Сокращение государственных расходов и мини-бюджет
Столь же безосновательными, на наш взгляд, являются и восторги по поводу улучшения состояния государственных финансов. При всех разговорах о бездефицитном бюджете, о решении проблемы госдолга, о финансовом оздоровлении государства нельзя не видеть, что это "оздоровление" было достигнуто за счет отказа от жизненно важных для цивилизованного государства расходов на образование, финансирование НИОКР, социальное обеспечение и здравоохранение. Да и расходы на оплату труда государственных служащих, на содержание армии и правоохранительных органов иначе как унизительными не назовешь. Более того, при той системе, которую мы имеем, страна и в перспективе обречена на такой же сбалансированный "мини-бюджет", доходов которого будет хронически не хватать даже на достойную оплату труда госслужащих, не говоря уже о самых необходимых инвестициях в будущий экономический рост, каковыми являются затраты на инфраструктуру, общее и профессиональное образование, финансирование НИОКР и т.д. С таким бюджетом у страны никогда не будет ни современных вооруженных сил, ни независимой судебной системы, ни честных и профессиональных правоохранительных органов, а самовоспроизводство порочной системы "неформальной" юстиции невозможно будет прервать даже с помощью самой искренней политической воли.
Другой важнейшей областью, принесенной в жертву финансовому "оздоровлению", является наука и образование. По нашим оценкам, сделанным на основе официальной российской статистики, за последние 8-9 лет общественные расходы на образование в реальном исчислении сократились в среднем на 55%, а рост частных расходов на эти цели лишь в незначительной степени компенсировал сокращение соответствующих расходов федерального и местного бюджетов. В еще большей степени сократились государственные расходы на науку и научное обслуживание, резко упал престиж профессиональной научной и научно-производственной деятельности. Как следствие, заметно упало качество образования и степень общеобразовательной подготовки выпускников средней и высшей школ. Необходимость неофициальных доплат на школьное образование затруднило доступ к нему неимущих слоев населения, в результате чего число детей, оставивших школу, приблизилось к 10% от общего числа детей школьного возраста.
Результатом является нанесение огромного ущерба человеческим (трудовым и интеллектуальным) ресурсам страны. Трудоспособное население заметно сократилось количественно, а его структура, что еще более важно, ухудшилась в качественном отношении. Прекращение производственнной деятельности в немногих высокотехнологичных отраслях бывшей советской экономики и деградация системы государственных научных учреждений (при почти полном отсутствии частных исследовательских центров) заставили огромное число высококвалифицированных специалистов сменить профиль деятельности. Причем по данным некоторых опросов, не более 10% тех, кто потерял или вынужден был оставить работу в научных учреждениях России, нашел себе место в в крупных частных компаниях или кредитных учреждениях. Остальные девять десятых заняты в мелком и мельчайшем бизнесе, либо в официальных структурах, где их интеллектуальные способности оказываются невостребованными, а приобретенные ранее опыт и знания постепенно утрачиваются. Не менее миллиона человек эмигрировало из России (по данным отечественных компаний, профессионально занимающихся миграцией, поток выезжающих из России составлял в среднем 100 тыс. чел. в год), причем весьма значительную часть этой эмиграции составили образованные люди, которые до этого либо были заняты интеллектуальной деятельностью, либо получали высшее образование.
Наконец, хроническое недофинансирование содержания и развития объектов общественной инфраструктуры в этот период заметно ухудшило функционирование основных систем жизнеобеспечения, резко снизило уровень их надежности и безопасности, повысило риск возникновения техногенных и экологических катастроф.
- Содержание.
- Методы государственного регулирования.
- Обращения.
- Государственное регулирование валютного рынка.
- Предпринимательства.
- Сущность и виды инвестиций.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат.
- Государственная региональная политика.
- Государственное регулирование финансово-кредитных связей России.
- V Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
- Направления.
- V Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищен-ных групп населения.
- Основные направления социальной политики государства.
- В России.
- Задачи государственного регулирования материальных производств
- Государственный заказ и сфера его применения.
- Социально-экономическая программа Григория Явлинского Григорий Явлинский Экономические успехи
- Экономические проблемы
- Темпы и характер роста
- Инвестиции и воспроизводство
- Структурный перекос в экономике
- Занятость, доходы и социальная структура общества
- Сокращение государственных расходов и мини-бюджет
- Политическая экономия
- 1. Значительная, если не преобладающая, роль неформальных, официально не фиксируемых отношений: колоссальный разрыв между существующим законодательством и экономической реальностью.
- 2. Особое место, занимаемое системой мер неофициального принуждения.
- Перспективы