38. Соотношение систем права и законодательства.
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие - система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части отрасли в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.
Система законодательства представляет собой результат целенаправленной деятельности законодателя, формирования им всего массива нормативных актов. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, она отличается тем, что на ее формирование значительное влияние оказывает субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни.
Система права служит объективной основой для системы законодательства, имеет первичный, исходный характер. Вместе с тем разнообразие и взаимосвязь регулируемых правом отношений в различных областях жизни, необходимость их эффективной, оптимальной регламентации, а также установленные законом полномочия того или иного правотворческого органа обусловливают создание в системе законодательства различных по характеру и направленности структурных образований, которые могут совпадать либо не совпадать с системой права. Нормативный акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая в себя как нормы одной отрасли права, так и нескольких.
Систему законодательства можно делить на отдельные части по разным основаниям. В зависимости от специфики таких оснований можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративно-территориальную системы законодательства.
Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования, спецификой регулируемых отношений и определяется двумя критериями: система права и система отраслей государственного управления. В ней имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение, образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне и др. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов), больших по объему отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей права. Таковы, например, банковское налоговое законодательство как один из важнейших институтов финансового законодательства и др.
Отрасли законодательства, регулирующие те или иные сферы государственной, экономической и социальной жизни, формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом.
Формируются новые комплексные отрасли законодательства (о приватизации, таможенном деле, налогообложении) как основные тенденции развития российского законодательства в современный период.
В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на отдельные подразделения в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).
В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция страны, стоящая во главе системы законодательства; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; конституционные законы; обыкновенные законы; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).
Наконец, федеративно-территориальная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется на:
1) федеральное законодательство: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти;
2) законодательство субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты;
3) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и т.д.;
4) массив локальных нормативных актов: приказы, постановления и т.д.
- 1. Предмет, функции и структура теории государства и права.
- 2. Методология тГиП
- 4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.
- 3. Закономерности возникновения государства и права. Западный и восточный пути.
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 4. Понятие, сущность и социальное назначение государства.
- 5. Легитимация и легализация государственной власти.
- 6. Государство и экономика. Соотношение и взаимодействие.
- 7. Суверенитет как политико-правовое свойство государства, народа, нации. Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзов.
- Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзах
- 8. Гражданское общество и государство.
- Исторический экскурс
- 9. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 10. Функции государства: понятие и классификация. Функции современного государства.
- Основные внутренние и внешние функции Российского государства
- 11. Государственный аппарат и механизм: понятие и соотношение. Бюрократия и бюрократизм.
- 12. Понятие и классификация государственных органов.
- 13. Понятие формы государства. Факторы, ее определяющие. Соотношение типа и формы государства.
- 14. Формы правления: понятие и классификация. Смешанные формы правления.
- 15. Формы государственного устройства: понятие и классификация. Территориальная и национально-культурная автономия.
- 16. Государственный и политический режимы: понятие, соотношение, классификация.
- 17. Политическая система общества: понятие, структура, типы. Государственно-правовые основы политических систем.
- 18. Государство и церковь. Светское, клерикальное, теократическое государство.
- Светское государство
- Клерикальное государство
- Теократическое государство
- Атеистическое государство
- 19. Социалистические и постсоциалистические государства: функции, государственный аппарат, формы.
- 20. Правовые теории: естественного права, историческая, нормативизма, социологическая, психологическая, марксистская.
- 21. Современное правопонимание. Соотношение права и закона.
- Современное правопонимание: основные концепции
- Соотношение права и закона
- 22. Соотношение и взаимодействие государства и права.
- 23. Признаки правового государства
- 1) Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
- 2) Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).
- 24. Разделение властей как признак правового государства.
- 1) Возникновение идеи разделения властей:
- 2) Оформление и практическая реализация научной концепции:
- 3) Развитие современной теории разделения властей как элемента общей теории правового государства.
- Реализация принципа разделения властей в российской федерации
- 25. Права и свободы человека и гражданина (подданного): понятие, классификация и защита.
- 26. Понятие социального государства: его соотношение с правовым и социалистическим.
- 27. Понятие и виды социального регулирования. Понятие и виды социальных норм. Отличие правовых норм от иных социальных.
- 28. Принципы права: понятие и виды. Соотношение правовых принципов и правовых норм.
- 29. Понятие, классификация, структура правовых норм, способы их изложения в источниках права.
- 30. Действие норм права по предмету, кругу субъектов, во времени и пространстве.
- 31. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества.
- 32. Понятие форм и источников права; их соотношение и классификация.
- 33. Нормативно-правовые акты: понятие и классификация. Особенности и классификация законов.
- 34. Сущность, социальное назначение и функции права.
- 35. Правовое регулирование: понятие, механизмы и типы.
- 36. Понятие системы права. Критерии выделения отраслей и институтов права.
- 37. Материальное и процессуальное, публичное и частное, внутригосударственное и международное право.
- Частное и публичное право
- 38. Соотношение систем права и законодательства.
- 39. Понятие и виды систематизации законодательства.
- 40. Реализация права: понятие, формы, способы. Социальный и юридический механизмы реализации права.
- 41. Применение права: понятие, стадии. Юридическая квалификация. Акты применения права.
- Основные стадии процесса применения норм права
- Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
- 42. Толкование права: понятие, субъекты, виды, способы.
- Виды толкования по субъектам
- Способы и объем толкования правовых норм
- 43. Пробелы в законодательстве: понятие, причины, способы восполнения.
- 44. Юридическая техника: понятие и роль в правотворчестве, систематизации законодательства, применении права.
- 45. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
- 46. Правовые отношения: понятие, классификация
- Виды правовых отношений.
- Содержание правоотношений.
- 47. Структура правовых отношений
- 48. Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение.
- 49. Субъективное право и законный интерес: понятие и соотношение
- 50. Юридические факты: понятие и классификация. Юридический состав.
- 51. Правовые аксиомы, презумпции и фикции.
- 52. Понятие и принципы законности. Законность и демократия. Правовая законность.
- Основные принципы законности
- Законность и демократия
- Правовая законность
- 53. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью.
- Соотношение законности и правопорядка
- 54. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Эффективность законодательства.
- 55. Понятие и виды правомерного поведения. Правомерное поведение и злоупотребление правом.
- Злоупотребление правом
- Виды правонарушений.
- Объективно-противоправные деяния
- 58. Юридическая ответственность: понятие, основания, принципы, виды.
- Виды юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 59. Юридическая ответственность и государственное принуждение.
- 60. Понятие, структура, виды правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- Структура правосознания
- Виды правосознания
- Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения
- Правовой идеализм и его причины
- 61. Правовая культура: понятие, элементы, виды.
- Правовая система Российской Федерации