§ 2. Военно-техническое сотрудничество*(260)
1. Военно-техническое сотрудничество в системе социально-экономических отношений российского общества.Законодательно определено, что военно-техническое сотрудничество - это область международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения*(261). Российская доктрина*(262)исходит из того, что международные отношения включают как межгосударственные отношения, так и общественные отношения субъектов внутригосударственного права, выходящие за рамки одного государства, т.е. имеющие в своем составе иностранный элемент или характеристику.
Межгосударственные отношения в области военно-технического сотрудничества являются составной частью международной системы и регулируются международным правом.
Международные отношения частного характера, опосредуемые сделками между субъектами различных государств, предметом которых является продукция военного назначения (ПВН), относятся к системе внутригосударственных отношений каждого из государств и регулируются международным частным правом, т.е. национальными правовыми системами.
Отношения между государственными органами и управомоченными хозяйствующими субъектами одного государства по поводу внешнеторгового оборота ПВН также являются составной частью системы внутригосударственных отношений и регулируются нормами различной отраслевой принадлежности внутригосударственного права.
Таким образом, военно-техническое сотрудничество охватывает: 1) международные отношения, включающие как отношения между государствами, так и отношения между управомоченными хозяйствующими субъектами этих государств, опосредующие поставки ПВН одних государств и хозяйствующих субъектов другим; 2) внутригосударственные отношения, объектом которых является ПВН, а предметом - поставки указанной продукции в иностранные государства в соответствии с установленным в каждом государстве порядком.
2. Международно-договорная система в области военно-технического сотрудничества.По предмету регулируемых отношений международные договоры о военно-техническом сотрудничестве можно разделить на следующие виды: 1) двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о военно-техническом сотрудничестве*(263); 2) соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - участников СНГ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности*(264); 3) двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств по отдельным вопросам военно-технического сотрудничества*(265); 4) внешнеполитические соглашения по контролю над поставками обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения в иностранные государства*(266).
В заключенных международных договорах определены основные направления военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством.
3. Источники внутреннего российского законодательства в области военно-технического сотрудничества.Важнейшим источником внутреннего права является Конституция Российской Федерации (Основной Закон). Конституцией определено, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения (п. "к" ст. 71), внешнеэкономические отношения (п. "л" ст. 71), определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м" ст. 71).
Специальным законодательным актом, регулирующим вопросы международной торговли российской ПВН, является Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о ВТС), устанавливающий принципы внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, принципы государственного регулирования и финансирование работ в этой сфере, порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков и производителей продукции военного назначения.
Основополагающим подзаконным актом является Указ Президента Российской Федерации "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" от 1 декабря 2000 г. N 1953, который определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, порядок предоставления российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в этой сфере, их права и обязанности; порядок рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о поставках ПВН; порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза ПВН, импорт и экспорт которой подлежит контролю и осуществляется по лицензиям.
4. Соотношение международно-правового и внутригосударственного правового регулирования военно-технического сотрудничества.Международная система не содержит действенных институциональных механизмов, контролирующих поставки вооружения и военной техники (ВиВТ) в иностранные государства, а международное право - общепризнанные нормы и принципы регулирования оборота этой продукции.
Объяснение особенностей международно-правового регулирования в области военно-технического сотрудничества (ВТС) необходимо искать в специфике отношений военно-технического сотрудничества.
Два фактора - специфичность потребительских свойств ПВН и необходимость обеспечения суверенных государственных интересов - определяют доминирование внутригосударственного правового регулирования международного оборота обычных ВиВТ, основанное на том, что на современном этапе развития международного сообщества не все государства заинтересованы в создании действенных международных механизмов поставок ПВН в иностранные государства.
Однако, несмотря на то, что международным сообществом не выработаны специальные общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие поставки обычных вооружений и военной техники, в международно-правовое регулирование ВТС включены действующие общепризнанные принципы и нормы международного права. Абсолютное большинство стран руководствуются ими при поставках ПВН в иностранные государства. Многие из общепризнанных принципов и норм международного права имплементированы в российскую правовую систему в виде внешнеполитических принципов государственной политики в области ВТС.
5. Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества.Специфика общественных отношений военно-технического сотрудничества заключается в том, что они затрагивают интересы иностранных государств и опосредуются межгосударственными отношениями в процессе хозяйственного оборота российской военной продукции на мировых рынках вооружений. Вследствие этого самые существенные стороны таких отношений должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.
Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" определены следующие внешнеполитические принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества:
а) к внешнеполитическим принципам межгосударственных отношений в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами относятся:
- принцип соблюдения международных договоров в области международной безопасности при осуществлении ВТС;
- принцип соблюдения международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом ПВН, товаров и технологий двойного назначения;
- принцип сохранения и поддержания политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
- принцип соблюдения взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области ВТС на приемлемых для Российской Федерации условиях;
б) к внешнеполитическим принципам поставок продукции военного назначения в области ВТС относятся:
- принцип отказа от поставок ПВН в государства, находящиеся в состоянии вооруженного конфликта, за исключением случаев выполнения международных соглашений;
- принцип отказа от передачи оружия в нарушение принципов Устава ООН;
- принцип сдержанности.
Комплексный анализ наиболее значимых аспектов военно-технического сотрудничества показывает наличие объективных закономерностей и взаимосвязей их правового регулирования, существенные стороны которого определяются закономерностями поведения субъектов правоотношений (государственных органов и субъектов внешнеторговой деятельности).
Принципы государственного управления в области военно-технического сотрудничества (специализированные принципы в конкретно-определенной области) являются руководящими началами деятельности государственных органов, осуществляющих управление в области военно-технического сотрудничества, а принципы внешнеторговой деятельности в отношении ПВН - руководящими началами внешнеторговой деятельности в отношении ПВН.
К принципам государственного управления в области ВТС относятся:
- приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении ВТС;
- государственная монополия на деятельность в области ВТС;
- защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией ПВН;
- государственный протекционизм в области ВТС;
- недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении ВТС;
- подконтрольность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в ВТС;
- подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в ВТС;
- принцип исключительного ведения федеральных органов исполнительной власти:
- принцип исключения неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность российских субъектов ВТС.
К принципам внешнеторговой деятельности и сделок в отношении продукции военного назначения следует отнести:
- принцип исключительной компетенции Президента Российской Федерации;
- принцип правительственной контрассигнации;
- принцип обеспечения равных условий участия в осуществлении ВТС для субъектов военно-технического сотрудничества;
- принцип недопустимости конкуренции на внешнем рынке нескольких субъектов ВТС;
- принцип ограниченной автономии воли субъектов военно-технического сотрудничества при совершении внешнеторговых сделок в отношении ПВН и осуществлении субъективных прав, вытекающих из них.
6. Государственная монополия - основополагающий принцип государственной политики в области военно-технического сотрудничества.В соответствии со ст.ст. 4 и 5 Закона о ВТС основным средством публично-правового регулирования в области ВТС выступает государственная монополия. Правовая природа государственной монополии состоит в том, что она является правовым механизмом, обеспечивающим управляющие воздействия со стороны государства на все отношения, связанные с внешнеторговым оборотом продукции военного назначения, в целях обеспечения реализации государственных интересов Российской Федерации и соблюдения международных обязательств.
Сущность государственной монополии заключается в формировании состояния защищенности интересов государства при осуществлении ВТС.
В соответствии со ст. 4 Закона о ВТС содержанием государственной монополии на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения являются: осуществление исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области ВТС; введение разрешительного порядка экспорта и импорта ПВН; регламентирование военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации; проведение единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; обеспечение бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.
Государственная монополия обеспечивает устойчивость системы ВТС через институциональные структуры и правовые механизмы, прежде всего систему экспортного контроля и лицензирование ввоза и вывоза ПВН, которые в соответствии со ст. 5 Закона о ВТС являются методами государственной монополии.
- Военное право Глава 1. Введение в военное право*(1) § 1. Актуальность военного права
- § 2. Сущность права и его источники
- § 3. Система российского права и законодательства
- § 4. Понятие военного права и военного законодательства
- Контрольные вопросы
- Раздел I. Правовые основы военной деятельности государства Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты Российской Федерации § 1. Защита Отечества - функция государства*(12)
- § 2. Правовые основы военного строительства*(30)
- § 3. Понятие обороны и ее организация в Российской Федерации*(47)
- § 4. Полномочия органов государственной власти в области обороны*(48)
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации*(51) § 1. Понятие военной безопасности
- § 2. Виды военной безопасности и их правовая характеристика
- § 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Правовое положение военной организации государства*(86) § 1. Понятие военной организации Российской Федерации и ее состав
- § 2. Применение военной организации государства, руководство и управление ею
- § 3. Деятельность военной организации государства в особых условиях
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Правовые формы комплектования военной организации государства § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации*(98)
- § 2. Добровольное поступление на военную службу*(101)
- § 3. Комплектование гражданским персоналом*(103)
- Контрольные вопросы
- Раздел II. Правовые основы военной службы и статус военнослужащих Глава 6. Военная служба в Российской Федерации*(105) § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Военнослужащий как субъект права*(118) § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Правовое регулирование исполнения военной службы § 1. Возникновение военной службы*(138)
- § 2. Прохождение военной службы*(139)
- § 3. Прекращение военной службы*(147)
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих § 1. Денежное довольствие*(150)
- § 2. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих*(153)
- § 3. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями*(156)
- § 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих*(161)
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей § 1. Понятие и формы социального обеспечения военнослужащих*(162)
- § 2. Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих*(168)
- § 3. Страхование военнослужащих*(172)
- § 4. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и их семей*(174)
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих*(177) § 1. Защита в гражданском судопроизводстве*(178)
- § 2. Защита в уголовном судопроизводстве*(179)
- § 3. Возмещение вреда, причиненного военнослужащим*(186)
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Юридическая ответственность военнослужащих § 1. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих*(191)
- § 2. Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих*(192)
- § 3. Гражданско-правовая и материальная ответственность военнослужащих*(193)
- § 4. Уголовная ответственность военнослужащих*(194)
- § 5. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих*(195)
- Контрольные вопросы
- § 2. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих*(211)
- § 3. Дознание*(219)
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы § 1. Военные суды в Российской Федерации*(221)
- § 2. Военная прокуратура и основные направления ее деятельности*(237)
- § 3. Юридическая служба*(239)
- Контрольные вопросы
- Раздел IV. Правовые основы деятельности военных организаций Глава 15. Правовое положение военных организаций*(240) § 1. Понятие и виды военных организаций
- § 2. Правовой режим имущества военных организаций
- § 3. Понятие войскового (корабельного) хозяйства и организация его ведения
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций § 1. Финансы, бухгалтерский учет и налогообложение военных организаций*(242)
- § 2. Правовые основы землепользования и охраны окружающей среды*(256)
- § 3. Защита прав военных организаций в арбитражном процессе*(258)
- Контрольные вопросы
- Раздел V. Военные аспекты международного права. Военное право зарубежных государств Глава 17. Международное право и его военные аспекты*(259) § 1. Международно-правовые формы военного сотрудничества
- § 2. Военно-техническое сотрудничество*(260)
- § 3. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право
- § 4. Правовые основы пребывания войск за границей и миротворческой деятельности
- § 5. Международное морское право
- § 6. Международное воздушное и космическое право
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Основные положения военного права зарубежных государств*(268) § 1. Военное право сша
- § 2. Военное право Германии
- § 3. Военное право Великобритании
- § 4. Военное право Франции
- Контрольные вопросы
- Программа курса "Военное право"*(307)
- Тема 1. Введение в военное право
- Тема 2. Организационно-правовые вопросы защиты Российской Федерации
- Тема 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации
- Тема 4. Правовое положение военной организации государства
- Тема 5. Правовые формы комплектования военной организации государства
- Тема 6. Военная служба в Российской Федерации
- Тема 7. Военнослужащий как субъект права
- Тема 8. Правовое регулирование исполнения военной службы
- Тема 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих
- Тема 10.Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- Тема 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих
- Тема 12. Юридическая ответственность военнослужащих
- Тема 13. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих
- Тема 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы
- Тема 15. Правовое положение военных организаций
- Тема 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций
- Тема 17 Международное право и его военные аспекты
- Тема 18. Военное право зарубежных государств
- Список литературы Литература до 1917 года
- Литература после 1917 года и современного периода
- Список диссертационных исследований по военному праву и военным аспектам других отраслей права