6. Государство и экономика. Соотношение и взаимодействие.
Вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал всегда, с тех пор как появилось первое государство и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из «вечных» вопросов, который каждый рас по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.
Естественно, он по-разному встает и перед каждым типом государства. Совершенно по-разному он решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При этом дело заключается не только и даже не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разном типе и характере. Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей-рабов. Экономика же феодального общества и государства ориентировалась на полу бесправный крепостной труд.
Решение проблем соотношения государства и экономики может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.
Рассмотрение проблем соотношения государства и экономики на общетеоретическом уровне означает выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия, независимо от их типов и характеров; выявление и изучение свойственных им на разных этапах истории тенденций эволюции; решение традиционного вопроса о приоритетности, а точнее – первичности и вторичности государства и экономики по отношению к друг другу.
В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении государства и экономики на общетеоретическом уровне решался и решается далеко не одинаково. В одних случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой. В других, наоборот, – государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет. Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство.
Разумеется, можно и нужно спорить с теми положениями теории первенства экономики над государством и политикой, которые абсолютизируют экономический фактор, пытаются объяснить все происходящее в обществе явления и события лишь экономическими причинами, отождествляют «социальное» с «экономическим», и пр. Но нельзя оспаривать то, что было многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей развития человеческого общества и в этом смысле стало очевидным. А именно – что экономическое развитие в конечном счете, в общем и целом, определяет собой основные тенденции и направления политического, идеологического, духовного развития общества, а не наоборот.
Появление рабского труда обуславливает собой с неизбежностью появления рабовладельческого государства, труда крепостных крестьян и ремесленников – возникновение феодального государства, наемного труда рабочих – капиталистического государства. Именно так совершается экономическое и государственное развитие, а не наоборот.
Проблема соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не только в общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.
Рассмотрение данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом плане задача весьма сложная и многоаспектная. Решению ее посвящена огромная научная и популярная литература. Однако тема по-прежнему остается актуальной. Причин для этого существует много. Главные из них применительно, например, к современному российскому государству, праву и экономике – обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта для определения оптимальных путей и форм их взаимодействия.
Исходными посылками при этом, так же как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики в исторически различных социальных системах являются следующие.
1. Государство и экономика – это сложные, многогранные явления, охватывающие, соответственно, не только сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие его сферы. Бытующее в отечественной и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство – это «чисто» надстроечное, а экономика – «чисто» базисное явление, в данном случае не «срабатывает». Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных – экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений и в этом смысле оно – не только надстроечное или уже – политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, влияние на другие сферы общества, выступает как многогранное явление. И так – во всех без исключения странах.
В практическом плане это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сфере политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.
2. При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.
В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особенное значение при этом имеет опыт США, Великобритании, Франции, Японии и других высокоразвитых в промышленном отношении стран.
3. Соотношение государства и экономики в любой стране и социально- политической системе – это не пассивный, а весьма активный процесс. Это – двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике.
4. При анализе проблем соотношения государства и экономики в исторически разных социальных системах в практическом плане (для решения аналогичных проблем применительно к современной России) более целесообразным представляется идти не по традиционному пути, предполагающему изучение государства и экономики от рабовладельческого государства и права вплоть до наших дней, а по иному пути. А именно – по пути их классификации и исследования в зависимости от степени развития в стране рыночной структуры.
В соответствии с данным критерием, исключительно в практических целях – целях исследования рыночных отношений и характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики в исторически разных социальных системах последние весьма условно можно подразделить на следующие три группы: а) системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют рыночные элементы; б) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути установления рыночных институтов; и в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.
Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения между государством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвязи, пределы влияния друг на друга. Теоретически и практически это свойственно для любой имевшей место в истории развития человечества, для ныне существующих и только зарождающихся систем.
Исторический опыт России и других стран со всей очевидностью свидетельствуют о том, что в мире нет общей модели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь общие закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики.
Что же касается конкретных типов взаимоотношений государства и экономики, то они складываются или в рамках каждой отдельно взятой социальной системы или же в пределах выше названных групп социальных систем.
Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем, в которых отсутствуют традиционные рыночные отношения, являются следующие.
Во-первых, несомненное доминирование государственной собственности перед всеми формами собственности. Статья II Конституции СССР 1997 года, например, как и соответствующие конституции бывших союзных республик, рассматривая государственную собственность как «общее достояние всего советского народа», достаточно четко определяла, что эта форма собственности является «основной формой социалистической собственности». В этой же статье закреплялось положение, в соответствии с которым «в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса», а также провозглашалось, что государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, баки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, также «другое имущество, необходимое для осуществления иных задач государства».
Аналогичные положения, законодательно закрепляющие доминирующую роль государства и государственной собственности перед иными формами собственности, содержатся в конституциях и некоторых других стран. В частности, в конституции КНР (ст. 7) констатируется, что государственный сектор экономики – «сектор хозяйства, основанный на социалистической народной собственности» является «руководящей силой в народном хозяйстве» и что «государство гарантирует укрепление и развитие государственного сектора экономики».
В Основном законе Китая, так же как и в Конституции СССР признавались различные формы и не государственной собственности. Однако им неизменно отводилась подчиненная роль. Доминирующая роль государственной собственности как одна из важнейших особенностей характера взаимоотношений государства и экономики в «нерыночных» социальных системах предопределяет собой и все другие его особенности.
Во-вторых, важной особенностью отношений государства и экономики, существующих в пределах рассматриваемой группы социальных систем, является их жесткая «привязанность» друг к другу отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности.
Жесткая связь и «привязанность» государства и экономики друг к другу имеют позитивное значение лишь в чрезвычайных ситуациях (война, катастрофа в национальном масштабе и пр.), когда требуется в кратчайшее время максимальная концентрация всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических, духовных сил. В условиях же обычной, повседневной жизни на современном этапе развития общества такая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности в развитии государства и экономики. Она предопределяет в перспективе неизбежность возникновения застойных тенденций, а также «перелив» кризисных явлений из государственной сферы в экономическую, и наоборот.
В-третьих, к числу особенностей, характерных для взаимоотношений государства и экономики, существующих в рамках «нерыночных» социальных систем, следует отнести также чрезмерную централизацию экономических рычагов в руках государства, а точнее – правительства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Как следствие всего этого – неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма, усиление начетничства и падение профессионализма, необоснованный рост затрат на содержание многочисленной армии чиновничества. Данные негативные явления особенно четко проявляются и развиваются в больших по территории, населению и народнохозяйственным комплексам странах.
В-четвертых, весьма характерным для взаимоотношений государства и экономики рассматриваемых социальных систем является строго плановый характер экономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детально-жесткая регламентация их на всех уровнях. Следует отметить при этом, что план приобретает нормативно-правовой характер, а последствиям его соблюдения, или наоборот, нарушения, придается юридическое значение.
В-пятых, отношения между государством и другими субъектами экономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания – подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные методы. Взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулируются в первую очередь, соответственно, не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных ему подобных по характеру отраслей права.
Помимо названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в условиях «нерыночных» государственных систем, есть другие не менее важные особенности. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономических структур государственным структурам, об отсутствии у них значимой для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и автономности.
Несколько иная картина просматривается во взаимоотношениях государства и экономики, существующих в пределах переходных от нерыночных к рыночным социальных систем. Типичные примеры – современная Россия, некоторые другие государства СНГ, называвшие себя недавно социалистическими до недавнего времени прибалтийские республики и страны Восточной Европы.
Наиболее существенными чертами и особенностями этих систем являются: а) постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских; б) утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности; в) изменения методов государственного воздействия на экономические отношения; г) постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами; д) резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности; е) последовательная переориентация экономических и государственных структур с общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерских отношениях; ж) усиление роли налогов и налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия государственных структур на общество и на экономические структуры; з) быстрое возрастание финансового, гражданского, коммерческого налогового, банковского и иных, непосредственно связанных с развитием экономики, отраслей права в общей системе права.
Несмотря на то, что в переходной период экономическая сфера деятельности государства постепенно сужается, в целом его роль в регулировании данного процесса не должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулярных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.
Основные направления экономической деятельности государства в данный период с неизбежностью должны сводиться к следующему: выработке общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих рыночных отношений; определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработки социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения; запрещению и пересечению нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защиты его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юридической ответственности за нарушение законодательства.
Характерные особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования исторически сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключается в следующем: а) установлении преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами; б) минимальном вмешательстве государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным; в) органичном сочетании административно-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения; г) сосредоточении в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств; д) полном сосредоточении в руках государства финансовой и налоговой систем; е) доминирование частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.
- 1. Предмет, функции и структура теории государства и права.
- 2. Методология тГиП
- 4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.
- 3. Закономерности возникновения государства и права. Западный и восточный пути.
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 4. Понятие, сущность и социальное назначение государства.
- 5. Легитимация и легализация государственной власти.
- 6. Государство и экономика. Соотношение и взаимодействие.
- 7. Суверенитет как политико-правовое свойство государства, народа, нации. Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзов.
- Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзах
- 8. Гражданское общество и государство.
- Исторический экскурс
- 9. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 10. Функции государства: понятие и классификация. Функции современного государства.
- Основные внутренние и внешние функции Российского государства
- 11. Государственный аппарат и механизм: понятие и соотношение. Бюрократия и бюрократизм.
- 12. Понятие и классификация государственных органов.
- 13. Понятие формы государства. Факторы, ее определяющие. Соотношение типа и формы государства.
- 14. Формы правления: понятие и классификация. Смешанные формы правления.
- 15. Формы государственного устройства: понятие и классификация. Территориальная и национально-культурная автономия.
- 16. Государственный и политический режимы: понятие, соотношение, классификация.
- 17. Политическая система общества: понятие, структура, типы. Государственно-правовые основы политических систем.
- 18. Государство и церковь. Светское, клерикальное, теократическое государство.
- Светское государство
- Клерикальное государство
- Теократическое государство
- Атеистическое государство
- 19. Социалистические и постсоциалистические государства: функции, государственный аппарат, формы.
- 20. Правовые теории: естественного права, историческая, нормативизма, социологическая, психологическая, марксистская.
- 21. Современное правопонимание. Соотношение права и закона.
- Современное правопонимание: основные концепции
- Соотношение права и закона
- 22. Соотношение и взаимодействие государства и права.
- 23. Признаки правового государства
- 1) Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
- 2) Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).
- 24. Разделение властей как признак правового государства.
- 1) Возникновение идеи разделения властей:
- 2) Оформление и практическая реализация научной концепции:
- 3) Развитие современной теории разделения властей как элемента общей теории правового государства.
- Реализация принципа разделения властей в российской федерации
- 25. Права и свободы человека и гражданина (подданного): понятие, классификация и защита.
- 26. Понятие социального государства: его соотношение с правовым и социалистическим.
- 27. Понятие и виды социального регулирования. Понятие и виды социальных норм. Отличие правовых норм от иных социальных.
- 28. Принципы права: понятие и виды. Соотношение правовых принципов и правовых норм.
- 29. Понятие, классификация, структура правовых норм, способы их изложения в источниках права.
- 30. Действие норм права по предмету, кругу субъектов, во времени и пространстве.
- 31. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества.
- 32. Понятие форм и источников права; их соотношение и классификация.
- 33. Нормативно-правовые акты: понятие и классификация. Особенности и классификация законов.
- 34. Сущность, социальное назначение и функции права.
- 35. Правовое регулирование: понятие, механизмы и типы.
- 36. Понятие системы права. Критерии выделения отраслей и институтов права.
- 37. Материальное и процессуальное, публичное и частное, внутригосударственное и международное право.
- Частное и публичное право
- 38. Соотношение систем права и законодательства.
- 39. Понятие и виды систематизации законодательства.
- 40. Реализация права: понятие, формы, способы. Социальный и юридический механизмы реализации права.
- 41. Применение права: понятие, стадии. Юридическая квалификация. Акты применения права.
- Основные стадии процесса применения норм права
- Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
- 42. Толкование права: понятие, субъекты, виды, способы.
- Виды толкования по субъектам
- Способы и объем толкования правовых норм
- 43. Пробелы в законодательстве: понятие, причины, способы восполнения.
- 44. Юридическая техника: понятие и роль в правотворчестве, систематизации законодательства, применении права.
- 45. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
- 46. Правовые отношения: понятие, классификация
- Виды правовых отношений.
- Содержание правоотношений.
- 47. Структура правовых отношений
- 48. Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение.
- 49. Субъективное право и законный интерес: понятие и соотношение
- 50. Юридические факты: понятие и классификация. Юридический состав.
- 51. Правовые аксиомы, презумпции и фикции.
- 52. Понятие и принципы законности. Законность и демократия. Правовая законность.
- Основные принципы законности
- Законность и демократия
- Правовая законность
- 53. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью.
- Соотношение законности и правопорядка
- 54. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Эффективность законодательства.
- 55. Понятие и виды правомерного поведения. Правомерное поведение и злоупотребление правом.
- Злоупотребление правом
- Виды правонарушений.
- Объективно-противоправные деяния
- 58. Юридическая ответственность: понятие, основания, принципы, виды.
- Виды юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 59. Юридическая ответственность и государственное принуждение.
- 60. Понятие, структура, виды правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- Структура правосознания
- Виды правосознания
- Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения
- Правовой идеализм и его причины
- 61. Правовая культура: понятие, элементы, виды.
- Правовая система Российской Федерации