил политику геноцида в отношении мирного населения республики. В результате проводимого руководством республики курса ее вынуждены были покинуть более 250 тыс. граждан. Свыше 800 тыс. жителей Чечни лишились работы, возможности получать пенсии и социальные пособия, реализовывать свои политические права и свободы. Установлены многочисленные факты показательных расстрелов боевиками местных жителей за "содействие федеральным силам".
Территория Чечни стала криминальной зоной по промышленному производству наркотиков. Выявлено четыре завода по производству героина: в пос. Шали - контролировал М. Удугов, в пос. Калинина на окраине г. Грозный и территории бывшего санатория "Энергетик" Шалинского района - Ш. Басаев, в пионерском лагере "Зорька" - Хаттаб.
Кроме того, Чечня превратилась в транзитный канал транспортировки наркотиков из Туркменистана, Ирана, Пакистана, Турции, Афганистана в Прибалтику, Северную Ирландию, Великобританию, Испанию, Грецию. Помимо переработки ввозимых наркотических веществ, криминальными структурами Чечни налажено выращивание и производство наркотического сырья на своей территории, прежде всего, опиумного мака и индийской конопли. Наиболее значимые посадки наркосодержащих растений расположены в Но-жай-Юртовском и Веденском районах. Для переработки выращенного сырья введены в строй минизаводы в населенных пунктах Ачхой-Мартан, Саржень-Юрт, Зама-Юрт. Оборудование для организации промышленного производства наркотиков завезено из-за границы в сентябре 1997 года через Абхазию.
Также в Чечне широкое распространение получило изготовление фальшивых долларов США и их поставка на территорию России. Участились попытки реализации таких долларов через учреждения финансово-банковской системы. Недавно только в Приморском крае из незаконного оборота было изъято свыше 1 млн. фальшивых долларов. Получены данные о том, что в 1998 году в Магаданскую область из Чечни завезено около 1 млн. поддельных долларов. Имеются факты, доказывающие, что полевые командиры расплачиваются с иностранными наемниками в своих отрядах фальшивыми долларами США из расчета около 1 фальшивого доллара за каждые настоящие 28 центов.
Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., преступлением являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, сбыт поддельных денежных знаков, действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен. В конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.
Деяния чеченских боевиков свидетельствуют и о нарушении норм международного права, содержащихся в таких международных договорах, как Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года.
Помимо этого, в своей деятельности чеченские власти демонстративно игнорировали нормы и рекомендации, содержащиеся в конвенциях Совета Европы. В своем заявлении от 4 февраля 1999 года председатель ПАСЕ лорд Рассел-Джонстон отметил, что "Российская Федерация, которая состоит из 89 образований (среди которых и Чечня), является членом Совета Европы. Российская Конституция и Конвенция о защите прав человека и основных свобод подлежат применению ко всем субъектам Федерации. Я настойчиво призываю все затронутые стороны к тому, чтобы новое законодательство Чечни соответствовало нормам Совета Европы".
В то же время органы власти Чечни в своей деятельности руководствовались не российским законодательством, а нормами шариата и одного из наиболее реакционных течений ислама - ваххабизма, объявленного идеологией Чечни. В выступлениях руководителей Чечни открыто пропагандировалось превосходство мусульман над людьми иной веры (неверными), содержались призывы к священной войне и мести им, к совершению террористических актов, в том числе с применением химического, бактериологического оружия и радиоактивных веществ.
В Чечне были законодательно закреплены и исполнялись наказания, обрекающие подсудимого на мучения - отсечение части тела, бичевание, забивание камнями, отсечение головы. Каждый из таких случаев является уголовно наказуемым деянием по УК РФ, и нарушением прав и свобод, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека (право на жизнь, запрещение пыток, рабства и принудительного труда, право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство и т.д.), Европейской социальной хартией, Европейской конвенцией по предупреждению пыток, нечеловеческого или унижающего человеческое достоинство обращения, Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и т.д.
С 2001 года руководство антитеррористической операцией в Чечне возложено на ФСБ РФ. Создан Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе. В результате предпринятых мер достигнуты значительные успехи в борьбе с терроризмом в Чечне и в целом, на Северном Кавказе. В ходе контртеррористической операции уничтожен ряд главарей бандформирований – Абу Аббас, Хаттаб, Масхадов. В декабре 2001 года осужден к пожизненному заключению Салман Радуев. Однако, в Чечне продолжается совершение террористических актов против государственных и религиозных лидеров республики. 9 мая 2004 года в результате теракта погиб Президент Чеченской Республики.
- Глава 1. Сущность и типология терроризма 9
- Распределение часов по разделам
- Глава 1. Сущность и типология терроризма
- 1.1. Понятие и истоки терроризма
- 1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
- 1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
- Глава 2. Терроризм в России
- 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
- 2.2. Терроризм в современной России
- 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
- 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
- 3.1. Международный терроризм
- 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
- 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
- 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
- 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
- Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
- 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
- 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
- 4.4. Борьба с финансированием терроризма
- 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
- 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
- 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
- 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
- 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
- 6.1. Взрывоопасные предметы
- 6.2. Взрывчатые вещества
- 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
- 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
- 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
- 6.6. Меры личной безопасности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Противодействие похищениям людей
- 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
- 7.2. Меры защиты
- 7.3. Освобождение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
- 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
- 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
- 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
- 8.4. Захват заложников
- 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
- 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
- 9.1. Организация охраны объекта
- 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
- 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
- 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
- 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
- 9.6. Защита малых объектов
- 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Литература
- I. Нормативно-правовые акты
- 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
- II. Литература
- III. Интернет-источники
- Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
- Сущность и типология терроризма (2 часа)
- Терроризм в России (2 часа)
- Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
- Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
- Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
- Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
- Противодействие похищениям людей (2 часа).
- Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
- Охрана и защита территорий, зданий и помещений