logo
УМК Права ребенка

5.2 Административная ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность — один из наиболее распространенных видов юридической ответственности. Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного материальными нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение. Основания, условия, порядок привлечения к административной ответственности предусмотрены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также другими законодательными актами.

В соответствии со статьей 4.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего 16-летнего возраста [37]. С 1 марта 2007 года допускается привлечение к административной ответственности лиц уже с 14 лет, по аналогии с уголовным законодательством, лишь за:

    1. умышленное причинение телесного повреждения;

    2. мелкое хищение;

    3. умышленные уничтожение либо повреждение имущества;

    4. нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках;

    5. жестокое обращение с животными;

    6. разжигание костров в запрещенных местах;

    7. мелкое хулиганство;

    8. нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте;

    9. нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта;

    10. нарушение правил пользования транспортным средством;

    11. нарушение правил пользования метрополитеном;

    12. нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте;

    13. повреждение историко-культурных ценностей;

    14. нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ;

    15. незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия;

    16. незаконные действия в отношении холодного оружия.

Виды административных правонарушений, за которые наступает ответственность с 14 лет, показаны на рисунке 2 (см. приложение А5).

Несовершеннолетний не подлежит административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599 утверждено Положение о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних [62]. Данное Положение разработано в соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и регулирует порядок деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь, порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних областных, Минского городского, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетов, осуществляющих в пределах своей компетенции профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.

К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.

В соответствии с п. 35 рассматриваемого Положения комиссия по делам несовершеннолетних может:

На заседании комиссии по делам несовершеннолетних ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем комиссии. В протоколе указываются дата и место проведения заседания, сведения о лицах, присутствующих на заседании комиссии, повестка дня, принятое решение.

В протоколах заседаний также указываются сведения об объявлении постановления, принятого по делу, порядок обжалования постановления.

Постановления комиссий по делам несовершеннолетних обязательны для выполнения организациями, должностными лицами и гражданами.

Комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривая дела о правонарушениях, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства или употреблением наркотических средств, должны установить источники приобретения спиртных напитков и наркотиков.

Необходимо отметить, что принятые комиссиями по делам несовершеннолетних меры воздействия следует рассматривать не как наказание, а как средство воспитания и предупреждения правонарушений. При избрании меры воздействия комиссия с учетом конкретных обстоятельств принимает решение, какая из предусмотренных мер наиболее предпочтительна для перевоспитания несовершеннолетнего.

По своей юридической природе меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним комиссиями, являются переходной ступенью между мерами государственно-правового предупреждения и методами общественного воздействия.

Правильно поступают те комиссии, когда за незначительные проступки не применяют меры административного взыскания, а выносят предупреждение, обязывают принести извинения пострадавшему публично или в иной форме. К тому же Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает дополнительные гарантии для несовершеннолетних [62].

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий (см. рис. 3 (приложение А5):

  1. предупреждение;

  2. штраф;

  3. исправительные работы;

  4. административный арест;

  5. лишение специального права;

  6. лишение права заниматься определенной деятельностью;

  7. конфискация;

  8. депортация;

  9. взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ст. 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Административные взыскания в виде исправительных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации, взыскания стоимости предмета административного правонарушения налагаются только судом.

Согласно статье 4.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [62].

Совершение правонарушения несовершеннолетним признается обстоятельством, смягчающим ответственность за административное правонарушение. Однако вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение, как это предусмотрено является обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение.

    1. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Правовая защита детей относится к любой сфере их жизни, в том числе и к тем случаям, когда они попадают в уголовно-правовую сферу, становясь либо жертвами преступлений, либо их субъектами.

Однако, прежде чем давать оценку действующим уголовно-правовым нормам, направленным на защиту ребенка, обратимся к истории данного вопроса в целях не только установления закономерностей указанных процессов, но и выявления прогрессивных и цивилизованных решений законодателей, которые могли бы быть использованы и в современной нормотворческой практике.

К правовым источникам, действовавшим на территории Беларуси, можно отнести Русскую Правду, Судебник Великого княжества Литовского, утвержденный князем Казимиром в 1468 г. (Судебник Казимира 1468 г.), статуты Великого княжества Литовского 1529 г., 1566 г. и 1588 г., Свод законов Российской империи 1832 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г., Уголовный кодекс Российской Федерации 1922 г., уголовные кодексы БССР 1928 г. и 1960 г.

В первых памятниках права, которые регулировали и вопросы уголовного права, несмотря на то что уже были попытки определить возраст ребенка, с наступления которого он мог подлежать ответственности, каких-либо норм, направленных на охрану ребенка от преступных посягательств, не содержалось. Лишь в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г. была предпринята попытка дифференцировать преступления в зависимости от направленности на интересы детей. Это касалось прежде всего умышленного убийства ребенка родителями. Вместе с тем Статут резко противопоставлял по степени общественной опасности такое убийство и убийство, совершенное сыном или дочерью в отношении своих отца или матери. Если за убийство детьми своих родителей Статут предусматривал смертную казнь, причем исполненную жесточайшим способом (водить по рынку и рвать клещами тело, затем посадить в кожаный мешок вместе с собакой, петухом, ужом или кошкой и утопить), лишение чести и всего имущества, то за убийство родителем своего ребенка предусматривалось наказание в виде заключения в тюрьме на срок один год и шесть месяцев, а после отбытия наказания — покаяние и исповедование в явном грехе в церкви [5, с. 103].

В XVIII в. в России малолетством как для мужского, так и для женского пола считался возраст до 17 лет и таких лиц нельзя было подвергать тем же наказаниям, что и взрослых. Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту. Для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление для употребления их там на всякие тяжелые монастырские работы, чтобы они никогда праздны не были, а по освобождению из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда кто прислан, а из этих мест отсылать их в прежние жилища.

Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без предания суду и без наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам.

С 1845 г. главным источником уголовного законодательства было «Уголовное Уложение», в котором государство закрепляет отказ от уголовного наказания малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41, иди хотя и вменяемое, но при условиях, указанных в части 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или лиц, у которых они находились, но ничего не говорит о том, какие меры должны употреблять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под надзор.

Затем Уложение определяет ответственность детей за упорное неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями обращение, подвергая виновных аресту до б месяцев, но эта ответственность должна быть назначена судом на общем основании.

Уголовное Уложение 1845 г. отступило от этой системы, приняв предельным возрастом 7 лет; но так как по п. 1 статьи 173 (по изданию 1885 г.) дети от 7 до 10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком периода детства являлось и по Уложению истечение 10 лет.

Замена наказания для периода отрочества (от 10 до 17 лет) наступает только в случае признания их обладающими вменяемостью, а в противном случае применяется общее правило об уголовной безответственности за невменяемостью. Но отроческий возраст, даже по отношению к детям, признанным обладающими вменяемостью и учинившим тяжкие злодеяния, требует не только смягчения, но и замены обыкновенных карательных мер. Они не подлежали наказанию кнутом и публичному наказанию плетьми, а малолетние от 10 до 14 лет — и каторжным работам.

Рядом с отрочеством Уложение 1845 г. ставило юность от 17 лет до 21 года, которая признавалась только причиной уменьшения ответственности. При этом закон различал случаи присуждения их к наказаниям уголовным и наказаниям исправительным. Из наказаний уголовных к несовершеннолетним смертная казнь и ссылка на поселение применялись без изменений, бессрочная каторга заменялась срочной, а сроки каторги уменьшались на 1/3. По отношению к наказаниям исправительным Уложение 1845 г, заменяло ссылку на житье или отдачу в арестантские отделения или рабочий дом отдачей в военную службу, а низкие наказания применялись без замены, но со смягчением на одну или две степени. Сверх общих вышеизложенных правил об ответственности малолетних и несовершеннолетних Уложение содержало некоторые особые правила о смягчении и усилении их ответственности. Так, по статье 143 наказание уменьшалось на одну или две степени, если несовершеннолетний был вовлечен в преступление совершеннолетним [7, с. 203].

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. и Уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 гг. повысили возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность. Согласно ст. 10 Основ ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За совершение убийства, умышленное нанесение тяжких повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, кражу, злостное и особо злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекших тяжкие последствия, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда, — уголовная ответственность наступала с 14 лет.

В Основах, принятых в 1958 г., ст. 10 впоследствии была несколько дополнена: ответственность с 14 лет наступает также за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и за хищение наркотических веществ.

К несовершеннолетним не применялись ссылка, высылка, лишение свободы в виде заключения в тюрьме и др. Законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного наказания в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности [7, с. 207].

Действующий Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. в большей мере отвечает как требованиям Конституции, так и международным стандартам в области правовой охраны детства. В нем уже просматривается систематизированный подход к уголовно-правовой охране ребенка. В специальной главе «Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних» непосредственно охране ребенка посвящено шесть статей (из десяти). К таким преступлениям относятся: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 172); вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (ст. 173); уклонение родителей от содержания детей (ст. 174); злоупотребление правами опекуна или попечителя (ст. 176); разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 177); незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей (ст. 177'); умышленная подмена ребенка (ст. 180).

Таким образом, охрана интересов несовершеннолетних приобрела в Уголовном кодексе Республики Беларусь в некоторой мере системный характер. Отдельные статьи, направленные на охрану прав и интересов детей, расположены и в других главах Уголовного кодекса Республики Беларусь. Жизнь и здоровье детей охраняется самостоятельной статьей 165, размещенной в главе «Преступления против жизни и здоровья». Ответственность по данной статье наступает за ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которого такие обязанности возложены по службе, либо лицом, выполняющим эти обязанности по специальному поручению или добровольно принявшим на себя такие обязанности.

Частью второй статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению, в том числе и по малолетству.

В главе 20 «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы» содержатся две статьи, охраняющие нормальное половое и нравственное развитие детей, не достигших 16-летнего возраста (половое сношение и иные действия сексуального характера, развратные действия).

Наряду с указанными нормами в Уголовном кодексе Республики Беларусь существенно расширен круг квалифицирующих признаков целого ряда составов преступлений, включив в них совершение преступления в отношении несовершеннолетнего или малолетнего [5, с. 108].

Общей нормой, применяемой при назначении наказания за любое преступление, является признание законом в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, совершение преступления с использованием заведомо малолетнего. Однако, к сожалению, отсутствует подобная норма, повышающая ответственность за совершение преступления в отношении ребенка. Она должна касаться любого ребенка, как он понимается в международном и национальном законодательстве (до достижения 18-летнего возраста).

По мнению Д. Л. Гулякевич, уголовно-правовая охрана ребенка должна иметь более системный характер, а ребенок — выступать в качестве самостоятельного правоохраняемого видового объекта. Иными словами, в соответствии с данным объектом должна формироваться самостоятельная глава, размещенная в разделе «Преступления против человека» Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которую по возможности было бы включено большинство преступлений против прав и интересов ребенка, его нравственного развития, свободы и других ценностей, принадлежащих ребенку. Такой подход позволил бы в большей мере дифференцировать ответственность за преступные посягательства на ребенка, в том числе и устанавливать адекватные этим преступлениям квалифицирующие признаки. Указанную главу можно было бы дополнить деяниями, приобретающими сегодня опасный и распространенный характер, например, отказ матери от новорожденного ребенка, эксплуатация ребенка, в том числе и его родителями, ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, торговля детьми др. [5, с. 109].

В разделе пятом Уголовного кодекса Республики Беларусь определены:

  1. виды и размеры наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет;

  2. особенности назначения наказания;

  3. порядок применения принудительных мер воспитательного характера;

  4. условия освобождения от уголовной ответственности и замены наказания более мягким;

  5. особенности погашения судимости.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 18 лет. Лица, не достигшие 14-летнего возраста, именуются малолетними и уголовной ответственности не подлежат независимо от степени тяжести совершенных ими общественно опасных деяний. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет подлежит уголовной ответственности лишь за убийство (ст. 139); причинение смерти по неосторожности (ст. 144); умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147); умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149); изнасилование (ст. 166); насильственные действия сексуального характера (ст. 167); похищение человека (ст. 182); кражу (ст. 205); грабеж (ст. 206); разбой (ст. 207); вымогательство (ст. 208); угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214); умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 ст. 218); захват заложника (ст. 291); хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294); умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309); хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (ст. 327); хулиганство (статья 339); заведомо ложное сообщение об опасности (ст. 340); осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341); побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).

Виды уголовных преступлений, за которые наступает ответственность с 14 лет, показаны на рисунке 4 (см. приложение А5).

При наличии данных, вызывающих сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние, следует назначать комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу.

Если же у несовершеннолетнего обвиняемого обнаружили психическое расстройство, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

В случаях же, когда несовершеннолетний обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства, либо отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 16 лет, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

По достижении 18-летнего возраста лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего.

Среди норм об уголовной ответственности несовершеннолетних следует различать:

  1. нормы, действующие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия ко времени совершения преступления;

  2. нормы, действующие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия ко времени применения нормы.

Первая группа норм (включает правила о видах наказания, назначении наказания, условно-досрочном освобождении, сроках давности и судимости) — следствие реализации принципа справедливости, смягчение уголовно-правовых последствий, адекватное возрастной незрелости преступника. Вторая группа норм (определение вида колоний, принудительные меры воспитательного воздействия) обусловлена необходимостью целесообразной организации исправления преступника с учетом возрастных особенностей его личности [7, с. 11].

Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применения к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает назначения несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим).

К лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, в соответствии со статьей 109 Уголовного кодекса Республики Беларусь могут быть применены следующие виды наказания (см. рис. 5 (приложение А5):

  1. общественные работы;

  2. штраф;

  3. лишение права заниматься определенной деятельностью;

  4. исправительные работы;

  5. арест;

  6. ограничение свободы — к лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора;

  7. лишение свободы [69].

В соответствии со статьей 110 Уголовного кодекса Республики Беларусь общественные работы назначаются на срок от 30 до 180 часов — заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания не может превышать трех часов в день и трех дней в неделю [69].

Свободное от учебы время не включает в себя время, необходимое несовершеннолетнему для самоподготовки, выполнения домашних заданий. При этом учитывается время дополнительного обучения несовершеннолетнего: музыкальные школы, спортивные секции и т. д. Общественные работы работающему несовершеннолетнему назначаются с учетом характера и тяжести труда по месту его основной работы, с учетом трудового законодательства.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Имущество должно ему принадлежать на праве собственности, т. е. приобретено несовершеннолетним правомерно. Штраф назначается в размере, не превышающем двадцатикратного размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление — стократного размера такой базовой величины. Также суду необходимо учитывать, что это наказание не должно лишать осужденного необходимых для нормальной жизни материальных благ.

Лишение права заниматься определенной деятельностью назначается лицу, достигшему 16-летнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от одного года до трех лет (ст. 112 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок от 2 месяцев до 1 года по месту работы (ч. 1 ст. 113 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Это наказание применяется только к работающим несовершеннолетним. Из заработка осужденного к исправительным работам несовершеннолетнего производится удержание в доход государства в размере от 5 до 15 % месячного заработка. Данное наказание по возможности не должно препятствовать социальному развитию несовершеннолетнего, например поступлению в учебное заведение.

В статье 114 Уголовного кодекса Республики Беларусь закреплено, что арест назначается несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет к моменту вынесения приговора, на срок от 15 суток до 3 месяцев. Назначая несовершеннолетнему арест, суд учитывает то обстоятельство, что данная мера по возможности не должна вредить учебе несовершеннолетнего [69].

Ограничение свободы назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, на срок от шести месяцев до трех лет. Лицу, не достигшему 18-летнего возраста ко дню постановления приговора, ограничение свободы назначается без направления в исправительное учреждение открытого типа, а лицу, достигшему 18-летнего возраста ко дню постановления приговора, — с направлением или без направления в исправительное учреждение открытого типа (ст. 114-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Лишение свободы — самое строгое наказание, применяемое к несовершеннолетним. Особенно остро реагируют несовершеннолетние на разрыв связей с родными и близкими, присущие условиям изоляции. Законы поведения достаточно крепко укореняются в их психике. Поэтому законодатель существенного ограничил применение наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним, что выразилось как в сужении круга деяний, за которые допускается назначение наказания в виде лишения свободы, так и в уменьшении предельных сроков лишения свободы.

Согласно статье 115 Уголовного кодекса Республики Беларусь лицу, впервые совершившему в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается.

Несовершеннолетнему в возрасте до 18 лет срок наказания в виде лишения свободы не может превышать:

Несовершеннолетние, не достигшие 18-летнего возраста ко дню постановления приговора, наказание в виде лишения свободы отбывают в воспитательной колонии.

Несовершеннолетние, совершившие преступления в возрасте до 18 лет и достигшие 18-летнего возраста ко дню постановления приговора, наказание в виде лишения свободы отбывают в исправительной колонии общего режима.

Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание его невозможно без изоляции от общества. В некоторых случаях закон должен быть одинаково суров для всех независимо от возраста. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц.

Согласно статье 116 Уголовного кодекса Республики Беларусь лицу, совершившему в, возрасте от 14 до 16 лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать 12 лет.

Лицу, совершившему в возрасте от 16 до 18 лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать 15 лет.

Лицу, совершившему в возрасте до 18 лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать 17 лет.

Окончательное наказание в виде лишения свободы по совокупности приговоров несовершеннолетнему не может быть назначено на срок более 20 лет [69].

Несовершеннолетие как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание.

При определении степени общественной опасности совершенного преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств, при которых было совершено преступное деяние (форма вины, мотив, способ, обстановка и стадия совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления и пр.).

Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств (см. рис. 6 (приложение А5):

  1. возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

  2. условий жизни и воспитания;

  3. причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним;

  4. наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников [68].

Справедливым наказанием в отношении несовершеннолетнего будет то наказание, которое наилучшим образом обеспечивает его исправление. При этом наказание не должно быть чрезмерно строгим.

Успешное исправление несовершеннолетнего преступника предполагает наличие комплекса социальных и экономических условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий наиболее важным следует отметить возможность общения несовершеннолетнего в социально здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятия правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности. Отсутствие необходимых условий не означает возможности назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В данном случае в соответствии с законом суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий преступления.

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера является дополнительной, применяемой только к несовершеннолетнему мерой и является формой реализации уголовной ответственности [7, с. 217].

Принудительные меры воспитательного характера применяются, если:

Обстоятельства, при которых к несовершеннолетним применяются меры воспитательного характера, показаны на рисунке 7 (см. приложение А5).

Суд может назначить следующие принудительные меры воспитательного характера (см. рис. 8 (приложение А5):

  1. предостережение, заключающееся в разъяснении несовершеннолетнему последствий повторного совершения преступлений;

  2. возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;

  3. возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный ущерб при условии, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка (дохода). В ином случае возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства;

  4. ограничение свободы досуга несовершеннолетнего на срок от 1 до 6 месяцев, заключающееся в возложении на него обязанности соблюдать определенный порядок при использовании свободного от учебы и работы времени. Суд может предусмотреть: запрет на посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством; ограничение пребывания вне дома в определенное время суток; обязанность являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего;

  5. помещение несовершеннолетнего на срок до 2 лет, но не долее чем до достижения им 18-летнего возраста в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение [7, с. 218].

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного характера.

В случае злостного уклонения несовершеннолетнего осужденного в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера судья по представлению органа, ведающего его исполнением, отменяет принудительную меру воспитательного характера и заменяет ее более строгой.

Пребывание осужденного в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении может быть прекращено досрочно судом, если несовершеннолетний исправился и нет необходимости в дальнейшем применении принудительной меры воспитательного характера, а равно в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению осужденного в этих учреждениях (например, наличие заболевания, требующего специального лечения).

Вопрос о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении рассматривается и решается по представлению органа, ведающего исполнением принудительных мер воспитательного характера, единолично судьей того суда, который постановил приговор, или районного суда по месту жительства несовершеннолетнего осужденного в течение 10 суток со дня поступления представления. В судебное заседание вызываются несовершеннолетний осужденный, его законный представитель, защитник, прокурор и представитель органа, ведающего исполнением принудительных мер воспитательного характера. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению материалов.

Обжалование приговора производится по общим правилам. Однако следует иметь в виду, что жалоба законного представителя несовершеннолетнего осужденного является основанием для рассмотрения в суде кассационной инстанции независимо от позиции занимаемой по делу самим осужденным [7, с. 249].

По общему правилу факт совершения лицом преступления может быть установлен только вступившим в законную силу приговором суда. Поскольку в этом случае допускается исключение из общего принципа, то уделяется особое внимание установлению факта совершения преступления. Данную меру нецелесообразно применять к лицу, не признавшему своей вины в совершении преступления. При этом следует учитывать, что признание, как и любое другое доказательство, должно оцениваться критически. У несовершеннолетнего могут быть веские основания для самооговора (например, страх перед уголовным наказанием или перед действительным преступником).

Возможность исправления несовершеннолетнего может быть установлена исходя из характера и степени опасности данного конкретного преступления, личности виновного, условий его жизни и воспитания и других обстоятельств.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности состоит в признании его виновным в совершенном преступлении, в отказе от его осуждения по приговору суда и, как следствие, в освобождении от уголовного наказания. Исходя из содержания статьи 118 Уголовного кодекса Республики Беларусь, более правильно говорить об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с передачей его под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности осуществляется при наличии следующих условий (см. рис. 9 (приложение А5):

Совершение лицом преступления, от наказания за которое он был освобожден, не влечет судимости несовершеннолетнего и не может учитываться при назначении наказания и при квалификации в случае совершения нового преступления, но факт совершения преступления после освобождения от наказания является обстоятельством, характеризующим личность преступника. Личность же учитывается как при назначении наказания, так и при решении вопроса о возможности и виде освобождения лица от уголовной ответственности или наказания. Вывод о наличии возможности исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности делается на основании характера совершенного им преступления, данных о личности и иных обстоятельств дела.

По себе факт обращения родителей и лиц, их заменяющих с просьбой о передаче несовершеннолетнего под наблюдение не предрешает положительного решения суда. Другим необходимым условием является способность указанных лиц осуществлять действенный контроль над поведением несовершеннолетнего, а также их положительная характеристика. Они обязаны обеспечить повседневный контроль за поведением осужденного в свободное от учебы или работы время. Подросток не должен уклоняться от такого контроля и допускать нарушения общественного порядка, общественных правил поведения в быту и общественных местах Сумма залога определяется судом с учетом материального положения родителей и лиц, их заменяющих, — от 10 до 50 базовых величин (размер определяется на день внесения залога). В случае совершения лицом, переданным под наблюдение, в течение года нового умышленного преступления, сумма внесенного залога поступает в доход государства. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности является безусловным, так как оно не может быть отменено независимо от его последующего поведения. Подросток, освобожденный от уголовной ответственности, считается не имеющим судимости.

Уголовно-правовые последствия судимости проявляются в двух отношениях. Во-первых, судимость учитывается при установлении рецидива при назначении наказания за него. Во-вторых, наличие прежней судимости учитывается при назначении наказания, поскольку она является отягчающим обстоятельством; лица, имеющие прежнюю судимость, при назначении наказания в виде лишения свободы направляются в воспитательно-трудовые колонии с более строгим режимом содержания [7, с. 224].

Кроме того, наличие у несовершеннолетнего неоднократной судимости за одно и то же или сходное преступление в некоторых случаях влияет на квалификацию преступления. В применении института судимости учитываются и особенности личности несовершеннолетнего.

Лицо считается не имеющим судимости за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет, если оно отбыло наказание в виде общественных работ, штрафа или лишении права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ или ареста. Аналогично не имеющим судимости считается осужденный к лишению свободы за неосторожное преступление.

Согласно статье 121 Уголовного кодекса Республики Беларусь судимость лица, осужденного без назначения наказания за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет, погашается:

  1. по истечении 6 месяцев со дня вступления в законную силу приговора суда за преступление, не представляющее большой общественной опасности;

  2. по истечении 1 года — за менее тяжкое преступление.

Судимость лица, осужденного с применением принудительных мер воспитательного характера, погашается:

  1. по истечении 6 месяцев со дня вступления в законную силу приговора суда за преступление, не представляющее большой общественной опасности;

  2. по истечении 1 года — за менее тяжкое преступление;

  3. по истечении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении независимо от категории преступления.

Судимость лица, осужденного к лишению свободы за умышленное преступление, совершенное в возрасте до 18 лет, погашается после отбытия основного и дополнительного наказаний:

В отношении лица, отбывшего лишение свободы, допускается досрочное снятие судимости. С ходатайством о досрочном снятии судимости может обращаться лицо, отбывшее любой вид наказания. Для положительного решения суд должен располагать доказательствами и данными, удостоверяющими законопослушный образ жизни несовершеннолетнего после отбытия наказания. Снятие судимости производится специальным определением суда [7, с. 225].

    1. Особенности расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних

С целью наиболее полного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) законодатель наряду с общими гарантиями предусмотрел ряд дополнительных.

К таким гарантиям можно отнести следующие нормы Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь:

Гарантии обеспечения прав несовершеннолетних при расследовании и рассмотрении уголовных дел показаны на рисунке 10 (см. приложение А5).

Предварительное расследование протекает в двух формах: дознание и предварительное следствие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой права участников наиболее полно гарантированы при осуществлении предварительного расследования в форме предварительного следствия. Кроме того, в следственных подразделениях должности следователей занимают лица с высшим юридическим образованием и достаточно хорошо подготовленные в юридическом плане. Наконец, осуществление предварительного следствия — их основная и единственная функция.

В соответствии с частью 2 статьи 181, статьей 189 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, обязательно предварительное следствие [68]. При этом следует иметь в виду, что вопрос о подследственности таких дел должен решаться с учетом персонального (т. е. следствие обязательно) и родового (предметного) признака (т. е. в зависимости от вида преступления) [7, с. 228].

В целях предупреждения ошибок при производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних и разъяснения спорных вопросов, возникших в судебной практике, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь 28 июня 2002 г принял Постановление о судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних № 3 [54].

Участие защитника (адвоката) по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно независимо от того, достиг ли обвиняемый совершеннолетия к моменту расследования и судебного разбирательства. Обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних вызвано тем, что обвиняемый (подозреваемый) в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять полноценную защиту своих интересов. Оно направлено на создание действительного процессуального равноправия между стороной защиты и стороной обвинения.

С момента допуска к участию в деле защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних его участие является обязательным при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Необеспечение несовершеннолетнего защитником с момента вынесения постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела, задержания, заключения под стражу, признания подозреваемым является нарушением уголовно-процессуального законодательства, но не может служить достаточным основанием для отмены приговора, если в ходе дальнейшего расследования участие защитника с момента предъявления обвинения было обеспечено.

Уголовно-процессуальным законом не предусмотрен вызов для участия в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Работники этих органов, учреждений и организаций могут быть допрошены судом в качестве свидетелей, если это требуется для выяснения обстоятельств дела и данных о личности несовершеннолетнего [54].

Показания несовершеннолетнего обвиняемого, данные в отсутствие педагога или психолога, не имеют юридической силы и признаются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения, а также использованы для доказывания.

Прекращение участия педагога или психолога при достижении обвиняемым 18-летнего возраста во время судебного следствия не допускается.

Согласно статье 437 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, в судебное заседание по делу несовершеннолетнего обвиняемого должны быть вызваны его законные представители.

Если несовершеннолетний обвиняемый не имеет родителей и иных законных представителей, то суд признает его законным представителем орган опеки и попечительства.

Законными представителями несовершеннолетнего обвиняемого или лица, совершившего общественно опасное деяние, не могут быть признаны родители (усыновители), лишенные родительских прав; опекуны или попечители, освобожденные органами опеки и попечительства от выполнения своих обязанностей; лица, признанные недееспособными; лицо, которому вменяемым обвиняемому деянием, предусмотренным уголовным законом, причинен вред; лицо, которому причинен вред общественно опасным деянием.

Если указанные препятствия возникли после признания лица законным представителем несовершеннолетнего обвиняемого, суд решает вопрос о прекращении участия данного лица в судебном разбирательстве и принимает меры к замене его другим законным представителем [54].

Полномочия законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого в судебном разбирательстве прекращаются по достижении последним 18 лет.

При рассмотрении дел данной категории необходимо приобщать к материалам документ, удостоверяющий как личность обвиняемого, так и устанавливающий число, месяц и год рождения. Такими документами могут быть свидетельство о рождении, паспорт либо их копии.

Если выяснить возраст документальным путем не удалось, то должна быть назначена судебно-медицинская экспертиза, а перед экспертом поставлен вопрос о годе рождения несовершеннолетнего. Исходя из требований статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, лицо считается достигшим определенного возраста не в день его рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток. При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста обвиняемого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста [54].

Для выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также особенностей его личности необходимо собрать следующие данные относительно его родителей или лиц, заменяющих их: образование, профессия, место работы, моральные качества, выполнение обязанностей по воспитанию детей. Также следует выяснить материально-бытовые условия семьи, наличие у несовершеннолетнего имущества, заработка и его размер, С места учебы (работы) несовершеннолетнего подлежат истребованию данные об успеваемости, отношении к работе или учебе. Должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья.

Степень интеллектуального, волевого и психического развития несовершеннолетнего имеет большое значение, так как в соответствии с частью 3 статьи 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь, не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло возраста уголовной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. Поэтому выяснению вопроса о наличии отставания в психическом развитии следует уделять особое внимание при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних [69].

При наличии сомнений по поводу вменяемости несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в обязательном порядке необходимо проводить экспертизу (п. 3 ст. 228 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь) [68]. Более того, представляется необходимым назначать и проводить экспертизу психического развития несовершеннолетних в случае совершения ими преступлений в пограничном возрасте.

Допрос взрослых обвиняемых (подозреваемых) не может длиться непрерывно более четырех часов. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. Однако допрос несовершеннолетних ограничен четырьмя часами в день, и при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса. Данное положение вызвано тем, что само по себе вовлечение несовершеннолетнего в уголовный процесс может стать причиной психологической травмы подростка. В случае же длительного допроса несовершеннолетнего негативное воздействие усилится [7, с. 236].

При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр.

При избрании такой меры пресечения несовершеннолетнему необходимо разъяснить, в чем состоит данная мера и ответственность, принятую лицом, которому он отдается под присмотр.

О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на себя присмотр, обязуется: обеспечить условия, при которых несовершеннолетний не скроется, будет являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс, не будет препятствовать предварительному расследованию дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, не будет заниматься противоправной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в быту, по месту работы или учебы. Лицу, которое берет на себя обязательства о присмотре, разъясняется характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, ответственность за невыполнение обязательства. Об этом также указывается в подписке [7, с. 237].

Лица, принявшие на себя обязательство о присмотре, вправе заявить мотивированный отказ от дальнейшего его исполнения. В этом случае избирается другая мера пресечения.

Задержание, а также заключение под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения могут применяться лишь в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом во всех случаях необходимо учитывать характер подозрения или обвинения, личность несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий и другие обстоятельства [7, с. 238].

Следует отметить, что до настоящего времени в системе общих судов не созданы суды по делам несовершеннолетних. Рассмотрение дела в отношении несовершеннолетнего судьями, не имеющими специальной подготовки, не является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, так как закон не раскрывает понятие «специальная подготовка».

Суды для несовершеннолетних просуществовали в нашей стране до 1918 г., а затем были ликвидированы и заменены комиссиями, как их тогда называли, «о несовершеннолетних». В 1935 г. и они были ликвидированы и республики СССР вернулись к общеуголовным судам.

Ювенальная юстиция возникла в мире не только для специальной судебной защиты несовершеннолетних. Ее рассматривали как «спасительное средство».

Концепция ювенальной юстиции предусматривает два варианта правосудия для несовершеннолетних — автономное от общего правосудия и как подсистема общего правосудия [7, с. 240]. В Республике Беларусь, несмотря на принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, вопрос остался открытым (ст. 430 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).

В стадии назначения и подготовки судебного разбирательства действуют общие правила. Судьей единолично разрешаются вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста, возможность проведения закрытого судебного разбирательства.

Рассмотрение дела о преступлении несовершеннолетнего в закрытом судебном заседании может быть проведено как по инициативе суда, так и по ходатайству участников процесса. В то же время закон не обязывает суд рассматривать указанную категорию дел исключительно в закрытом заседании, а лишь предоставляет ему такое право.

В судебное заседание вызываются законный представитель, педагог. Вместе с тем неявка законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, надлежащим образом извещенного о рассмотрении уголовного дела и не заявившего ходатайства об его отложении, не препятствует рассмотрению уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым.

Необходимо также отметить, что уголовно-процессуальным законом не предусмотрен вызов для участия в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Работники этих органов, учреждений и организаций могут быть допрошены судом в качестве свидетелей, если это требуется для выяснения обстоятельств дела и данных о личности несовершеннолетнего,

Все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально (судья и два народных заседателя) с обязательным участием защитника. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого обязательно присутствие педагога или психолога (ст. 435 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь) [68].

Особенностью судебного разбирательства является удаление несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания. Суд по ходатайству государственного обвинителя, защитника или законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, а также по своей инициативе вправе с учетом мнений сторон своим определением удалить несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Отрицательно воздействовать на психику несовершеннолетнего могут показания соучастника (о совершении убийства, изнасилования), просмотр видеозаписи следственного действия (например, при эксгумации и осмотре трупа) [7, с. 243].

После возвращения несовершеннолетнего обвиняемого в зал судебного заседания суд сообщает ему содержание разбирательства, произошедшего в его отсутствие, и предоставляет несовершеннолетнему обвиняемому возможность задать вопросы лицам, допрошенным без его участия (ч. 2 ст. 438 УПК).

По делам о преступлениях несовершеннолетних сокращенный порядок судебного следствия не применяется. Это вызвано, прежде всего, тем, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать фактический характер признания своей вины. Поэтому суду необходимо исследовать все доказательства, представленные сторонами, чтобы с достоверностью установить виновность или невиновность обвиняемого.