4. Понятие, сущность и социальное назначение государства.
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.
- 1. Предмет, функции и структура теории государства и права.
- 2. Методология тГиП
- 4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.
- 3. Закономерности возникновения государства и права. Западный и восточный пути.
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 4. Понятие, сущность и социальное назначение государства.
- 5. Легитимация и легализация государственной власти.
- 6. Государство и экономика. Соотношение и взаимодействие.
- 7. Суверенитет как политико-правовое свойство государства, народа, нации. Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзов.
- Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзах
- 8. Гражданское общество и государство.
- Исторический экскурс
- 9. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 10. Функции государства: понятие и классификация. Функции современного государства.
- Основные внутренние и внешние функции Российского государства
- 11. Государственный аппарат и механизм: понятие и соотношение. Бюрократия и бюрократизм.
- 12. Понятие и классификация государственных органов.
- 13. Понятие формы государства. Факторы, ее определяющие. Соотношение типа и формы государства.
- 14. Формы правления: понятие и классификация. Смешанные формы правления.
- 15. Формы государственного устройства: понятие и классификация. Территориальная и национально-культурная автономия.
- 16. Государственный и политический режимы: понятие, соотношение, классификация.
- 17. Политическая система общества: понятие, структура, типы. Государственно-правовые основы политических систем.
- 18. Государство и церковь. Светское, клерикальное, теократическое государство.
- Светское государство
- Клерикальное государство
- Теократическое государство
- Атеистическое государство
- 19. Социалистические и постсоциалистические государства: функции, государственный аппарат, формы.
- 20. Правовые теории: естественного права, историческая, нормативизма, социологическая, психологическая, марксистская.
- 21. Современное правопонимание. Соотношение права и закона.
- Современное правопонимание: основные концепции
- Соотношение права и закона
- 22. Соотношение и взаимодействие государства и права.
- 23. Признаки правового государства
- 1) Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
- 2) Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).
- 24. Разделение властей как признак правового государства.
- 1) Возникновение идеи разделения властей:
- 2) Оформление и практическая реализация научной концепции:
- 3) Развитие современной теории разделения властей как элемента общей теории правового государства.
- Реализация принципа разделения властей в российской федерации
- 25. Права и свободы человека и гражданина (подданного): понятие, классификация и защита.
- 26. Понятие социального государства: его соотношение с правовым и социалистическим.
- 27. Понятие и виды социального регулирования. Понятие и виды социальных норм. Отличие правовых норм от иных социальных.
- 28. Принципы права: понятие и виды. Соотношение правовых принципов и правовых норм.
- 29. Понятие, классификация, структура правовых норм, способы их изложения в источниках права.
- 30. Действие норм права по предмету, кругу субъектов, во времени и пространстве.
- 31. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества.
- 32. Понятие форм и источников права; их соотношение и классификация.
- 33. Нормативно-правовые акты: понятие и классификация. Особенности и классификация законов.
- 34. Сущность, социальное назначение и функции права.
- 35. Правовое регулирование: понятие, механизмы и типы.
- 36. Понятие системы права. Критерии выделения отраслей и институтов права.
- 37. Материальное и процессуальное, публичное и частное, внутригосударственное и международное право.
- Частное и публичное право
- 38. Соотношение систем права и законодательства.
- 39. Понятие и виды систематизации законодательства.
- 40. Реализация права: понятие, формы, способы. Социальный и юридический механизмы реализации права.
- 41. Применение права: понятие, стадии. Юридическая квалификация. Акты применения права.
- Основные стадии процесса применения норм права
- Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
- 42. Толкование права: понятие, субъекты, виды, способы.
- Виды толкования по субъектам
- Способы и объем толкования правовых норм
- 43. Пробелы в законодательстве: понятие, причины, способы восполнения.
- 44. Юридическая техника: понятие и роль в правотворчестве, систематизации законодательства, применении права.
- 45. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
- 46. Правовые отношения: понятие, классификация
- Виды правовых отношений.
- Содержание правоотношений.
- 47. Структура правовых отношений
- 48. Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение.
- 49. Субъективное право и законный интерес: понятие и соотношение
- 50. Юридические факты: понятие и классификация. Юридический состав.
- 51. Правовые аксиомы, презумпции и фикции.
- 52. Понятие и принципы законности. Законность и демократия. Правовая законность.
- Основные принципы законности
- Законность и демократия
- Правовая законность
- 53. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью.
- Соотношение законности и правопорядка
- 54. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Эффективность законодательства.
- 55. Понятие и виды правомерного поведения. Правомерное поведение и злоупотребление правом.
- Злоупотребление правом
- Виды правонарушений.
- Объективно-противоправные деяния
- 58. Юридическая ответственность: понятие, основания, принципы, виды.
- Виды юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 59. Юридическая ответственность и государственное принуждение.
- 60. Понятие, структура, виды правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- Структура правосознания
- Виды правосознания
- Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения
- Правовой идеализм и его причины
- 61. Правовая культура: понятие, элементы, виды.
- Правовая система Российской Федерации