Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в Республике Беларусь
ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙЙ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА |
| |
| ||
Контроль за соблюдением прав и законных интересов детей |
| |
|
| |
Проведение мониторингов и анализ положения детей |
| |
|
| |
Участие в разработке актов законодательства по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей |
| |
|
| |
Разработка предложений по совершенствованию социальной политики и механизмов поддержки детства |
| |
Принятие мер по обеспечению благополучия детей в семье, повышению ответственности родителей за воспитание детей |
| |
Утверждение национальных докладов, которые представляются на рассмотрение Комитета по правам ребенка при ООН |
| |
Организация мероприятий, связанных с Международным днем защиты детей, Международным днем семьи |
| |
Информирование детей и населения в области прав детей |
| |
Содействие взаимодействию государственных органов и иных организаций с иностранными государствами и международными организациями по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей и др. |
|
Рисунок 1 — Задачи Национальной комиссии по правам ребенка
ПОЛНОМИЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙЙ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА |
| |||
|
| |||
Осуществляет контроль и анализирует деятельность государственных органов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию государственных программ поддержки детей и семьи | ||||
Вносит в установленном порядке предложения по изменению и совершенствованию законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов детей | ||||
| ||||
Запрашивает у государственных органов и иных организаций информацию о реализации вопросов защиты прав и законных интересов детей, выполнения государственных программ поддержки детей и семьи, а также по вопросам, связанным с выполнением комиссией своих задач и функций, которые касаются законных интересов детей и рассматриваются судами, прокуратурой, иными правоохранительными органами, за исключением информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательными актами | ||||
| ||||
Заслушивает на своих заседаниях информацию должностных лиц государственных органов и иных организаций о ходе реализации Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», других нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, а также государственных программ поддержки детей и семьи | ||||
Анализирует состояние образования детей, их законных представителей, специалистов, работающих с детьми, в области защиты прав и законных интересов детей, разрабатывает предложения по его развитию | ||||
Поручает республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам в соответствии с их компетенцией осуществление мониторингов, рассмотрение и подготовку аналитических материалов и заключений по вопросам, касающимся обеспечения реализации прав и законных интересов детей, положения детей и семьи в обществе, повышения ответственности родителей за воспитание детей | ||||
Рассматривает обращения несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан, общественных объединений по вопросам защиты прав и законных интересов детей | ||||
| ||||
Через своих представителей принимает участие в работе государственных органов при рассмотрении вопросов, касающихся положения детей, реализации их прав и защиты законных интересов | ||||
Вносит предложения в Совет Министров Республики Беларусь о создании рабочих групп с привлечением ученых и специалистов для подготовки проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование реализации в стране прав и законных интересов детей, улучшение их положения | ||||
Развивает международное сотрудничество с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими международными организациями, иностранными государствами по вопросам реализации в Республике Беларусь Конвенции |
Рисунок 2 — Полномочия Национальной комиссии по правам ребенка
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА |
|
| |
Республиканское общественное объединение «Белорусский детский фонд» | |
| |
Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (БРСМ) | |
| |
Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (БРПО) | |
| |
другие общественные объединения |
Рисунок 3 — Общественные объединения Республики Беларусь, обеспечивающие защиту прав и законных интересов ребенка
ЗАДАЧИ БЕЛОРУССКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ (БРСМ) | |||
|
| ||
Содействие разработке юридических и социально-экономических гарантий прав молодежи, уравнивающих ее возможности с другими социальными группами |
| ||
|
| ||
Поддержке инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие молодежи, а также на создание условий для развития предпринимательской деятельности |
| ||
|
| ||
Участие в установленном порядке в разработке молодежных программ |
| ||
|
| ||
Воспитание у членов ОО «БРСМ» патриотизма, как важнейшей духовной и социальной ценности |
|
Рисунок 4 — Задачи Белорусского Республиканского Союза Молодежи (БРСМ)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛОРУССКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (БРПО) | |||
|
| ||
социальную защиту детей и подростков |
| ||
|
| ||
гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения |
| ||
|
| ||
благотворительность |
| ||
|
| ||
развитие спорта и туризма |
| ||
|
| ||
защиту окружающей среды |
|
возрождение белорусской культуры |
|
осуществление международной деятельности |
Рисунок 5 — Основные направления деятельности Белорусской Республиканской пионерской организации (БРПО)
ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ | |||
|
| ||
определение собственного имени, отчества, фамилии детей |
| ||
|
| ||
определение гражданства детей |
| ||
|
| ||
определение места жительства детей |
| ||
|
| ||
воспитание детей, осуществлению ухода и надзора за ними |
| ||
|
| ||
осуществление представительства от имени своих детей |
|
обеспечение защиты прав и законных интересов детей |
Рисунок 6 — Личные неимущественные права и обязанности родителей по отношению к детям
| ОСНОВАНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНО СОБСТВЕННОЕ ИМЯ РЕБЕНКА ПО ЗАЯВЛЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ |
| ||||
|
|
|
|
| ||
| При регистрации рождения ребенка ему было дано собственное имя без учета пожелания родителей (может быть изменено в течение года после регистрации рождения ребенка) |
| Ребенок фактически носит другое собственное имя, а не то, которое ему было дано при регистрации
|
|
Рисунок 7 —Основания, при которых может быть изменено собственное имя ребенка по заявлению родителей
ОСНОВАНИЯ СНИЖЕНИЯ БРАЧНОГО ВОЗРАСТА | ||
|
|
|
Беременность |
| Рождение ребенка |
Объявление несовершеннолетнего эмансипированным |
Рисунок 8 — Основания снижения брачного возраста
СДЕЛКИ, КОТОРЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ВПРАВЕ СОВЕРШАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО | |||
|
| ||
Распоряжаться своими заработком, стипендией и иными собственными доходами |
| ||
|
| ||
Осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности |
| ||
|
| ||
Вносить денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаться ими в соответствии с законодательством |
| ||
|
| ||
Совершать мелкие бытовые сделки |
| ||
|
| ||
Совершать сделки направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации |
|
Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения |
Рисунок 9 — Сделки, которые несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе совершать самостоятельно
СДЕЛКИ, КОТОРЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ В ВОЗРАСТЕ ДО ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТ ВПРАВЕ СОВЕРШАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО |
| |||||
|
|
|
| |||
Сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации |
| Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения |
Мелкие бытовые сделки |
Рисунок 10 — Сделки, которые несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет вправе совершать самостоятельно
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ |
| |||||
|
|
|
| |||
Управление делами и имуществом несовершеннолетних детей |
| Предоставление содержания несовершеннолетним детям, а также нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям |
Возмещение расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении |
Рисунок 11 — Имущественные права и обязанности родителей по отношению к детям
| СПОСОБЫ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ |
| ||||||
|
|
|
|
| ||||
| Добровольный |
| Принудительный |
|
Рисунок 12 — Способы уплаты алиментов
РАЗМЕРЫ АЛИМЕНТОВ, ВЗЫСКИВАЕМЫХ С РОДИТЕЛЕЙ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ | ||
|
|
|
На одного ребенка — 25% |
| На двух детей — 33% |
На трех и более детей — 50 % |
Рисунок 13 — Размеры алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей
ОСНОВАНИЯ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ | |||
|
| ||
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей |
| ||
|
| ||
Злоупотреблением родительскими правами |
| ||
|
| ||
Хронический алкоголизм или наркомания |
| ||
|
| ||
Письменный отказ от ребенка |
|
Рисунок 14 — Основания лишения родительских прав
ПРИЛОЖЕНИЕ А 4
- Министерство Образования Республики Беларусь
- Isbn Введение Цель и задачи учебно-методического комплекса «Права ребенка»
- Тематические планы по дисциплине «права ребенка» Для студентов педагогического факультета
- V курса дневной формы обучения специальности «Дошкольное образование. Английский язык»
- Для студентов педагогического факультета
- I курса дневной формы обучения специальности «Технология (обслуживающий труд). Социальная педагогика»
- Содержание дисциплины «права ребенка»
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- 1.1 Понятие, источники и принципы прав ребенка
- 1.2 Конституционно-правовой статус личности, в том числе ребенка в Республике Беларусь: понятие и отличительные признаки
- 1.3 Институт гражданства как структурный элемент правового статуса ребенка
- 1.4 Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях детей
- 1.5 Закон Республики Беларусь «о правах ребенка» как правовая гарантия защиты прав детей
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- 2.1 Понятие международной защиты прав человека, в том числе ребенка
- 2.2Международные стандарты в области защиты прав детей
- 2.3 Международный механизм защиты прав детей и охраны детства
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в республике беларусь
- 3.1 Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь
- 3.2 Общественные организации по защите прав ребенка
- 3.3 Государственная защита личных неимущественных прав детей
- 3.4 Защита и гарантии имущественных прав несовершеннолетних
- 3.5 Споры, связанные с воспитанием детей. Лишение родительских прав
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- 4.1 Основные направления государственной поддержки детей и семьи
- 4.2 Воспитание детей, лишившихся родительского попечения. Формы устройства детей
- 4.3 Государственная защита детей в неблагополучных семьях
- 4.4 Оказание поддержки детям, оказавшимся в социально опасном положении
- 4.5 Государственные пособия семьям, воспитывающим детей
- 4.6 Правовое регулирование труда несовершеннолетних
- Тема 5 международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- 5.1 Минимальные стандартные правила оон, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
- 5.2 Административная ответственность несовершеннолетних
- План семинарских занятий по дисциплине «права ребенка»
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 5. Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Задания для самоконтроля
- Тема 1.Права ребенка в системе прав человека Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 2.Международная защита прав ребенка Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в республике беларусь Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 4.Защита и поддержка детей и семьи государством Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 5.Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Примерные вопросы к зачету по курсу «права ребенка»
- Глоссарий
- Приложения
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в Республике Беларусь
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- Тема 5. Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- Учебно-методическая литература Основная:
- Нормативные правовые акты: международные документы:
- Законодательство Республики Беларусь:
- Права ребенка Учебно-методический комплекс
- 225404 Г. Барановичи, ул. Войкова, 21