logo
тгп №2

25. Права и свободы человека и гражданина (подданного): понятие, классификация и защита.

Правовой статус личности - это система гарантированных прав личности, ее правовых обязанностей с соответствующей правовой ответственностью за их исполнение, установленных законами государства, с которым личность связана узами гражданства.

Правовое государство - это государство, которое устанавливает и гарантирует реальные, а не номинальные (т.е. существующие лишь на бумаге, в действительности отсутствующие) права личности, их всеобщность, социальное равенство, надежную правовую охрану и защиту. Все права человека, зафиксировано в Венской декларации, принятой Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г., являются правами, данными ему с рождения, "проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности" как таковой. Права личности наиболее ярко отражают реальное отношение к правам человека со стороны государства, призванного функционально обеспечить верховенство права во имя социального блага.

Исторически первым провозвестником прав человеческой личности как высшей социальной ценности явилась Конституция американского штата Виргиния (1776), которая явилась образцом для конституций других американских штатов, а также общей Декларации независимости США (1776), составленной гражданином Виргинии Т. Джефферсоном (1743 - 1826), в будущем третьим Президентом США, поклявшемся, как он сам писал, "на алтаре Божьем быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека!".

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., заимствуя "принципы 1776 года" <*>, также зафиксировала, что люди равны в своих правах, которые являются естественными, неотчуждаемыми и священными. Констатировалось, что "незнание, забвение или презрение прав человека являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств...".

Теоретические основы концепции прав личности как человеческого существа получили широкое развитие в трудах выдающихся ученых (философов, правоведов, политологов и др.) целого ряда стран, что во многом определило нормативное содержание современных международных правовых документов, посвященных правовому статусу личности <*>. Само понятие личности имеет международно-правовое закрепление (например, в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Венской декларации и др.).

Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951), Конвенция о политических правах женщин (1952), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Африканская Хартия прав человека и народов (1981), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), Хартия Европейского Союза (2000) и др.

На уровне отдельных государств правовой статус личности закрепляется конституционно, как правило, в первоочередном порядке при содержательном структурировании конституции как Основного закона государства. Например, в конституциях Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Польши, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Эстонии нормативные положения о правах человека, гражданина, личности следуют сразу же за конституционным определением основных принципов государственного устройства. Аналогичным образом сконструирована Конституция Российской Федерации 1993 г. Спецификой конституционной системы Чешской Республики является то, что права человека в этом государстве получили свое правовое закрепление в особом нормативно-правовом документе - в Хартии основных прав и свобод (1991), ставшей составной частью Конституции Чешской Республики (1992).

В конституциях целого ряда государств, в том числе в Конституции Российской Федерации, специально оговаривается, что права человека признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В некоторых мусульманских государствах (например, в Саудовской Аравии) права человеческой личности (в частности, в сфере гражданско-правовых отношений) прописаны в нормативных положениях ислама (шариат), выступающего в качестве государственной религии.

Главным критерием при определении системы прав личности является их классификация с учетом потребностей и интересов личности, тех социальных благ, в которых она объективно нуждается и предоставление которых дает возможность ей активно, достойно, инициативно, творчески проявить себя в конкретных общественных отношениях. Соответственно (и на международно-правовом уровне, и на уровне отдельных государств), обычно выделяются такие виды прав личности, как социально-экономические, политические, культурные, личные права.

В качестве приоритетных общепризнанными являются социально-экономические права личности, определяющие ее нормальную человеческую жизненность, ее жизнеспособность. "Каждый человек, - констатируется во Всеобщей декларации прав человека, - имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи..." (ст. 25 (1)). Положение это преемственно закреплено в последующих международно-правовых документах (см., например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), в порядке конкретизирующего дополнения акцентирующих внимание на праве "каждого на справедливые и благоприятные условия труда", на "справедливую зарплату" и др.

Политические права обеспечивают личности пользование избирательными правами, ее участие в референдуме, в управлении государственными делами, свободу ее политической деятельности, свободу выражения мнения по всем вопросам общественной жизни (в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, демонстрациях, митингах и т.д.), свободу протестных действий (право на общественный протест).

К числу политических прав принадлежит право на гражданство, на его приобретение и выход из него, его восстановление. Ядром политических прав в правовом государстве является право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через посредство свободно избранных представителей (ст. 21 (1) Всеобщей декларации прав человека).

Культурные права личности ориентированы на удовлетворение ее духовных потребностей, интересов и включают в себя право на свободное вероисповедание, достойное образование, право на пользование ценностными достижениями культуры, культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, музеями и др.), право на свободу научного, технического, художественного творчества.

Личные права направлены на охрану естественных личных благ человека (право на жизнь, на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека), т.е. на охрану чести и достоинства (ст. 1 (1) Основного закона ФРГ: "Достоинство человека неприкосновенно"), право на охрану здоровья, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода передвижения и др.).

Независимость личности от государства, общества, ее абсолютная автономизация не могут служить критерием, гарантом личной свободы. В правовом государстве всякую личную свободу в ее правовом измерении может гарантировать лишь прочная, стабильная связь личности с государством, обществом. Человек не вправе злоупотреблять предоставленными ему правами, предоставленной ему той или иной правовой свободой, тем самым нарушать права других, вредить другим. Человеческая воля не может быть абсолютно независимой, она всегда социально обусловлена. Поэтому Всеобщая декларация прав человека предусматривает возможность ограничения прав человека в интересах "общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29).

Устанавливаются пределы допустимых ограничений прав человека со стороны государственных структур. "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, - закреплено во Всеобщей декларации прав человека, - какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29 (2

Правовая свобода неотделима от правовой ответственности, органически подчинена ей, поэтому такое большое значение в правовом статусе личности придается ее правовым обязанностям, в которых находят свое отражение определенные правовые требования к личности со стороны государства, общества.

Существенным моментом является то, что в правовом государстве не только личность как таковая имеет определенные правовые обязанности перед государством, но и само это государство имеет конкретные правовые обязанности перед личностью. То, на что личность имеет право, государство обязано выполнить (например, право на свободу мысли, на образование, на получение пенсии и т.д.).

Права личности, не гарантированные средствами правовой охраны и защиты, остаются сугубо декларативными, фиктивными. Система правовой охраны и защиты прав личности документально закреплена в современных международно-правовых актах.

В 1950 г. была принята особая Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная и действующая на территории России с 5 мая 1998 г. Конвенция, ставшая своего рода Европейской конституцией, важным инструментом европейского правопорядка, имеет обязательную юридическую силу для всех членов Совета Европы, приоритетное значение при толковании норм права в ходе принятия решений государственными органами, в частности судебными органами.

Существуют также такие важные по своей правозащитной значимости международно-правовые акты, как, например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), Конвенция об упразднении принудительного труда (1957), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся эмигрантов и членов их семей (1990) и др.

В законодательных системах правовых государств существуют особые правоохранительные и правозащитные нормы, рассредоточенные по различным отраслям права (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право и т.д.). Взаимосвязанные функционально с основополагающими конституционными принципами (см., например, ст. ст. 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25 и др. Конституции Российской Федерации), указанные нормы образуют единый межотраслевой институт правовой охраны и защиты прав личности, системно гарантирующий нормальное правовое бытие членов общества. В перспективе ученые прогнозируют разработку и принятие в Российской Федерации специального Кодекса правовой охраны и защиты прав человека, личности.

В качестве основной формы правовой защиты прав личности повсеместно выступает судебная защита прав личности, осуществляемая обычно посредством гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства. Согласно действующей Конституции Российской Федерации каждому члену общества "гарантируется судебная защита его прав и свобод" (п. 1 ст. 46).

Важное значение в механизме защиты прав личности имеет такой внесудебный институт, как институт Уполномоченного по правам человека (институт омбудсмена), который в одних государствах функционирует как единоличное должностное лицо, в других представлен коллегиальным органом (Австрия, Венгрия и др.). Назначается Уполномоченный по правам человека и освобождается от должности, как правило, законодательным органом государственной власти, однако функционирует он независимо от всех других государственных институтов. Компетенция его весьма широкая и распространяется на все случаи нарушения прав личности, в том числе в армии, пенитенциарной системе и др.

Правозащитный потенциал при нарушении прав личности не исчерпывается внутригосударственными способами, средствами. Повышается международная ответственность за правовое благополучие социального бытия. Сложилась и действует система международно-правовой охраны и защиты прав личности, явившаяся результатом практической реализации одного из кардинальных принципов современного международного права - принципа всеобщего уважения прав человеческой личности.