§ 2. Добровольное поступление на военную службу*(101)
1. Военная служба в добровольном порядке.В ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплены долг и обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
Кроме воинской обязанности, граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту в порядке, установленном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Правовая природа воинской обязанности и правовая природа исполнения долга по защите Отечества в добровольном порядке различны. Воинская обязанность является юридической обязанностью граждан Российской Федерации, установленной в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрел право граждан Российской Федерации на добровольное исполнение долга по защите Отечества. В этих целях граждане могут проходить добровольную подготовку к военной службе, добровольно поступать на военную службу по контракту и ее проходить. Указанные действия не являются формами исполнения воинской обязанности.
По действующему законодательству на основе добровольного соглашения сторон военно-служебные отношения возникают:
- у граждан, которые выбирают военную службу в качестве своей профессии (т.е. проходят ее в кадрах Вооруженных Сил - кадровая военная служба); их служба, как правило, не ограничена сроками, возникновение военно-служебных отношений связывается с изданием административного акта о переходе в кадровый состав военнослужащих (для исполняющих военную службу) или зачислением на военную службу (для находящихся в резерве или запасе). Права, обязанности, льготы и гарантии регламентируются законодательством о военной службе. Действующее законодательство не предусматривает в настоящее время кадровой военной службы российских граждан в отличие от военной службы офицерского состава в советский период или военной службы офицеров некоторых зарубежных государств (например, США или Великобритании);
- у граждан, которые выбирают военную службу в качестве временной деятельности. Отношения сторон регулируются, как правило, контрактами о прохождении военной службы, которые устанавливают сроки военной службы, основные права и обязанности сторон и гарантии после прекращения военной службы. Возникновение военно-служебных отношений связывается со вступлением контракта в силу, о чем объявляется в приказе военного командования. Контракты бывают краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет). Основное назначение контракта о прохождении военной службы, кроме юридического оформления отношений военной службы, заключается в следующем: 1) создать альтернативную форму добровольного поступления на военную службу по отношению к кадровому принципу ее исполнения и как следствие сделать службу привлекательным видом деятельности, что достигается разнообразием видов контрактов, включающих различные условия исполнения военной службы; 2) регулировать количество личного состава, необходимого для Вооруженных Сил, в результате гибкой кадровой политики.
2. Военная служба по контракту.Контракт о прохождении военной службы как следствие добровольного соглашения о поступлении на военную службу впервые в Российской Федерации был предусмотрен Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. Контракт о прохождении военной службы, широко распространенный в вооруженных силах зарубежных государств, является относительно новым институтом для нашей правовой системы.
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд (п. 1 ст. 10), т.е. прохождение военной службы является особой разновидностью трудовой деятельности, имеющей ярко выраженную специфику из-за сферы ее применения - оборона и безопасность. Осуществление указанной деятельности происходит как в форме воинской обязанности (прохождение военной службы по призыву), так и в добровольном порядке (прохождение военной службы по контракту). Так как контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид трудовой деятельности, то указанное обстоятельство на практике может привести к неправомерному отождествлению понятия контракта о прохождении военной службы с понятиями "трудовой договор" и "гражданско-правовой договор" и как следствие к использованию правового регулирования к нему неприменимого. Таким образом, необходимо определить правовую природу контракта о прохождении военной службы. Специфика трудовой деятельности предопределяет особенности и отличия указанных понятий друг от друга.
Гражданско-правовой договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). Основным принципом правового регулирования гражданско-правового договора является свобода договора, которая характеризуется диспозитивностью, свободой волеизъявления и согласования договорных условий, формально-юридическим равноправием сторон и другими признаками. Объектом гражданского правоотношения являются материальные и идеальные блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права. К первым относится имущество, ко вторым - результаты интеллектуальной деятельности, личные неимущественные и иные нематериальные блага. Объектом военно-служебных отношений является публичный интерес в сфере обороны и безопасности государства, составляющий предмет деятельности военнослужащих. Предметом гражданско-правового договора, как правило, служит овеществленный результат исполненного обязательства, а регулирование отношений сторон в процессе его исполнения носит вспомогательный характер, в то время как предметом контракта о прохождении военной службы является регулирование отношений в процессе прохождения военнослужащим военной службы. Свобода волеизъявления, характеризующаяся добровольностью заключения договора, выбором его условий, имеет разное содержание при заключении гражданско-правового договора и контракта о прохождении военной службы. В первом случае она заключается как в добровольности, так и в согласовании вида, формы и содержания гражданско-правового договора, тогда как во втором - только в добровольности заключения контракта о прохождении военной службы.
Диспозитивность (возможность участникам договора самостоятельно выбирать вариант поведения) и свобода согласования условий, характерные для гражданско-правового договора, к контракту о прохождении военной службы практически не применимы, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Так, например, единственным условием контракта о прохождении военной службы, который может выбрать военнослужащий, является срок, на который заключается новый контракт, т.е. контракт, заключаемый военнослужащим, проходящим военную службу в добровольном порядке, или гражданином, ранее ее проходившим в указанном порядке, причем варианты выбора также установлены Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (3, 5 и 10 лет). Указанный подход объясняется особой публично-правовой природой регулируемых контрактом отношений. В то же время срок, на который заключается первый и некоторые другие виды контрактов, устанавливается императивными нормами Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Типовая форма контракта о прохождении военной службы*(102)не предусматривает внесение каких-либо дополнительных условий, за исключением конкретных прав и обязанностей военнослужащих, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обусловленных особенностями их военной службы, которые руководитель федерального органа исполнительной власти вправе в ней указать. Такой подход, по мнению автора, не в полной мере соответствует букве и духу Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающего и иное диспозитивное условие, не отраженное в Типовой форме контракта о прохождении военной службы: согласно п. 2 ст. 6 указанного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность в соответствии с заключенными ими контрактами.
Формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон как принцип гражданско-правового договора характеризуется тем, что он действует не только на стадии заключения договора, но и на стадии его исполнения, в то время как равноправие сторон применительно к контракту о прохождении военной службы характерно только на стадии его заключения. После заключения контракта о прохождении военной службы возникают военно-служебные отношения, которые, являясь разновидностью административных, характеризуются неравенством сторон, т.е. дальнейшее правовое регулирование осуществляется на основе метода власти и подчинения. Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью гражданско-правового договора и, следовательно, к нему не применимы последствия, вытекающие из нарушения договорных обязательств, например, возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) и др.
Понятие трудового договора сформулировано в ст. 56 ТК РФ. Основными элементами этого договора являются: а) указание на состав сторон: трудящийся поступающий на работу, и работодатель (предприятие, учреждение, организация, независимо от формы собственности, на которой оно основано, гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, заключивший трудовой договор с трудящимся); б) определение основных специфических обязанностей трудящихся и работодателя, вытекающих из данного договора. Сторонами контракта о прохождении военной службы являются, с одной стороны, Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная службы, с другой - гражданин, поступающий на военную службу в добровольном порядке. Таким образом, налицо специфический субъектный состав: только ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и граждане Российской Федерации, отвечающие установленным законом требованиям. Иностранные граждане, граждане с двойным гражданством, лица без гражданства не могут быть стороной контракта о прохождении военной службы и как следствие субъектом военно-служебных отношений.
В отличие от трудового договора (контракта) специфический характер обязанностей военнослужащего определяется не контрактом о прохождении военной службы, а законами: на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"); перечень обязанностей военной службы определен ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Степень диспозитивности применительно к трудовому договору и контракту о прохождении военной службы различна. При заключении трудового договора стороны вправе договориться о любых его условиях, которые не ухудшают положения гражданина по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством о труде. При заключении контракта о прохождении военной службы стороны (гражданин и должностное лицо) не могут изменить императивно установленных условий, закрепленных в Типовой форме контракта о прохождении военной службы, за исключением подлежащих согласованию (например, срок).
Другим отличием трудового договора (контракта) от контракта о прохождении военной службы является то обстоятельство, что нормативной основой первого является ТК РФ, а второго - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Положение о порядке прохождения военной службы, другие законодательные и иные нормативные правовые акты о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих (п. 5 ст. 32 вышеназванного Закона). Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью трудового договора (контракта),
Контракт о прохождении военной службы опосредует специфическую деятельность граждан Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Указанная специфика предопределяет правовую природу, особенности заключения и расторжения контракта о прохождении военной службы. Он представляет собой согласованное волеизъявление двух формально равных на стадии его заключения субъектов (гражданина или военнослужащего и уполномоченного воинского должностного лица), совершаемое с целью вызвать юридические последствия. Существенным признаком контракта также является его типизация, т.е. заключение в строго установленной правовыми актами форме. Нормативными правовыми актами может быть установлено несколько форм для различных видов контрактов.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что контракт о прохождении военной службы имеет административно-правовую природу и является особым соглашением, представляющим собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий взаимные права и обязанности его участников.
3. Виды контрактов.Контракт может быть первым и новым.
Первый контракт может быть заключен с гражданином, ранее не проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту.
Новый контракт может быть заключен:
а) с гражданином, ранее проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту;
б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;
в) с военнослужащим, переведенным из федерального органа исполнительной власти в Министерство обороны Российской Федерации;
г) с военнослужащим, переведенным из другого государства в Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
д) с военнослужащим, которому была приостановлена военная служба.
Краткосрочный контракт о прохождении военной службы на срок от шести месяцев до одного года может быть заключен с гражданином, состоящим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Краткосрочный контракт может быть как первым, так и новым.
Контракт о прохождении военной службы с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе (контракт сверх предельного возраста), является разновидностью нового контракта.
Контракт на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и на пять лет военной службы после его окончания (контракт, заключаемый в военно-учебном заведении) заключается с военнослужащим, обучающимся по очной форме в военном образовательном учреждении высшего, среднего профессионального образования, адъюнктуре или военной докторантуре. Он может быть как первым, так и новым.
Порядок заключения контракта установлен Положением о порядке прохождения военной службы.
Контракт о прохождении военной службы можно рассматривать в трех аспектах:
а) как юридический факт, т.е. основание возникновения военно-служебных отношений;
б) как правоотношение - наделение сторон правами и обязанностями;
в) как документ - форма опосредования правоотношения.
Основанием возникновения отношений при прохождении военной службы в добровольном порядке является контракт о прохождении военной службы, который вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом, т.е. налицо юридический факт, порождающий наделение сторон правами и обязанностями.
Заключение контракта о прохождении военной службы проходит две стадии:
1) согласование воли, которая характеризуется добровольностью поступления на военную службу по контракту (субъективная сторона). Отсутствие воли не порождает военно-служебных отношений, контракт считается не заключенным;
2) волеизъявление, т.е. подписание контракта и тем самым придание согласованной воле внешнего выражения (объективная сторона). Волеизъявлению предшествует проверка соответствия гражданина (военнослужащего) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту
Заключение контракта совпадает с моментом вступления его в силу, т.е. с подписанием его не гражданином или военнослужащим, а соответствующим должностным лицом. Указанный порядок заключения контракта и вступления его в силу не может быть изменен соглашением сторон.
Для контракта предусмотрена письменная типовая форма, утвержденная Положением о порядке прохождения военной службы. Несоблюдение формы контракта не влечет юридических последствий - возникновения военно-служебных правоотношений.
В контракте закрепляется срок, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. Сроки военной службы установлены Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 38). Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, он равен сроку, указанному в контракте о прохождении военной службы.
По окончании срока военной службы и при отсутствии оснований к его продлению (например, заключение нового контракта о прохождении военной службы) военнослужащий подлежит обязательному увольнению с военной службы.
Контракт о прохождении военной службы предусматривает следующие условия, которые обязаны соблюдать стороны после его заключения:
а) обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока;
б) обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих, порядок прохождения военной службы.
После поступления на военную службу по контракту военнослужащий обязуется проходить ее в течение установленного контрактом срока в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Военнослужащий не имеет права самовольно отказаться от исполнения обязанностей военной службы, изменить место военной службы, за исключением случаев заключения в установленном порядке контракта о прохождении военной службы с другим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
За уклонение от исполнения данной обязанности военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несет дисциплинарную или уголовную ответственность.
- Военное право Глава 1. Введение в военное право*(1) § 1. Актуальность военного права
- § 2. Сущность права и его источники
- § 3. Система российского права и законодательства
- § 4. Понятие военного права и военного законодательства
- Контрольные вопросы
- Раздел I. Правовые основы военной деятельности государства Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты Российской Федерации § 1. Защита Отечества - функция государства*(12)
- § 2. Правовые основы военного строительства*(30)
- § 3. Понятие обороны и ее организация в Российской Федерации*(47)
- § 4. Полномочия органов государственной власти в области обороны*(48)
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации*(51) § 1. Понятие военной безопасности
- § 2. Виды военной безопасности и их правовая характеристика
- § 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Правовое положение военной организации государства*(86) § 1. Понятие военной организации Российской Федерации и ее состав
- § 2. Применение военной организации государства, руководство и управление ею
- § 3. Деятельность военной организации государства в особых условиях
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Правовые формы комплектования военной организации государства § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации*(98)
- § 2. Добровольное поступление на военную службу*(101)
- § 3. Комплектование гражданским персоналом*(103)
- Контрольные вопросы
- Раздел II. Правовые основы военной службы и статус военнослужащих Глава 6. Военная служба в Российской Федерации*(105) § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Военнослужащий как субъект права*(118) § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Правовое регулирование исполнения военной службы § 1. Возникновение военной службы*(138)
- § 2. Прохождение военной службы*(139)
- § 3. Прекращение военной службы*(147)
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих § 1. Денежное довольствие*(150)
- § 2. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих*(153)
- § 3. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями*(156)
- § 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих*(161)
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей § 1. Понятие и формы социального обеспечения военнослужащих*(162)
- § 2. Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих*(168)
- § 3. Страхование военнослужащих*(172)
- § 4. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и их семей*(174)
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих*(177) § 1. Защита в гражданском судопроизводстве*(178)
- § 2. Защита в уголовном судопроизводстве*(179)
- § 3. Возмещение вреда, причиненного военнослужащим*(186)
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Юридическая ответственность военнослужащих § 1. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих*(191)
- § 2. Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих*(192)
- § 3. Гражданско-правовая и материальная ответственность военнослужащих*(193)
- § 4. Уголовная ответственность военнослужащих*(194)
- § 5. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих*(195)
- Контрольные вопросы
- § 2. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих*(211)
- § 3. Дознание*(219)
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы § 1. Военные суды в Российской Федерации*(221)
- § 2. Военная прокуратура и основные направления ее деятельности*(237)
- § 3. Юридическая служба*(239)
- Контрольные вопросы
- Раздел IV. Правовые основы деятельности военных организаций Глава 15. Правовое положение военных организаций*(240) § 1. Понятие и виды военных организаций
- § 2. Правовой режим имущества военных организаций
- § 3. Понятие войскового (корабельного) хозяйства и организация его ведения
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций § 1. Финансы, бухгалтерский учет и налогообложение военных организаций*(242)
- § 2. Правовые основы землепользования и охраны окружающей среды*(256)
- § 3. Защита прав военных организаций в арбитражном процессе*(258)
- Контрольные вопросы
- Раздел V. Военные аспекты международного права. Военное право зарубежных государств Глава 17. Международное право и его военные аспекты*(259) § 1. Международно-правовые формы военного сотрудничества
- § 2. Военно-техническое сотрудничество*(260)
- § 3. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право
- § 4. Правовые основы пребывания войск за границей и миротворческой деятельности
- § 5. Международное морское право
- § 6. Международное воздушное и космическое право
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Основные положения военного права зарубежных государств*(268) § 1. Военное право сша
- § 2. Военное право Германии
- § 3. Военное право Великобритании
- § 4. Военное право Франции
- Контрольные вопросы
- Программа курса "Военное право"*(307)
- Тема 1. Введение в военное право
- Тема 2. Организационно-правовые вопросы защиты Российской Федерации
- Тема 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации
- Тема 4. Правовое положение военной организации государства
- Тема 5. Правовые формы комплектования военной организации государства
- Тема 6. Военная служба в Российской Федерации
- Тема 7. Военнослужащий как субъект права
- Тема 8. Правовое регулирование исполнения военной службы
- Тема 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих
- Тема 10.Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- Тема 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих
- Тема 12. Юридическая ответственность военнослужащих
- Тема 13. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих
- Тема 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы
- Тема 15. Правовое положение военных организаций
- Тема 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций
- Тема 17 Международное право и его военные аспекты
- Тема 18. Военное право зарубежных государств
- Список литературы Литература до 1917 года
- Литература после 1917 года и современного периода
- Список диссертационных исследований по военному праву и военным аспектам других отраслей права