logo search
МУНИЦИПАЛЬНОЕ

14. Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации

Качественные изменения, произошедшие в СССР в начале 90-х гг., затронули систему местной власти, ликвидировали советский тип организации низовых территориальных коллективов. В реформах можно выделить несколько этапов, последний из которых продолжается и в настоящее время.

Начальный этап был связан с проведением конституционно-правовых реформ 1989—1993 гг. и включал в себя качественную перестройку местной власти. Существенным толчком к изменениям послужило осознание обществом ряда недостатков действующей представительно-управленческой системы, среди которых отмечался формальный характер представительных институтов, обусловленный заорганизованностью и безальтернативностью выборов, обращалось внимание на сращивание партийного и государственного аппаратов при однопартийном политическом механизме, вследствие чего депутаты местных Советов не чувствовали себя в органах власти подлинно народными избранниками. Другие недостатки — низкий уровень профессионализма органов власти и управления, доминирование исполнительных органов над представительными — не позволяли эффективно контролировать и направлять деятельность депутатов.

Осознание негативных факторов советской системы подтолкнуло общество, прежде всего высшее звено партийно-государственной номенклатуры, к попытке вывести представительные органы из-под опеки не только партийных, но и исполнительно-распорядительных органов. Именно в это время господствующим стал лозунг "Вся власть Советам!". В рамках Советов создавались собственные постоянно действующие руководящие органы — президиумы, состоявшие исключительно из депутатов. В Советах стали избирать председателей (их заместителей), освобожденных от работы в исполнительно-распорядительных органах. Исполкомы перестали быть внутренними руководящими органами Советов, сохранив статус исполнительно-распорядительных органов общей компетенции. В Советах и их исполкомах упор был сделан на принцип коллегиальности.

В то же время сохранялось подчинение нижестоящих органов власти и управления вышестоящим.

Действенность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, в целом государственной власти и управления не может быть обеспечена в полной мере без совершенствования системы управления и самоуправления на местном уровне.

Важной вехой в становлении системы местного самоуправления в нашей стране стал Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", принятый 6 июля 1991 г., который создавал предпосылки для превращения местных Советов в органы самоуправления Населения, способные удовлетворить его насущные потребности. Российский Закон четко определил, что органами местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы, создаваемые в районах, городах, районах в городах, поселках, сельсоветах (ст. 10), т. е. в низовых административно-территориальных единицах. Краевые, областные Советы народных депутатов, краевые, областные администрации вслед за соответствующими органами республик в составе Российской Федерации перестали характеризоваться как местные и были противопоставлены органам местного самоуправления как органы государственной власти. Однако на этом этапе негосударственная природа органов местного самоуправления прямо не провозглашалась.

В 90-е гг. можно выделить два основных периода, связанных с реформой местного самоуправления:

• попытки трансформации местных Советов в органы местного самоуправления в 1990—1993 гг.;

• становление системы местного самоуправления, фундаментальные основы которой были определены Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".