Задачи государственного регулирования материальных производств
Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве. В настоящее время при переходе к рыночной экономике основными задачами государственного регулирования производства средств производства и предметов потребления являются:
1. Стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства.
2. Прогрессивная структурная перестройка сферы материального производства путем изменения соотношений между добывающими и перерабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств, восстановления позиций машиностроительного комплекса.
Техническое перевооружение отраслей материального производства.
Взаимовыгодная интеграция в мировую экономику в качестве равноправного партнера развитых стран мира.
Ослабление сырьевой направленности экспорта российских производителей путем увеличения в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.
6. Повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
7. Рационализация размещения субъектов материального производства по регионам страны.
8. Обеспечение экологической безопасности производства, особенно в энергетике, химической и металлургической промышленности.
Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства. Важнейшие из них: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, ресурсы континентального шельфа, энергетические ресурсы и др. Все перечисленные факторы производства являются государственной собственностью. Они не могут быть объектами приватизации, предметами купли-продажи или иных действий, меняющих их правовой статус. Государство сохраняет за собой важные рычаги воздействия на весь сырьевой комплекс страны. Естественно, что эксплуатация сырьевых ресурсов, принадлежащих на правах собственности государству, им же и осуществляется. В то же время государство заинтересовано в привлечении инвесторов (пользователей недр и ресурсов) в сырьевые отрасли. Эксплуатация недр требует больших инвестиций, которые окупаются медленнее, чем в обрабатывающих отраслях экономики.
Правовой основой, регламентирующей отношения государства и пользователей недр и ресурсов, являются принятые в 1995 г. федеральные законы «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О соглашениях о разделе продукции», а также «Водный кодекс Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1999 г. № 740 утверждено «Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции».
В регулировании отношений государства и пользователей недр и ресурсов особое значение имеет Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Этот закон принят в развитие законодательства РФ (в частности, закона «О недрах») в области недропользования. Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе.
Перечни участков недр, предоставляемых в пользование на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами, например Законом «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (на Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)», принятом в мае 1999г. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при использовании недр на своих территориях.
Соглашения о разделе продукции заключаются с инвестором, победившим в конкурсе или на аукционе. Инвесторами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Конкурсный порядок заключения соглашений позволяет государству включать в них ряд дополнительных обязательств инвестора: соблюдение научно-технического уровня проведения работ по геологическому изучению и использованию недр; полноту извлечения минеральных ископаемых; обязательный вклад в социально-экономическое развитие региона; осуществление мер по предотвращению вредного влияния работ на окружающую природную среду, а также ликвидация последствий такого влияния; ликвидация всех сооружений, установок по завершению работ, а также очистка от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.
Право пользования участком недр на основе соглашения о разделе продукции предоставляется только путем лицензирования. Лицензия выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Лицензия выдается на срок от 5 до 25 лет.
В соответствии с соглашением произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором. Соглашение предусматривает условия и порядок:
■S определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости; ■S определения компенсационной продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению;
S раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами и компенсационной продукции;
■S передачи государству принадлежащей ему части произведенной продукции или его стоимостного эквивалента;
■S получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Часть произведенной продукции, поступающая в федеральную собственность, может быть использована для федеральных нужд с зачислением выручки от ее реализации в федеральный бюджет. Использование части произведенной продукции, поступающей в собственность соответствующего субъекта РФ, осуществляется на основе его законодательства. Часть произведенной продукции, поступающая в собственность инвестора, может быть вывезена из России в порядке, определенном для экспорта продукции собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Одним из способов воздействия государства на сферу материального производства является система государственного заказа.
- Содержание.
- Методы государственного регулирования.
- Обращения.
- Государственное регулирование валютного рынка.
- Предпринимательства.
- Сущность и виды инвестиций.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат.
- Государственная региональная политика.
- Государственное регулирование финансово-кредитных связей России.
- V Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
- Направления.
- V Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищен-ных групп населения.
- Основные направления социальной политики государства.
- В России.
- Задачи государственного регулирования материальных производств
- Государственный заказ и сфера его применения.
- Социально-экономическая программа Григория Явлинского Григорий Явлинский Экономические успехи
- Экономические проблемы
- Темпы и характер роста
- Инвестиции и воспроизводство
- Структурный перекос в экономике
- Занятость, доходы и социальная структура общества
- Сокращение государственных расходов и мини-бюджет
- Политическая экономия
- 1. Значительная, если не преобладающая, роль неформальных, официально не фиксируемых отношений: колоссальный разрыв между существующим законодательством и экономической реальностью.
- 2. Особое место, занимаемое системой мер неофициального принуждения.
- Перспективы