logo
Конспект ГРЭ-0

Политическая экономия

В России нет хозяйственного механизма, присущего демократической рыночной экономике. Нынешняя экономика России - это смешанная экономика, но не в том смысле, в котором это слово употребляется в экономической теории, а в ином, специфическом значении - это экономика, в которой смешанной является сама логика экономического поведения. Это и капитализм, и не совсем капитализм, а в чем-то даже и совсем не капитализм. Это, безусловно, не правовая демократия, но одновременно и не анархия или засилье криминальной мафии, как иногда может показаться. Это общество, в котором есть понемногу всего - и силы права, и силы обычая, и политического произвола, и криминала. Общество живет по "понятиям", т.е. по меркам, которые невозможно свести в четкую логическую систему, и которые при этом еще находятся в состоянии постоянного изменения.

Многие несовместимые с современными представлениями об эффективной рыночной экономике отношения и институты, существующие в России с советских, а то и с досоветских времен, и сегодня представляют собой не столько рудимент прошлого, сколько полноценный элемент функционирующей экономической системы. На деле симбиоз коррумпированного чиновничества с непрозрачным бизнесом по-прежнему является фактором, определяющим характер использования весьма значительной части национальных ресурсов. Бюджет страны, даже будучи поставлен на несравненно более прочную основу, нежели в период, предшествовавший финансовому кризису 1998 г., остается опасно зависимым от финансового положения и переговорных позиций одного-двух десятков крупных сырьевых и инфраструктурных компаний, использующих национальные природные ресурсы и при этом практически вышедших из-под общественного контроля, а внешнее благополучие в банковском секторе во многом зиждется на лукавости применяемых методов и критериев финансовой отчетности и контроля.

На теневое довольствие бюрократии уходят значительные средства "теневого бюджета", формируемого крупными олигархическими структурами, которые в ответ получают управленческие решения, приносящие им в сотни раз больший доход.

На микроуровне хозяйственная деятельность в сегодняшней России - это не последовательный переход от административной экономики тоталитарного государства к современному ("нормальному") западному обществу, а, скорее, причудливая смесь институтов и отношений самых различных типов и уровней: современных и традиционных, рыночных и дорыночных; правовых и неправовых, цивилизованных гражданских и основанных на прямом насилии, и т.д.

Спросите любого российского бизнесмена, по каким законам он живет и работает - и, если он искренен, он не сможет сформулировать четкий ответ. Прежде всего потому что в России пока нет единых правил, придерживаясь которых, деловой человек (да и, кстати говоря, любой социально активный гражданин), может рассчитывать на успех и относительную безопасность. Где-то он действует на основе официального права, в чем-то полагается на силу власти, в чем-то - на инерцию привычных отношений, еще где-то просто инстинктивно нащупывает форму поведения, адекватную обстоятельствам и способную привести к успеху.

Другими словами, если России удалось избежать экономического коллапса и обеспечить определенную социальную и экономическую стабилизацию, это еще не означает, что долгосрочное развитие российской экономики и общества - лишь вопрос ресурсов и темпов. Застойная общественная система корпоративно-криминального типа с крайне неэффективным сегментированным рынком и отсутствием механизма долгосрочного воспроизводства и увеличения экономических ресурсов становится для сегодняшней России все более реальной перспективой, чем ее альтернатива - правовое государство с открытой динамичной экономикой и ответственной политической и экономической элитой.

При всей своей эклектичности и внешней нелогичности эта система обладает внутренней устойчивостью, она способна не только к самовоспроизводству, но и к определенному развитию -относительные успехи последних трех лет могут служить тому свидетельством. Через формирование значительного слоя влиятельных людей и групп, тем или иным образом извлекающего из нее немалую личную выгоду, система надежно закрепилась. Более того, не будет большим преувеличением сказать, что практически вся нынешняя российская элита так или иначе завязана на существующий порядок вещей и не может разрушить его без прямого или косвенного ущерба для себя.

Ведь речь здесь идет не только о высшем слое государственных чиновников или пресловутых "олигархах" - старых и новых. Группы интересов, взаимодействие между которыми определяет реальные условия хозяйствования, лишь частично связаны с офицальными властными структурами различного уровня. Главным критерием, позволяющим сегодня той или иной группе участвовать в процессе организации общероссийской хозяйственной жизни, является реальный контроль над теми или иными ресурсами - хозяйственными территориями, объектами инфраструктуры, трудоспособным населением и денежными средствами.

Группы интересов могут быть организованы по разным признакам общности: по территориальному, отраслевому, корпоративному, клановому и т.п. У них может быть и самая разная степень внутренней

интегрированное™ и самые различные формы их конкретной организации. Это могут быть и официальные органы власти, и полуофициальные структуры, включая общественные монополии различных уровней, и крупные частные предприятия, и разнообразные финансовые структуры с той или иной степенью государственного участия, либо без него, и криминальные "бригады".

При всем многобразии форм все эти структуры, однако, объединяет два основных признака -реальный контроль над основными хозяйственными ресурсами и преимущественно внеэкономический, административный характер такого контроля. Главным признаком наличия контроля над ресурсами является физическая возможность способствовать или препятствовать их использованию в целях получения дохода. При этом основанием для контроля является не столько юридически оформленное право собственности на них, сколько возможность принуждения в отношении тех, кто не признает права группы на соответствующий контроль. Методы принуждения могут быть прямыми или косвенными, легальными или нелегальными, но в конечном счете сводятся к возможности использования экономического давления либо прямого насилия.

Другой особенностью такого рода структур является то, что их члены крайне редко извлекают доход непосредственно от использования хозяйственных ресурсов. Преимущественно они ограничиваются предоставлением права пользования этими ресурсами другим организациям с получением рентного дохода (в виде разного рода отчислений, взяток, "гонораров", регулярных и нерегулярных поборов и т.п.). Это не значит, конечно, что, например, все высшие чиновники повально берут взятки или банально разворовывают общественные фонды - система выстроена таким образом, что позволяет использовать административный ресурс и в более тонких, некриминальных формах. Впрочем, это не меняет сути явления, заключающейся в том, что доход извлекается не на основе производительной деятельности, а благодаря принадлежности к той или иной корпоративной общности.

В последние годы сложившаяся в период Ельцина экономическая система не только укрепилась, но и приобрела устойчивость, позволяющую сформулировать ее основные обществено-политические черты.