logo
Конспект ГРЭ-0

Основные направления социальной политики государства.

Основными направлениями социальной политики государства являются:

1. Повышение уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения Разумных (рациональных) потребностей. Денежная оценка благ и Услуг, потребляемых в среднем домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни: (1) достаток — уровень, обеспечивающий всестороннее развитие; (2) нормальный — обеспечивающий восстановление физических интеллектуальных сил; (3) бедность — на уровне сохранения работоспособности: (4) нищета — поддержание жизнеспособности по биологическим критериям. Уже бедность считается недопустимо низким уровнем жизни. Важнейшими составляющими уровня и являются доходы населения и соцобеспечение. ООН разработана система показателей уровня жизни, которая включает (следующие показатели): рождаемость, смертность, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, занятость, образование, культура, отдых транспортные средства, свобода человека (правовая защита).

Правительством РФ в рамках проведения эффективной социальной политики предусматривается в 2000—2003гг. повышение реальных денежных доходов населения на основе ликвидации задолженности по заработной плате и социальным пособиям, повышения финансовой устойчивости государственных вне­бюджетных фондов, усиления социальной и экономической роли оплаты труда, совершенствования пенсионного обеспечения, оказания социальной помощи на основе учета прожиточного минимума при государственных гарантиях получения минимальных денежных доходов.

В целях роста заработной платы предполагается обеспечить рост производства и реализации продукции, повышение эффективности труда, оптимизацию численности работников на предприятиях. Повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимального размера пенсии предусматривается осуществить на основе ежегодного установления в федеральном бюджете соотношения между этими показателями и величиной прожиточного минимума.

2. Важным направлением социальной политики государства является формирование эффективной системы социальной защиты. Беднейшие слои населения, к которым относятся, как правило, те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности — больные, инвалиды, старики, многодетные семьи, нуждаются в первую очередь в социальной защите со стороны государства. В стране создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляются бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Разработана программа социальной интеграции инвалидов, адаптации военнослужащих, обеспечения их занятостью и жильем и др. Проводится работа по созданию сети центров комплексного социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому. Каждый гражданин независимо от уровня его доходов также обеспечивается со стороны государства определенным минимумом жизненно необходимых благ.

В стране действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Пособия подразделяются на пять видов: по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в меди­цинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты названных пособий устанавливается Правительством РФ.

Согласно «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленной Центром стратегических разработок, предполагается переход к «субсидиарному» государству, которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Граждане, имеющие собственные источники финансирования социальных потребностей, должны будут полностью оплачивать все жилищные и коммунальные платежи и получение профессионального образования, а также оплачивать значительную часть по медобслуживанию, школьному образованию, пенсионному страхованию. Большая часть этих услуг будет предоставляться на конкурсной основе предприятиями негосударственных форм собственности.

Главными в современном реформировании системы социальной защиты признаны следующие направления: приведение расходов в соответствие с возможностями государства, замена бюджетных субсидий на адресную помощь, согласование социальной поддержки с материальным положением семей, перевод небедных на социальную страховую основу по принципу обязательности и солидарности. Полномочия по определению размеров и форм социальной помощи считается необходимым перенести на региональный и местный уровень. Механизмы адресности могут варьироваться по регионам в зависимости от конкретных условий и возможностей. Потребности регионов в адресной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме» предполагает выплаты по заявительному принципу только тем, кто обеспечен ниже регионального прожиточного минимума, только из местных бюджетов (денежные выплаты, талоны на питание). Ведомственные льготы по оплате коммунальных, транспортных услуг население должно оплачивать полностью, а потом получать компенсации по ведомствам, предоставившим льготы.

Финансирование социальной защиты населения осуществляется федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами (фондом социального страхования, пенсионным и др.), а практическая помощь организуется местными органами власти общественными и благотворительными организациями, церковью

В целях высвобождения необходимых для адресной помощи средств предполагается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Будет ограничено общее число видов и льгот, предоставляемых одной семье. Категориальные льготы на федеральном уровне сохранятся только ветеранам ВОВ, инвалидам войны, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, героям Советского Союза и России. Они будут выплачиваться из федерального бюджета. Льготы для государственных служащих, правоохранительных органов и военных предполагается также перевести в форму денежных выплат и включить в заработную плату.

3. Социальная политика государства обязательно включает такое направление, как трудовые отношения и занятость населения. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Для этого существует общедоступная система получения среднего, специального и высшего образования, законодательно регламентируются социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска, определяются права работников при найме или увольнении. Регулирование занятости населения — часть социальной политики, направленная на улучшение уровня и структуры занятости, создание благоприятных условий труда, совершенствование характеристик рабочей силы. Сюда входят: разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики; программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест. Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда, в функции которых входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соответствии с этим должны планироваться и производиться подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труд да выплачивают пособия безработным.

«Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года» в качестве приоритетных задач объявляются увеличение занятости на основе развития системы социального партнерства, повышение гиб­кости рынка труда и мобильности рабочей силы, повышение эффективности программ обеспечения занятости населения. Предполагается полнее учитывать региональную специфику рынка труда и сконцентрировать ресурсы Фонда занятости населения в регионах с повышенным уровнем безработицы. Расширятся полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении условий и порядка выплаты пособий по безработице и мер в области активной занятости населения. Ожидается

повышение занятости в связи со снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Раньше эти налоги ограничивали деловую активность и снижали стимулы по созданию новых рабочих мест. В целях повыше­ния мобильности рабочей силы будет совершенствоваться трудовое законодательство. Развитие трудовых отношений предполагается на базе устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Должны активизировать свою работу профсоюзы, особенно на уровне предприятий и организаций.

  1. Регулирование миграционных процессов. В последние годы миграции являются важным фактором социального развития. Федеральная миграционная служба функционирует с 1992 г. Особенно остро стоит проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Количество переселенцев и беженцев, имеющих официальный статус, достигло 1,2 млн чел. Основным очагом мигрантов является Северный Кавказ (всего же в России насчитывается 68 зон межнациональных конфликтов). Большую проблему также составляет миграция рабочей силы. Официально она невелика — 300 тыс. чел., но нелегальная — около 1,5 млн чел., только в Москве — 200 тыс. чел. Идет выезд населения из районов Севера. Основной механизм реализации данного направления социальной политики — целевые миграционные программы, например долговременная программа «Миграция». Основными целями программы являются: обеспечение свободы передвижения, регулирование потоков мигрантов, создание благоприятных условий для репатриантов и мигрантов из стран СНГ и Балтии, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, соблюдение государственных интересов, преодоление последствий стихийной миграции, создание условий приема мигрантов, Условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к мигрантам. Осуществляются также и региональные программы. Уже начата выплата компенсаций за утраченное жилье, часть мигрантов проходят курсы оздоровления и реабилитации. Действуют законы «О беженцах», «О вынужденных переселенцах». Разработан проект закона «Об иммиграции в Россию».

  2. Совершенствование пенсионной системы. В настоящее время делаются попытки ее реформирования для предотвращения кризиса, повышения надежности. Основное в содержании реформы -. переход от всеобщей распределительной системы к смешанной, со значительной долей накопительных элементов. Всего предполагаются три вида пенсионного обеспечения: (1) государственное пенсионное страхование (по трудовому стажу) — финансирование осуществляется за счет взносов в бюджет Государственного пенсионного фонда; (2) пенсионное обеспечение для не имеющих необходимого трудового стажа и для военнослужащих — финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета; (3) дополнительное пенсионное страхование, как добровольное, так и обязательное для тех, кто идет на досрочную пенсию. Разработана «Программа пенсионной реформы». Она включает статистическое обследование контингента, уточнение применения индивидуальных коэффициентов, эксперименты по накопительному пенсионному страхованию, по внедрению профессиональных пенсионных систем. Разработаны проекты федеральных законов «Об основах пенсионной системы в РФ», «О государственных пенсиях», «О профессиональных пенсионных системах».

В «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» предполагается решить в данной области две основные проблемы: (1) обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы и повышение реального размера пенсий; (2) в долгосрочном плане предотвратить кризис пенсионной системы в связи с процессом старения населения. Средняя пенсия согласно стратегии должна превышать прожиточный минимум пенсионера, минимальная пенсия должна составлять не менее 80% прожиточного минимума. В целях повышения финансовой устойчивости пенсионного фонда будет осуществлен переход к смешанной (по инфляции и заработной плате) индексации пенсий. Для решения второй проблемы предполагается внедрение механизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения и реформирование действующей распределительной пенсионной системы. В дальнейшем накопительные пенсии станут основным фактором дифференциации пенсий. Все граждане независимо от возраста будут иметь единую ставку взносов на именные накопительные счета в Пенсионном фонде РФ. Ставка будет поэтапно повышаться с 2 до 9,5%, ставка взносов в распределительную систему при этом будет снижаться на величину накопительного взноса при неизменной общей ставке страховых взносов в Пенсионный фонд России. Накопительный взнос образуют пенсионные резервы, которые будут инвестироваться через систему уполномоченных инвестиционных компаний на основе открытых конкурсов. Но даже эти меры не позволят в перспективе избежать снижения размера пенсий по отношению к заработной плате, поэтому стратегией предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста и реформирование системы досрочного ухода на пенсию.

6. В области здравоохранения и социального страхования государством обеспечиваются всеобщая доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, хорошее качество лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений. «Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года» предполагается полное финансирование программы государственных гарантий с 2002г., увеличение расходов на здравоохранение на 25% , рационализация структуры медицинских услуг без снижения общего объема лечебной помощи. Основным держателем средств будут фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) субъектов Федерации. Сформу­лированы четкие требования к регионам и органам местного самоуправления в отношении платежей за неработающее население и целевые трансферты из федерального бюджета в ФОМС. Повышение эффективности системы государственного социального стра хования объединение ФОМСА и Фонда

социального страхования в будущем позволит усилить контроль за выплатой пособий по нетрудоспособности на основании сведений о характере заболевания, оказанной медицинской помощи.

«Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года» предполагается введение единого социального налога, т.е. объединение всех страховых взносов. Это означает начало перехода от системы социального страхования к системе социального обеспечения. Средства единого социального налога не будут поступать в бюджет, а будут зачисляться на счета внебюджетных фондов в федеральном казначействе. Будет действовать зачетная система, которая предусматривает вычет работодателем сумм на оплату больничных лисов. Есть предложения и по консолидации в бюджет средств на оплату по безработице. Через бюджет они будут перераспределяться более эффективно и справедливо. Целью введения социального налога является улучшение администрирования, повышение собираемости, снижение количества проверяющих деятельность пред. приятии (сейчас имеют это право все государственные внебюджетные фонды). Сборами социального налога будет заниматься налоговая служба, но только сборами. Наряду с положительными эффектами от введения единого социального налога есть опасения разрушения таким образом системы социального страхования, которая действует в России с 1903г., нарушения связей между взносами и выплатами в отличие от страховых.

Одним их самых действенных средствпроведения социальной политики государства являются федеральные целевые социальные программы (ФЦП). Они разрабатываются соответствующими ми­нистерствами и ведомствами и представляются Правительством РФ в Государственную Думу для утверждения. Формирование перечня программ осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Они финансируются из бюджета или из средств государственных внебюджетных фондов по строго целевому направлению. Программы обязательно содержат технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов реализации программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования.

S Федеральная целевая программа содействия занятости населения. Она включает такие мероприятия, как: совершенствование законодательства в данной сфере, создание и сохранение рабочих мест, организацию мониторинга профессионального состава рабочей силы и разработку прогнозов потребности в рабочей силе по профессиям и специальностям, разработку и реализацию территориальных программ развития человеческих ресурсов, поддержку предпринимательства, социального партнерства на рынке труда, государственную поддержку на региональных рынках труда, содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование трудовой миграции, улучшение функционирования рынка труда, стабилизацию финансового состояния Фонда занятости и т.д.

S Федеральная программа развития образования рассчитана на срок реализации 2000— 2005гг. В ней дана характеристика всех уровней образования, выявлены основные проблемы, цели и задачи развития системы образования. В программе также обоснованы основные направления развития системы, государственные и социальные гарантии обучающимся и работникам, научное сопровождение про граммы, предусмотрено обеспечение кадрами, материально-техническое и финансовое обеспечение. В системе мероприятий по реализации программы определены сроки и ответственные исполнители. Программа принята на уровне федерального закона от 10 апреля 2000г. В настоящее время в области образования также осуществляется Федеральная целевая программа «Русский язык».

S Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» нацелена на ускорение сроков обеспечения жильем граждан, увольняемых и уволенных с военной службы, и членов их семей, мобилизацию бюджетных и внебюджетных ресурсов для предоставления этим гражданам средств на приобретение жилья, привлечения внебюджетных средств для завершения начатого строительства. Программа была принята 20 января 1998 года и рассчитана на 5 лет.

S Реализуется федеральная программа развития социального обслуживания семьи и детей, включающая создание в регионах сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказание государственной поддержки в оснащении их медицинским оборудованием, автотранспортом, средствами связи, компьютерной техникой; организацию подготовки специалистов в области социальной работы с детьми и семьями. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Министерством труда и социального развития РФ со всеми исполнителями программных мероприятий.

S Разработана и реализуется федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации». Здесь предусматривается реформирование организационных и экономических механизмов для создания благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, создание эффективного финансово-хозяйственного механизма и внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования. Предусматривается дальнейшее совершенствование законодательства и внесение изменений в Федеральный закон «Основы законодательства о культуре». Предполагается также организация всероссийской системы мониторинга в области культуры. Управление культурой осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов Местного самоуправления, развития как государственных, так и негосударственных организаций культуры, фондов, творческих союзов. Основными задачами программы являются: развитие и сохранение культурного наследия, подготовка творческих кадров, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества. На региональном и

местном уровнях реализуются программы развития культуры с учетом местных, национальных и других особенностей, поддерживаются культуры малочисленных народов.

В соответствии с федеральными целевыми программами здравоохранения «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом», «Анти-ВИЧ/СПИД» и другими государство регулирует процесс реформирования отрасли в направлении более полного удовлетворения потребностей населения в качественной, доступной медицинской и лекарственной помощи, создания условий для здоровой жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, укрепления их хозяйственной самостоятельности, увеличения разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций, координации управления, уточнения надзорных полномочий на федеральном и региональном уровнях. Но наиболее важными сейчас являются задачи обеспечения полного финансирования программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, оптимизации структуры медицинских услуг, совершенствования нормативной базы, в том числе разработка минимальных социальных нормативов обеспечения лекарственными средствами. В настоящее время идет разработка федерального законодательства о медико-социальном страховании, разрабатывается подушевой принцип финансирования здравоохранения, переход к единым методам оплаты медицинской помощи. Расходы государства на здравоохранение составляют около 2% ВНП, тогда как в экономически развитых странах эта доля — 10—15%. Бюджетное финансирование пока не обеспечивает населению необходимого объема бесплатной медицинской помощи. Государство занимается регулированием процесса предоставления дополнительных платных медицинских услуг.

Большое внимание уделяется реализации федеральной президентской программы «Дети России» и федеральной программы «Молодежь России». В федеральном бюджете предусмотрены целевые расходы на социальную поддержку семьи, женщин, детей и молодежи; создаются внебюджетные фонды поддержки материнства и детства, обеспечения жизненно важных гарантий семье.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется федеральная программа «Экологическая безопасность России». Она состоит из 19 локальных программ, призванных решать более частные задачи охраны окружающей среды, которые затрагивают либо отдельные регионы страны, например программа «Обеспечение охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна», либо узловые проблемы отдельных аспектов природоохранной деятельности, например программа «Госу­дарственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков». Финансирование этих стратегических программ осуществляется совместно федерацией и ее субъектами, причем в федеральном бюджете общий объем ассигнований имеет расшифровку в разрезе каждой из локальных программ.

План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 20002001 годы был утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000г. № 1072-Р. В качестве первоочередных социальных задач правительства в нем выделены: обеспечение всеобщей доступности и достижение приемлемого качества базовых социальных благ — медицинского обслуживания и общего образования, повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, для трудоспособного населения создание благоприятных экономических условий для обеспечения за счет собственных доходов более высокого уровня потребления, формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы и обеспечение высокого качества и широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг. План предусматривает опережающий рост ассигнований на социальное развитие по сравнению с другими направлениями государственных расходов.

Государственная политика по природопользованию охране окружающей

среды.

Отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития России является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологическою благополучия.

В период перехода страны к рыночной экономике особое внимание уделяется государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды, так как в настоящее время эколого-экономические проблемы определяют не только эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования каждого человека.

Государственное регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой.

Система управлении природопользованием (ПР) и охраной окружающей природной среды (ООПС) включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой зашиты и регулирования.

В настоящее время организация системы государственного регулирования природопользования включает

1) формирование экологической политики;

  1. выработку стратегии природопользования;

  2. выбор методов государственного регулирования природопользованием;

4) создание информационно-информативно-правового обеспечения управления природопользованием;

5) формирование инфраструктуры для обеспечения регулирования в сфере природопользования.

К инструментам организационно-правового механизма природопользования и ООПС относится система управления взаимодействием общества и природы, т.е. совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, соблюдение, а также защиту экологических прав юридических и физических лиц.

Функции государственного регулирования природопользования. К функциям государственного регулирования природопользования относятся: S создание системы органов управления и координация их деятельности; S управление природными ресурсами; •/ планирование охраны и улучшения окружающей среды; S экологическое нормирование; S опенка воздействия на окружающую среду; S экологическая экспертиза; S экологическое лицензирование; S экологическая сертификация; S экологическое аудирование; S экологический мониторинг; У экологический контроль; S экологическое воспитание и образование и др.

К функциональным инструментам организационно-правового механизма ПР и ООПС относятся: нормирование, стандартизация, экспертиза, лицензирование, сертификация, аудирование, мониторинг, контроль.

Мониторинг окружающей среды - система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.

На основании ст. 69 Закона «Об охране окружающей природной среды» организована государственная служба по мониторингу окружающей среды с целью наблюдения за происходящими в при­родной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде и прогнозами ее состоянии.

Государственный мониторинг осуществляют специально уполномоченные исполнительные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве. Положения о мониторинге охраны природной среды имеются во всех природно-ресурсных нормативно-правовых актах.

В связи с введением платежей за выбросы и сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов существенно возрастает роль используемых при этом нормативов и стандартов, правил и требований, являющихся важнейшим звеном механизма обеспечения действенности законодательства России в области ОПС и рационального ПР.

Экологическое нормирование - установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области ПР и ООПС.

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих эко­логическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Оно унифицировано для всей территории России и устанавливается в форме нормативов предельна допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих природную среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Нормативы ПДК вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья чело­века, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Так, в Черном море в российских прибрежных водах содержание углеводородов в 5—10 раз превышает ПДК. В 1999г. средние за год концентрации загрязняющих веществ превысили установленные санитарно-гигиенические нормы ПДК в воздухе 205 городов с населением 65,4 млн чел. Наиболее сильное загрязнение воздуха отмечается в Москве, Екатеринбурге, Красноярске, Магнитогорске, Новосибирске, Челябинске и Кемерове. Но в 1999г., например, из-за сокращения общего объема производства в Москве впервые за последние десятилетия отмечено снижение вредных выбросов в атмосферу из 5%. Причем 92,3%

вредных выбросов в воздух столицы пришлось на долю автомобильного транспорта, которой к концу 1998г. насчитывал 2,2 млн единиц.

Экологическая стандартизация - деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному природо­пользованию и охране окружающей среды.

Система экологического нормирования и стандартизация включают в себя: ■/ нормативы качества окружающей среды;

S нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среди; S нормативы использования природных ресурсов,

S экологические стандарты (с 1996г. в РФ разработка экологических стандартов производится на базе международной Системы управления качеством окружающей среды (СУКОС);

S нормативы санитарных и защитных зон.

Экологические стандарты — эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на ОПС для предупреждения вреда, наносимого окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздей­ствий на ОПС в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

К действенной форме государственного регулирования природопользования относится экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой, хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза в России на сегодняшний день служит единственной узаконенной мерой, способной не допустить строительства объектов, реализации программ, нормативных актов, иных решений в ущерб экологической безопасности, а следовательно, в ущерб здоровью граждан и окружающей природной среде. Большое значение для обеспечения экологической безопасности имеет принятие Закона РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995г.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы подразделяются на:

S объекты федерального уровня, закрепленные в ст. 11 Закона «Об экологической экспертизе» (проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения; проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги и др.);

S объекты уровня субъектов Российском Федерации, закрепленные в ст. 12 данного Закона (все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ, и др.).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для конкретного объекта.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, со­держащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы,

В последние годы немаловажную роль в государственном регулировании природопользования стало играть экологическое лицензирование.

Экологическое лицензирование представляет собой деятельность компетентных государственных органов, связанную с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Лицензия является мерой публично-правового регулирования. Формами документов, выполняющих функции лицензирования, являются:

S лицензия (право на пользование недрами, комплексное природопользование); •/ разрешение (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов); S ордер (лесорубочный, лесной, билеты).

К видам экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, относятся:

S непосредственное природопользование и охрана окружающей среды от военных воздействий (экологическое аудирование, промышленное рыболовство и др.);

S деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая значение для охраны природы (хранение нефтепродуктов, производство дезинфекционных средств и др.). Лицензии выдаются следующих видов:

S на природопользование - комплексные, на пользование отдельными природными ресурсами;

S на удаление отходов в объекты охраны природной среды. К видам лицензируемой деятельности в России и области природопользования относятся:

S утилизация, складирование, перемещение, размещении, захоронение и уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);

S проведение природоохранных работ на территориях хозяйственных и природных объектов; S экологическая паспортизация оборудования, производств, предприятий, производственных природных объектов и территорий;

S проведение экологического аудирования производств предприятий - природопользователей и субъектов предпринимательства;

S осуществление деятельности, связанной с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудовании, промышленных производств и промышленных объектов;

S утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение опасных для окружающей природной среды материалов и веществ; S экологический консалтинг;

S проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий, в том числе разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе предпроектной и проектной документации.

Большое значение в государственном регулировании природопользования имеет экологическая сертификация. Она представляет собой деятельность специальных органов по подтверждению со­ответствия сертифицированного объекта (продукция, технологические процессы, отходы производства и потребления, природные ресурсы, экологические услуги) предъявленным к нему экологическим требованиям.

Видами экологической сертификации являются:

S обязательная (с 1996г. в нее включается только сертификация экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные технологии);

S с 1996г. предусмотрено одновременное введение добровольной экосертификации. К функциям государственного регулирования природопользования относят также экологическое аудирование. Это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан - пред­принимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей природной среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем.

Экологический контроль - это совокупность организационно-правовых мер, обеспечивающих принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Задачами экологического контроля являются:

1. Наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности.

2. Проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований при­ родоохранительного законодательства и нормативов качества ОПС.

Существуют следующие виды экологического контроля:

S государственный общий экологический контроль;

S предупредительный - осуществляется на стадиях планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию;

S текущий — осуществляется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования (его осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие органы субъектов РФ, органы местного самоуправления);

S государственный специальный (межведомственный) экологический контроль (Министерство природных ресурсов РФ);

S государственный функциональный экологический контроль (Минсельхоз России, Федеральная пограничная служба РФ, Минздрав России, МВД России, Госстрой России, Роскартография, Госстандарт России и др.);

S ведомственный экологический контроль - за выполнением правовых требований по рациональному природопользованию, ограниченный отраслевой сферой, т.е. осуществляемый министер­ствами и ведомствами;

S производственный экологический контроль - распространяется на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов; данный контроль осуще­ствляют руководитель предприятия, руководители служб и производственных подразделений;

S общественный экологический контроль - проводится с участием граждан и общественных экологических объединений в соответствии с законодательством в обеспечение выполнения или контроля за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах.

Экономические механизмы государственного экологического регулирования. Основными элементами экономических механизмов в государственном экологическом регулировании являются:

S природные кадастры;

S финансирование природопользования и охраны окружающей среды;

S платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды;

S льготы по кредитованию, налогообложению, а также экологическое страхование, планирование (прогнозирование) ПР и ООПС, меры экономического стимулирования (льготы).

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов представляют собой ввод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование. Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Действенным механизмом государственного регулирования природопользования должно быть финансовое обеспечение. Финансирование является одним из способов регулирования. Финансирование -это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения; других источников.

В последние годы на средства федерального бюджета осуществляются природоохранные мероприятия, только включенные в состав государственных программ. В 1996г. федеральный бюджет выделил для нужд охраны окружающей природной среды сумму, составляющую менее 1% от всех федеральных расходов, что явно недостаточно даже для борьбы с загрязнением.

Основными источниками финансирования капитального строительства в природоохранной сфере остаются средства предприятий и организаций всех форм собственности местных бюджетов и экологических фондов.

S федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации;

S средств предприятий, учреждений, организаций;

S федерального, территориальных и местных экологических фондов;


Финансирование экологических программ и мероприятий по ООПС производится за счет:

f фондов экологического страхования;

S кредитов банков;

S добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.

Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов РФ и местные фонды.

Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, которая включает Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий. Главная цель создания экологических фондов — формирование автономной, не зависимой от госбюджета структуры для центра­лизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом они дополняют бюджетные средства и средства предприятий - природопользователей.

Основными задачами экологических фондов являются:

S Финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения.

S Мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы.

S Экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрения экологически чистых технологий.

S Содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Экологические фонды, являясь неотъемлемой частью экономического механизма регулирования природопользования, образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц.

Особую группу составляют фонды экологического страхования (или фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или местными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде.

Одним из важнейших регуляторов уровня экологического загрязнения является налогообложение. Оно устанавливается органами различных уровней управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных мероприятий.

К экологическим критериям, согласно которым регулируется система налогообложения, относятся:

S степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

S нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

S территориальные лимиты природопользования;

S необходимые темпы перестройки народнохозяйственных структур на экологической основе;

/ уровень основных капитальных вложений в природоохранные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической эффективности этих мероприятий;

S природоохранная ценность территории.

Экологические льготы предоставляются в зависимости от типа предприятий, размеров и направления их развития, видов потребляемых (охраняемых) ресурсов, характера конечной продукции во

взаимосвязях с лимитом техногенной нагрузки на территорию. Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления. Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование. К территориям с высокой экологической напряженностью должно также применяться льготное налоговое обложение. Налогообложение в первую очередь касается развития льготного обложения продукции, вырабатываемой из отходов, вплоть до полного ее освобождения от налогов. На территориях с кризисной ситуацией целесо­образно не облагать налогом прибыль предприятий, если освобождаемые от налогообложения средства направляются на природоохранные цели.

С целью формирования целевых фондов финансирования работ по воспроизводству природных ресурсов и природоохранных мероприятий, стимулирования рационального природопользования активно используются платежи за природные ресурсы.

Введение платежей за использование природных ресурсов — прямое следствие преобразования природоресурсных отношений, проводимого в рамках рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок.

В ст.20 Закона «Об охране окружающей природной среды» закреплены два вида платежей.

1. Плата за природные ресурсы (землю, воду, недра, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) регулируется соответствующими природно-ресурсными законодательными актами и взимается:

S за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов (условия и ставки платежей устанавливаются и дифференцируются субъектами РФ);

S за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

S на воспроизводство и охрану природных ресурсов (ст.47,49 Земельного кодекса; ст.42, 43 Закона «О недрах»; ст.12, 123—125, 128 Водного кодекса; ст. 13, 103, 104, 106, 107 Лесного кодекса; ст.52 Закона «О животном мире»).

2. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия являются экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями, добровольно принимали меры по уменьшению загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Плата за загрязнение ОПС является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Она направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. Установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ.

Платежи за загрязнение служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы.

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст.20) и постановлением Правительства РФ от 26 августа 1992г., в которых утвержден порядок определения палаты за загрязнение.

Законом предусматриваются три вида платы за загрязнение: выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов; плата за размещение отходов.

Для определения размера платы за загрязнение используются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ с участием Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ, исполнительных органов субъектов Федерации.

Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992г. № 632. Базовые нормативы (утверждены Минприроды России 27 ноября 1992г.) включают:

S нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных предприятий;

S нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

S нормативы платы за размещение отходов.

Элементами экономического механизма регулирования природопользования являются также экологическое страхование, планирование (прогнозирование) природопользования, меры экологического стимулирования.

Экологическое страхование представляет собой страхование ответственности объектов -потенциальных виновников, аварийного, непреднамеренного загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель экологического страхования - наиболее полная компенсация нанесенного окружающей среде вреда.

В России правовая база экономической ответственности за вред окружающей среде обеспечена Законами РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991г.), «О предприятиях и предпри­нимательской деятельности» (1992г.), «О страховании» (1993г.). Согласно данным законам причиненные убытки должны компенсироваться за счет собственных средств виновниками и лишь в исключительных случаях за счет госрезервов. Экологическое страхование включает:

/ обязательное и добровольное экологическое страхование для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий;

S систему экологического страхования стихийных бедствий; S фонды экологического страхования. На рис. представлены виды, формы и источники выплат по экологическому страхованию.

Экологическое страхование может осуществляться в обязательной и добровольной форме. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок его про­ведения определяются соответствующими нормативными актами. Обязательное страхование охватывает предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.

Приказом Минприроды России от 26 июля 1994г. № 233 был закреплен порядок проведения эксперимента по развитию экологического страхования в 15 регионах РФ.

В экологическом страховании объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию в составе экологических программ, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографической ситуации научно-технического потенциала, социальной структуры, состояния природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природно-ресурсного потенциала отдельных регионов.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется планирование охраны окружающей природной среды как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации и муниципальных органах.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» планирование и прогнозирование осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственных экологических программ (ст. 17, п.1).

Наиболее значимыми программами является утвержденная Указом Президента РФ «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.

Кроме этих общих программ Правительством РФ утверждены и осуществляются как комплексные ■ программы, так и отдельные целевые программы, направленные на восстановление отдельных природных комплексов, разрушенных в результате антропогенной деятельности человека, например «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению природных комплексов Волжского бассейна» (постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996г. № 584). Общие требования к прогнозированию экологической обстановки закреплены в Законе РФ. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» от 20 июля 1995г.

Федеральные и региональные экологические программы являются важнейшим средством реализации государственной экологической политики.

Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проблем общегосударственного значения. Такими проблемами могут быть:

S выполнение международных обязательств Российской Федерации по охране окружающей среды;

S охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории Российской Федерации;

S охрана особо ценных природных объектов федерального значения; S оздоровление экологической обстановки в бассейнах морей и крупных речных систем; S реабилитация зон чрезвычайной экологической ситуации (зон экологического бедствия); S целевые экологические научно-технические программы.

Экологические федеральные целевые программы классифицируются по целям их организации на межгосударственные, государственные, межрегиональные, региональные, локальные.

В соответствии со ст.24 Закона «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.

Экономическое стимулирование - составная часть механизма регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (пла­нирование, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование и т.д.) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований.(рис.)

Таким образом, экономический стимул в управлении природопользованием - это своеобразная привязка задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам природопользователей. Эколого-экономическое стимулирование включает: S налогообложение;

S финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование и т.д.);

S ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

S государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

S создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экологической сертификации;

S формирование рынка экологических работ и услуг;

/ проведение политики торговли правами на загрязнение;

/ введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;

S лицензирование использования природных ресурсов.

Важную роль в регулировании природопользования играет система органов управления охраной окружающей природной среды, которая установлена Законом «Об охране окружающей природной среды».

м Органы федеральной государственной власти общей компетенции включают Федеральное Собрание РФ (ст.5); Правительство Российской Федерации (ст.6) и специально уполномоченные на то федеральные государственные органы (ст.7) — органы государственного управления, осуществляющие свои функции на всей территории РФ самостоятельно и через свои территориальные органы. Выделим три вида таких органов:

1. Органы общего {комплексного) государственного экологического управления:

S Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) — управляет государственным фондом недр и водным фондом; S Росземкадастр.

2. Функциональные органы государственного экологического управления — органы, на которые возложены специальные задачи по государственному экологическому управлению: Минздрав России, Минобороны России, Госстрой России, МВД России, Госкомстат России, Департамент госсанэпидемнадзора.

Особое место занимают природоохранные прокуратуры, число которых растет (например, приказом Генерального прокурора РФ от 3 февраля 1997г. образована природоохранная прокуратура г. Москвы и Московской области).

3. Координационные специально уполномоченные органы государственного управления в области ООПС — осуществляют свою деятельность в соответствии с постановлениями Правительства РФ: Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию (постановление Правительства РФ от 14 февраля 1997г.); Экспертный совет при Правительстве РФ (постановление Правительства от 22 июля 1993г.); Государственный центр экологических программ МПР России (постановление Правительства РФ от 7 июня 1996г.) и др.

Головную роль в организации управления охраной окружающей среды играет Федеральная служба окружающей среды по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Именно этот орган исполнительной власти уполномочен координировать деятельность всех остальных органов государственной власти и управления в сфере охраны природной среды и организации рационального природопользования. Он обладает полномочиями по организации правового регулирования этой дея­тельности, осуществляет мониторинг состояния природной среды, привлекает к ответственности за нарушение экологического законодательства.

Государственное регулирование и развитие материального производства