Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ | |||
|
| ||
самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития |
| ||
|
| ||
сохранения достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшего совершенствования, осуществления дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи |
| ||
|
| ||
равенства каждой семьи и всех ее членов в праве на социальную поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства |
| ||
|
| ||
обеспечения выживания и защиты каждого ребенка, его полноценного физического, психического, нравственного, интеллектуального и социального развития независимо от социального статуса родителей (семьи) |
| ||
равноправия между женщинами и мужчинами в достижении справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности |
|
планирования мер, принимаемых в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и культуре, с учетом ориентации на семью |
сочетания общегосударственных и региональных мер по укреплению и развитию семьи с учетом специфики социально-экономического и демографического развития территорий |
Рисунок 1 — Принципы государственной семейной политики
МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРИНИМАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ | |||
|
| ||
создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи (кредитование, субсидирование, льготы, услуги, помощь) |
| ||
|
| ||
создание благоприятных условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей |
| ||
|
| ||
обеспечение охраны здоровья семьи, матери и ребенка |
| ||
|
| ||
создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи |
|
совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений, включая дальнейшее совершенствование мер воздействия, применяемых к родителям, не выполняющим своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей |
совершенствование организационных и финансовых механизмов проведения государственной семейной политики |
проведение комплексных научных исследований по проблемам семьи и семейного воспитания |
Рисунок 2— Меры по реализации семейной политики, принимаемые государственными органами
ОСНОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ | |||
|
| ||
Лишение родителей родительских прав, отобрание детей у родителей без лишения родительских прав |
| ||
|
| ||
Признание родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявление их умершими |
| ||
|
| ||
Нахождение родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывание родителями в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста |
| ||
|
| ||
Оставление детей их родителями в организациях здравоохранения |
|
Согласие родителей на усыновление детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми |
Нахождение брошенных детей |
Другие случаи отсутствия попечения родителей |
Рисунок 3 — Основания получения статуса детей, оставшихся без попечения родителей
| ФОРМЫ УСТРОЙСТВА (ВОСПИТАНИЯ) ДЕТЕЙ |
| ||||||
|
|
|
|
| ||||
| Семейная |
| Внесемейная |
|
Рисунок 4 — Формы устройства (воспитания детей)
ВИДЫ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ | |||
|
| ||
дома ребенка |
| ||
|
| ||
детские дома |
| ||
|
| ||
школы-интернаты |
| ||
|
| ||
специальные учебно-воспитательные учреждения |
| ||
|
| ||
специальные лечебно-воспитательные учреждения |
|
-
иные учреждения, обеспечивающие содержание и воспитание детей
Рисунок 5 — Виды детских интернатных учреждений
ОСОБЕННОСТИ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ | ||
|
| |
На патронатное воспитание могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на воспитании в детских интернатных учреждениях |
| |
|
| |
Опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняется до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание |
| |
|
| |
Патронатный воспитатель в отличие от приемного родителя функций опекуна, попечителя в отношении ребенка, принятого на воспитание, не осуществляет. В период проживания ребенка в семье патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка |
| |
|
| |
В семью патронатного воспитателя ребенок помещается на основании трудового договора, заключаемого между патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок |
|
Рисунок 6 — Особенности патронатного воспитания
ОСНОВАНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ РАСХОДОВ, УТРАЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ | |||
|
| ||
Отобрание у родителей детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних |
| ||
|
| ||
Отобрание у родителей детей на основании решения суда без лишения родительских прав |
| ||
|
| ||
Лишение родителей родительских прав |
| ||
|
| ||
Нахождение родителей в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей |
| ||
|
| ||
Отбывание наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста |
|
Рисунок 7 — Основания возмещения родителями расходов, утраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении
| ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ |
| ||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
| ||
Родителями, признаны судом недееспособными |
| Родители не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья на основании заключения врачебно-консультационной комиссией |
| Родители являются несовершеннолетними (возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей) |
Рисунок 8 — Основания освобождения родителей по возмещению расходов по содержанию детей
| ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ |
| ||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
| ||
Полное погашение |
| Смерть родителя |
| По решению суда при возникновении обстоятельств, влекущих освобождение от возмещения данных расходов |
Рисунок 9 — Основания прекращения обязательств по возмещению расходов на содержание детей
| ВЗЫСКАТЕЛИ РАСХОДОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ |
| ||||||
|
|
|
|
| ||||
| управления (отделы) образования — в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях |
| детские интернатные учреждения, детские деревни (городки), государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, — в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях |
|
Рисунок 10 — Взыскатели расходов по содержанию детей
ОСНОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ РЕБЕНКА НУЖДАЮЩИМСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ | |||
|
| ||
Родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни |
| ||
|
| ||
Родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами |
| ||
|
| ||
Родители иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей |
| ||
|
| ||
Дети находятся в социально опасном положении |
| ||
|
| ||
Существует угроза жизни и здоровью ребенка |
|
-
Беспризорность и безнадзорность детей
Рисунок 11 — Основания признания ребенка нуждающимся в государственной защите
| МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ |
| ||||||
|
|
|
|
| ||||
| индивидуальная профилактическая работа (своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-психолого-педагогическая реабилитация) |
| профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними антиобщественных действий) |
|
Рисунок 12 — Меры государственной поддержки семей, оказавшихся в социально-опасном положении
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ | |||
|
| ||
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий |
| ||
|
| ||
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних |
| ||
|
| ||
Социально-психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении |
| ||
|
| ||
Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий |
|
Рисунок 13 — Задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ | ||
по беременности и родам |
| |
|
| |
в связи с рождением ребенка |
| |
женщине, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности |
| |
по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет |
| |
на детей старше 3 лет |
| |
по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет |
| |
по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком |
| |
по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет |
| |
при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов |
| |
на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека |
|
Рисунок 14 — Виды государственных пособий
-
ОСНОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ЛИЦОМ, ДОСТИГШИМ 14 ЛЕТ*
Работа должна быть легкой
Работа не является вредной для здоровья и развития ребенка
Работа не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы
Рисунок 15 — Основания заключения трудового договора с лицом, достигшим 14 лет
* — Наличие указанных оснований необходимо одновременно.
ПРИЛОЖЕНИЕ А5
- Министерство Образования Республики Беларусь
- Isbn Введение Цель и задачи учебно-методического комплекса «Права ребенка»
- Тематические планы по дисциплине «права ребенка» Для студентов педагогического факультета
- V курса дневной формы обучения специальности «Дошкольное образование. Английский язык»
- Для студентов педагогического факультета
- I курса дневной формы обучения специальности «Технология (обслуживающий труд). Социальная педагогика»
- Содержание дисциплины «права ребенка»
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- 1.1 Понятие, источники и принципы прав ребенка
- 1.2 Конституционно-правовой статус личности, в том числе ребенка в Республике Беларусь: понятие и отличительные признаки
- 1.3 Институт гражданства как структурный элемент правового статуса ребенка
- 1.4 Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях детей
- 1.5 Закон Республики Беларусь «о правах ребенка» как правовая гарантия защиты прав детей
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- 2.1 Понятие международной защиты прав человека, в том числе ребенка
- 2.2Международные стандарты в области защиты прав детей
- 2.3 Международный механизм защиты прав детей и охраны детства
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в республике беларусь
- 3.1 Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь
- 3.2 Общественные организации по защите прав ребенка
- 3.3 Государственная защита личных неимущественных прав детей
- 3.4 Защита и гарантии имущественных прав несовершеннолетних
- 3.5 Споры, связанные с воспитанием детей. Лишение родительских прав
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- 4.1 Основные направления государственной поддержки детей и семьи
- 4.2 Воспитание детей, лишившихся родительского попечения. Формы устройства детей
- 4.3 Государственная защита детей в неблагополучных семьях
- 4.4 Оказание поддержки детям, оказавшимся в социально опасном положении
- 4.5 Государственные пособия семьям, воспитывающим детей
- 4.6 Правовое регулирование труда несовершеннолетних
- Тема 5 международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- 5.1 Минимальные стандартные правила оон, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
- 5.2 Административная ответственность несовершеннолетних
- План семинарских занятий по дисциплине «права ребенка»
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 5. Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Задания для самоконтроля
- Тема 1.Права ребенка в системе прав человека Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 2.Международная защита прав ребенка Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в республике беларусь Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 4.Защита и поддержка детей и семьи государством Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 5.Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Примерные вопросы к зачету по курсу «права ребенка»
- Глоссарий
- Приложения
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в Республике Беларусь
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- Тема 5. Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- Учебно-методическая литература Основная:
- Нормативные правовые акты: международные документы:
- Законодательство Республики Беларусь:
- Права ребенка Учебно-методический комплекс
- 225404 Г. Барановичи, ул. Войкова, 21