V Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
■S Финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение. S Защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
S Развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства.
•/ Развитие социальной сферы села.
Обеспечение сбалансированности рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет разными методами. Один из них — проведение на рынке закупочных и товарных интервенций.
Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок сельскохозяйственных продукции, сырья, продовольствия и проведение залоговых операций с ними. Такие интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случаях, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии самостоятельно реализовать свою продукцию из-за сокращения спроса на нее.
Товарные интервенции осуществляются в форме организации распродажи сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия из федерального и региональных фондов. Такие интервенции
осуществляются в случае дефицита на рынке, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство Российской Федерации.
Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется с помощью целого ряда экономических инструментов (рычагов). Среди них особое значение имеют цены.
Диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики — одна из острых проблем для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей. По данным Госкомстата России за 1991 — 1997 гг. по сравнению с 1990 г. цены на приобретенную сельскохозяйственными товаропроизводителями промышленную продукцию и оказанные им услуги возросли в 8850 раз, а на реализованную сельскохозяйственную продукцию — в 2000 раз, т.е. разрыв превысил 4 раза. В результате неэквивалентности товарообмена за указанные годы в другие отрасли из сельского хозяйства изъято более 200 млрд деноминированных рублей.
Для вывода сельского хозяйства из жестких тисков ценового диспаритета необходимо активное государственное вмешательство в формирование цен, их регулирование. Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» определено: основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Указанным законом впервые вводятся целевые цены (нормативные индикаторы). С их помощью намечено обеспечить: паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, возмещение расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Гарантированные цены применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.
В целях оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики постановлением Правительства от «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» от 16 марта 1999 г. № 295 намечен ряд мер.
•/ Стимулировать создание потребительских кооперативов сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями торговли и другими хозяйствующими субъектами, имея в виду, что распределение в них доходов от реализации продукции осуществляется по взаимной договоренности с учетом затрат на производство и реализацию продукции.
■S Применять, где это целесообразно, предельные коэффициенты соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье.
•/ Обеспечивать по согласованию с антимонопольными органами заключение ценовых соглашений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса.
■S Способствовать созданию сбытовой сельскохозяйственной кооперации, отраслевых союзов и ассоциаций, защищающих интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения на аграрном и продовольственном рынках.
Мировой опыт свидетельствует, что сельское хозяйство эффективно функционирует лишь при всесторонней поддержке его государством. Так, финансовая поддержка сельского хозяйства осуществляется путем выделения из федерального бюджета РФ средств для:
S краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;
•/ долгосрочного кредитования агропромышленного производства;
S залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
■S авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
■S лизинга в сфере агропромышленного производства;
•/ предоставления кредитным кооперативам, имеющим в уставном капитале долю юридических и физических лиц, занятых в агропромышленном производстве, более 50% долгосрочных кредитов для формирования их уставных капиталов.
За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации осуществляются также дотирование и компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Дотации и
компенсации вводятся в зависимости от конкретно складывающейся экономической ситуации и задач, которые необходимо решать по продовольственному обеспечению страны.
Вместе с тем сельское хозяйство лишилось прежних объемов государственной поддержки. Удельный вес ассигнований на финансирование этой отрасли в расходной части федерального бюджета снизился с 19% в 1991г. до 1,6% в 1999г.
В целях совершенствования системы финансирования и кредитования постановлением Правительства РФ был образован специальный фонд для кредитования организаций АПК на льготных условиях с взиманием с них не более 25% учетной ставки Центрального банка РФ.
Кроме этого, для оздоровления финансового состояния предприятий и организаций АПК произведена рассрочка платежей по централизованным кредитам, выданным в 1992—1994гг. и начисленным по ним процентам, до 2005г. на сумму 21 млрд деноминированных рублей. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлены существенные льготы в налогообложении. При поддержке федерального бюджета им поставляются нефтепродукты, комбикорма на условиях товарного кредита.
Социальная политика современного государства: цели, основные
- Содержание.
- Методы государственного регулирования.
- Обращения.
- Государственное регулирование валютного рынка.
- Предпринимательства.
- Сущность и виды инвестиций.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат.
- Государственная региональная политика.
- Государственное регулирование финансово-кредитных связей России.
- V Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
- Направления.
- V Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищен-ных групп населения.
- Основные направления социальной политики государства.
- В России.
- Задачи государственного регулирования материальных производств
- Государственный заказ и сфера его применения.
- Социально-экономическая программа Григория Явлинского Григорий Явлинский Экономические успехи
- Экономические проблемы
- Темпы и характер роста
- Инвестиции и воспроизводство
- Структурный перекос в экономике
- Занятость, доходы и социальная структура общества
- Сокращение государственных расходов и мини-бюджет
- Политическая экономия
- 1. Значительная, если не преобладающая, роль неформальных, официально не фиксируемых отношений: колоссальный разрыв между существующим законодательством и экономической реальностью.
- 2. Особое место, занимаемое системой мер неофициального принуждения.
- Перспективы