11. Государственный аппарат и механизм: понятие и соотношение. Бюрократия и бюрократизм.
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ├──────┐
│ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА │ │
└─────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
│
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Приоритет прав и свобод человека и гражданина ├──────────┤
└─────────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Демократизм ├──────────┤
└─────────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Разделение властей ├──────────┤
└─────────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Законность ├──────────┤
└─────────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Гласность ├──────────┤
└─────────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Федерализм ├──────────┤
└─────────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Профессионализм ├──────────┤
└─────────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Сочетание выборности и назначаемости ├──────────┘
└─────────────────────────────────────────────────┘
и другие
Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике.
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
┌───────────────────────────────────────────────────┐
│ СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА ├───────┐
└───────────────────────────────────────────────────┘ │
│
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Государственные органы ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Администрация государственных предприятий, ├───────────┤
│ учреждений и организаций │ │
└───────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Государственные служащие (чиновники) ├───────────┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│ Организационные, финансовые и иные средства ├───────────┘
└───────────────────────────────────────────────┘
БЮРОКРАТИЯ (bureaucracy) (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.
Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).
Признаки бюрократии. Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:
1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.
Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.
Формирование бюрократии. Бюрократия может формироваться несколькими способами:
1. Бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.
2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей. В этом случае она с самого начала сознательно создается для выполнения определенных целей и задач. Например, при образовании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных управляющих для руководства фирмой. Именно таким образом формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.
3. Источник бюрократической структуры – уже существующая бюрократическая организация, при этом новая структура обычно выделяется из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.
4. Источник создания бюрократии – своеобразное «политическое предпринимательство». Это происходит, когда группа людей, придерживающаяся определенных взглядов и совместными усилиями защищающих их, создают бюрократическую систему, члены которой занимаются политической деятельностью как профессией. Именно так сформировались большинство политических партий.
Бюрократизм [от франц. bureau — бюро, канцелярия + греч. kratos — власть, господство] — социальное явление, появляющееся и проявляющееся при следующих обстоятельствах: обезличенность, деперсонифицированность управленческого аппарата; безконтрольность управленческого аппарата; наличие не подчиненных рыночным законам, по сути своей, внеэкономических отношений функционеров управленческого аппарата и социальных объектов управления. Господство бюрократизма задает логику превращения функционального аппарата управления в сплоченную, обособленную элиту с внутренним кодексом "круговой поруки" и автономией от широкого социума, стремящуюся при этом, не допустить, по возможности, никаких инноваций, а в случае все же произошедших изменений, умеющую и приспособиться к ним, и не растерять свои властные полномочия в новых условиях. Бюрократизм характеризуется, прежде всего, максимально жесткими, правилами беспрекословного подчинения "по вертикали". Наиболее комфортно в условиях бюрократизма чувствуют себя авторитарные личности, с готовностью подчиняющиеся давлению "сверху", если им при этом предоставляется право оказывать жесткое властное давление на нижестоящих. "Зарегламентированность" индивидуальной активности в условиях бюрократизма, по сути дела, исключает любую инициативу, креативность и инновационность решений. Бюрократизм по большому счету не является собственно психологическим термином, но особенно в последнее время не может не быть включенным в число, так называемых, "интерпретационных ключей", использование которых необходимо для адекватного понимания актуальной реальности, в том числе, и реальности психологической.
- 1. Предмет, функции и структура теории государства и права.
- 2. Методология тГиП
- 4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.
- 3. Закономерности возникновения государства и права. Западный и восточный пути.
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 4. Понятие, сущность и социальное назначение государства.
- 5. Легитимация и легализация государственной власти.
- 6. Государство и экономика. Соотношение и взаимодействие.
- 7. Суверенитет как политико-правовое свойство государства, народа, нации. Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзов.
- Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзах
- 8. Гражданское общество и государство.
- Исторический экскурс
- 9. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 10. Функции государства: понятие и классификация. Функции современного государства.
- Основные внутренние и внешние функции Российского государства
- 11. Государственный аппарат и механизм: понятие и соотношение. Бюрократия и бюрократизм.
- 12. Понятие и классификация государственных органов.
- 13. Понятие формы государства. Факторы, ее определяющие. Соотношение типа и формы государства.
- 14. Формы правления: понятие и классификация. Смешанные формы правления.
- 15. Формы государственного устройства: понятие и классификация. Территориальная и национально-культурная автономия.
- 16. Государственный и политический режимы: понятие, соотношение, классификация.
- 17. Политическая система общества: понятие, структура, типы. Государственно-правовые основы политических систем.
- 18. Государство и церковь. Светское, клерикальное, теократическое государство.
- Светское государство
- Клерикальное государство
- Теократическое государство
- Атеистическое государство
- 19. Социалистические и постсоциалистические государства: функции, государственный аппарат, формы.
- 20. Правовые теории: естественного права, историческая, нормативизма, социологическая, психологическая, марксистская.
- 21. Современное правопонимание. Соотношение права и закона.
- Современное правопонимание: основные концепции
- Соотношение права и закона
- 22. Соотношение и взаимодействие государства и права.
- 23. Признаки правового государства
- 1) Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
- 2) Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).
- 24. Разделение властей как признак правового государства.
- 1) Возникновение идеи разделения властей:
- 2) Оформление и практическая реализация научной концепции:
- 3) Развитие современной теории разделения властей как элемента общей теории правового государства.
- Реализация принципа разделения властей в российской федерации
- 25. Права и свободы человека и гражданина (подданного): понятие, классификация и защита.
- 26. Понятие социального государства: его соотношение с правовым и социалистическим.
- 27. Понятие и виды социального регулирования. Понятие и виды социальных норм. Отличие правовых норм от иных социальных.
- 28. Принципы права: понятие и виды. Соотношение правовых принципов и правовых норм.
- 29. Понятие, классификация, структура правовых норм, способы их изложения в источниках права.
- 30. Действие норм права по предмету, кругу субъектов, во времени и пространстве.
- 31. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества.
- 32. Понятие форм и источников права; их соотношение и классификация.
- 33. Нормативно-правовые акты: понятие и классификация. Особенности и классификация законов.
- 34. Сущность, социальное назначение и функции права.
- 35. Правовое регулирование: понятие, механизмы и типы.
- 36. Понятие системы права. Критерии выделения отраслей и институтов права.
- 37. Материальное и процессуальное, публичное и частное, внутригосударственное и международное право.
- Частное и публичное право
- 38. Соотношение систем права и законодательства.
- 39. Понятие и виды систематизации законодательства.
- 40. Реализация права: понятие, формы, способы. Социальный и юридический механизмы реализации права.
- 41. Применение права: понятие, стадии. Юридическая квалификация. Акты применения права.
- Основные стадии процесса применения норм права
- Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
- 42. Толкование права: понятие, субъекты, виды, способы.
- Виды толкования по субъектам
- Способы и объем толкования правовых норм
- 43. Пробелы в законодательстве: понятие, причины, способы восполнения.
- 44. Юридическая техника: понятие и роль в правотворчестве, систематизации законодательства, применении права.
- 45. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
- 46. Правовые отношения: понятие, классификация
- Виды правовых отношений.
- Содержание правоотношений.
- 47. Структура правовых отношений
- 48. Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение.
- 49. Субъективное право и законный интерес: понятие и соотношение
- 50. Юридические факты: понятие и классификация. Юридический состав.
- 51. Правовые аксиомы, презумпции и фикции.
- 52. Понятие и принципы законности. Законность и демократия. Правовая законность.
- Основные принципы законности
- Законность и демократия
- Правовая законность
- 53. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью.
- Соотношение законности и правопорядка
- 54. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Эффективность законодательства.
- 55. Понятие и виды правомерного поведения. Правомерное поведение и злоупотребление правом.
- Злоупотребление правом
- Виды правонарушений.
- Объективно-противоправные деяния
- 58. Юридическая ответственность: понятие, основания, принципы, виды.
- Виды юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 59. Юридическая ответственность и государственное принуждение.
- 60. Понятие, структура, виды правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- Структура правосознания
- Виды правосознания
- Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения
- Правовой идеализм и его причины
- 61. Правовая культура: понятие, элементы, виды.
- Правовая система Российской Федерации