logo search
Конспект ГРЭ-0

V Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

S Финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение. S Защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

S Развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

/ Развитие социальной сферы села.

Обеспечение сбалансированности рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет разными методами. Один из них — проведение на рынке закупочных и товарных интервенций.

Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок сельскохозяйственных продукции, сырья, продовольствия и проведение залоговых операций с ними. Такие интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случаях, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии самостоятельно реализовать свою продукцию из-за сокращения спроса на нее.

Товарные интервенции осуществляются в форме организации распродажи сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия из федерального и региональных фондов. Такие интервенции

осуществляются в случае дефицита на рынке, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство Российской Федерации.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется с помощью целого ряда экономических инструментов (рычагов). Среди них особое значение имеют цены.

Диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики — одна из острых проблем для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей. По данным Госкомстата России за 1991 — 1997 гг. по сравнению с 1990 г. цены на приобретенную сельскохозяйственными товаропроизводителями промышленную продукцию и оказанные им услуги возросли в 8850 раз, а на реализованную сельскохозяйственную продукцию — в 2000 раз, т.е. разрыв превысил 4 раза. В результате неэквивалентности товарообмена за указанные годы в другие отрасли из сельского хозяйства изъято более 200 млрд деноминированных рублей.

Для вывода сельского хозяйства из жестких тисков ценового диспаритета необходимо активное государственное вмешательство в формирование цен, их регулирование. Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» определено: основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Указанным законом впервые вводятся целевые цены (нормативные индикаторы). С их помощью намечено обеспечить: паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, возмещение расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Гарантированные цены применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия не­посредственно государству. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.

В целях оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики постановлением Правительства от «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» от 16 марта 1999 г. № 295 намечен ряд мер.

/ Стимулировать создание потребительских кооперативов сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями торговли и другими хо­зяйствующими субъектами, имея в виду, что распределение в них доходов от реализации продукции осуществляется по взаимной договоренности с учетом затрат на производство и реализацию продукции.

S Применять, где это целесообразно, предельные коэффициенты соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье.

/ Обеспечивать по согласованию с антимонопольными органами заключение ценовых соглашений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса.

S Способствовать созданию сбытовой сельскохозяйственной кооперации, отраслевых союзов и ассоциаций, защищающих интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения на аграрном и продовольственном рынках.

Мировой опыт свидетельствует, что сельское хозяйство эффективно функционирует лишь при всесторонней поддержке его государством. Так, финансовая поддержка сельского хозяйства осуществляется путем выделения из федерального бюджета РФ средств для:

S краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

/ долгосрочного кредитования агропромышленного производства;

S залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

S авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

S лизинга в сфере агропромышленного производства;

/ предоставления кредитным кооперативам, имеющим в уставном капитале долю юридических и физических лиц, занятых в агропромышленном производстве, более 50% долгосрочных кре­дитов для формирования их уставных капиталов.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации осуществляются также дотирование и компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Дотации и

компенсации вводятся в зависимости от конкретно складывающейся экономической ситуации и задач, которые необходимо решать по продовольственному обеспечению страны.

Вместе с тем сельское хозяйство лишилось прежних объемов государственной поддержки. Удельный вес ассигнований на финансирование этой отрасли в расходной части федерального бюджета снизился с 19% в 1991г. до 1,6% в 1999г.

В целях совершенствования системы финансирования и кредитования постановлением Правительства РФ был образован специальный фонд для кредитования организаций АПК на льготных условиях с взиманием с них не более 25% учетной ставки Центрального банка РФ.

Кроме этого, для оздоровления финансового состояния предприятий и организаций АПК произведена рассрочка платежей по централизованным кредитам, выданным в 1992—1994гг. и начис­ленным по ним процентам, до 2005г. на сумму 21 млрд деноминированных рублей. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлены существенные льготы в налогообложении. При поддержке федерального бюджета им поставляются нефтепродукты, комбикорма на условиях товарного кредита.

Социальная политика современного государства: цели, основные