logo
Пособия по ВСР / pravo2004

§ 4. Понятие военного права и военного законодательства

Понятие "военное право" можно рассматривать в трех аспектах: 1) как отрасль права, регулирующую определенную группу общественных отношений; 2) как науку (область правоведения); 3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием военного права. Перечисленные разновидности понятия "военное право" взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание.

Военное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины.

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом регулирования, т.е. определенным видом общественных отношений, на которые направлено воздействие норм данной отрасли права.

Общим предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.

К первой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения.

Ко второй группе относятся отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих.

В третью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции.

В четвертую группу входят отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права.

Все перечисленные отношения охватываются понятием "воинские отношения", или "военные отношения".

Воинские отношения преимущественно складываются в сфере исполнительной власти. Преобладание административно-правовых моментов в регулировании наиболее характерно для второй и третьей групп воинских отношений, но также имеет место и в других группах, что является особенностью правового регулирования военной деятельности в государстве. В то же время воинские отношения, относящиеся к первой группе, регулируются также нормами конституционного (государственного) права, а к четвертой - международного права.

В Российской Федерации действует значительное количество норм, которые нельзя отнести к той или иной традиционной отрасли права. Такие нормы содержатся, например, в Федеральном конституционном законе "О военном положении", федеральных законах "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О материальной ответственности военнослужащих", Положении о порядке прохождения военной службы, общевоинских уставах и ряде других актов. Указанные обстоятельства ставят перед учеными вопрос о рассмотрении военного права как комплексной отрасли права, в которую наряду с нормами военного права, регулирующими вопросы военной деятельности государства и военно-служебные отношения, входят нормы, относящиеся к другим отраслям права - административному, финансовому, жилищному, земельному и др. Однако существование в системе права комплексных отраслей права правовой наукой до настоящего времени не признано. Как правило, при этом в качестве аргумента указывается на отсутствие кодифицированного акта (кодекса), регулирующего ту или иную совокупность общественных отношений.

Однако право не сводится лишь к нормативному массиву, т.е. своду законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать достижения общества, передовые идеи и концепции, воплощая их в той или иной совокупности правовых норм (законе, кодексе и др.). Отсутствие кодифицированного акта свидетельствует лишь о том, что регулирование общественных отношений требует дальнейшего совершенствования. Например, научной юридической общественностью неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки и принятия кодифицированного акта (Военного кодекса или Кодекса военной службы) в сфере воинских отношений, как это имело место в дореволюционной России и имеет место в некоторых зарубежных государствах (например, США).

Следует также обратить внимание на имеющее место определение отрасли права как связанной едиными принципами и функциями подсистемы правовых норм, которые с использованием свойственных им специфических юридических способов и средств регулируют определенную широкую сферу (область) однородных общественных отношений*(4). Для военного права характерным является наличие "приграничных зон", т.е. регулирование одних и тех же вопросов различными отраслями права. Так, например, правовое регулирование жилищных отношений военнослужащих происходит как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и Жилищным кодексом. Военное право тесно взаимодействует с уголовным и уголовно-исполнительным правом в вопросах уголовной ответственности военнослужащих и исполнения в отношении их уголовных наказаний. Воинские отношения регулируются также административным, налоговым, бюджетным и финансовым правом и рядом других отраслей права, входящих в публичное право.

Таким образом, налицо отсутствие четкой дифференциации системы права (разграничение отраслей права), предусматривающей ясный и исчерпывающий "раздел" территории. Такое положение объясняется тем, что регулирование воинских отношений силами и средствами одной отрасли права в настоящее время невозможно в силу их большой дифференциации. В то же время объективно требуется использование возможностей нескольких отраслей права, из арсенала которых берется то, что в данный момент наиболее адекватно соответствует целенаправленному и эффективному правовому регулированию. Речь идет об интеграции отдельных отраслей права, которая в своей перспективе может привести к "легализации" новой отрасли права (например, военного права), совокупность правовых норм которой может быть закреплена в соответствующем кодексе. В то же время все нормы военного права характеризуются единством, внутренней согласованностью и органической взаимосвязью в целях укрепления и совершенствования деятельности военной организации государства на основе специфических принципов: централизации, единоначалия и воинской дисциплины.

Для отграничения отрасли права, кроме обособления ее предмета, необходимо выделить метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов, способов правового регулирования. Военное право характеризуется большей по сравнению с другими отраслями права детализацией регулирования общественных отношений, связанных с функционированием военной организации государства. По вопросам воинской обязанности и военной службы действует более 300 нормативных актов различной юридической силы, а по вопросам статуса военнослужащих - более 400. Нормы военного права отличаются повышенной категоричностью требований, военнослужащие по сравнению с другими лицами несут более строгую юридическую ответственность.

Военное право как отрасль юридической науки изучается со второй половины XIX в. На Западе первая попытка разработки теории военного права была предпринята немецким профессором Л. фон Штейном, издавшим "Учение о военном быте как часть науки о государстве"*(5).

Профессор Александровской военно-юридической академии А.М. Добровольский, определяя сущность и содержание науки военного права, отмечал, что нормы, которые регулируют жизнь армии, в своей совокупности конструируются в особую отрасль права - военное право, которое включает в себя военно-административное, военно-уголовное и военно-судебное право*(6). Особенности военного права он связывал с тем, что эти нормы права, хотя и являются тесно связанными с нормами общегосударственными как часть с целым и подчиняются одной и той же идее государственного правопорядка, но организуются в особую систему соответственно назначению армии и особенностям ее внутреннего быта. По А.М. Добровольскому, военно-административное право - это наука о правовых нормах, определяющих устройство, организацию, комплектование армии и снабжение ее всем необходимым, а также устройство, компетенцию и деятельность органов военной власти.

Поиск концепций военно-правовых исследований активизировался с созданием в 1936 г. военно-юридического факультета, а затем Военно-юридической академии. В их разработке принимали участие такие видные ученые, как С.Н. Братусь, С.С. Студеникин, В.Н. Кудрявцев, И.Ф. Побежимов и др. Методологические и общетеоретические проблемы военного права неоднократно рассматривались на научных конференциях и сессиях совета Военно-юридической академии (1940, 1954 и 1956 гг.), на которых определились два концептуальных подхода к их решению: 1) разработка военно-правовых проблем в рамках сложившейся системы советского права и 2) разработка военно-правовых проблем на основе признания концепции военного права как отраслевой военно-юридической науки.

На практике были реализованы оба подхода, т.е. диссертации по военно-правовой проблематике защищались как в рамках отраслевых юридических наук, так и по научной специальности "Военное право. Военные проблемы международного права" (шифр - 20.02.03). Включение этой специальности в структуру научных специальностей, по которым осуществляется подготовка и защита диссертаций, является объективным показателем самостоятельности военного права как отрасли науки.

В то же время необходимо отметить, что до недавнего времени исследования по военному праву ограничивались исследованием общественных отношений в области строительства Вооруженных Сил. Этот подход базировался на положениях Конституции СССР и Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности", в соответствии с которыми в СССР существовали единые Вооруженные Силы СССР, состоявшие из Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск и составлявшие, по существу, военную организацию государства. С изменением в начале 90-х гг. ХХ в. структуры военной организации, включением в ее состав всех войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, изменением социально-экономического положения нашего государства перед военно-правовой наукой встал вопрос о расширении круга исследуемых проблем.

А.А. Тер-Акопов отмечал, что "военно-правовая наука не может замыкаться только на военной проблематике, а должна включать исследование правовых аспектов всего круга оборонных вопросов, которыми ни одна другая отрасль правовых знаний не занимается. То есть ее предметом должны стать и вопросы обеспечения оборонной деятельности государства: Комплексирование предмета исследования позволит системно решать ряд сугубо военных задач - например, комплектование войск, поставок..."*(7).

Таким образом, военное право как науку следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. Военное право изучает правовые аспекты обороны и военной безопасности, воинской обязанности и военной службы; правовое положение военной организации государства, в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащих, их юридическую ответственность; правовое регулирование военно-служебных отношений; деятельность органов военной юстиции; организационно-правовые формы международного военного сотрудничества. Военное право также изучает военные аспекты других отраслей права. Перечисленные направления составляют основной предмет науки военного права.

Военное право как учебная дисциплина также имеет свою историю. В дореволюционной России преподавание военного права осуществлялось по трем направлениям: военно-административное право (военная администрация), военно-уголовное право и военно-судебное право.

Военная администрация в России стала преподаваться в начале XIX в. Преподавание осуществлялось в Академии Генерального штаба и включало вопросы организации военного управления, военной службы и комплектования армии. В последующем преподавание военной администрации было введено во всех военно-учебных заведениях России, хотя объем и содержание этого курса в основном носили практический и прикладной характер. Так, в частности, в рамках данного курса рассматривались основы устройства армии, прохождение военной службы, военное управление, делопроизводство и др. С образованием в 1878 г. в России Военно-юридической академии военная администрация как наука и учебная дисциплина приобрела более теоретический характер, связанный с изучением законодательства в области устройства армии, военной службы, ответственности военнослужащих и т.д.

Профессором П.Л. Лобко в конце XIX и начале XX вв. были подготовлены "Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ" (выдержавшие 17 изданий), в которых рассматривались вопросы правовых основ устройства армии, ее комплектования, прохождения военной службы, военного управления, удовлетворения материальных потребностей военнослужащих и армии в целом. Объясняя предмет военной администрации, он писал, что развитие постоянной кадровой армии вызвало развитие и усложнение военного законодательства в такой мере, что само изучение и исследование военных законов должно было принять характер военно-научный и завоевало себе в курсе военных наук особое место под названием "Военная администрация". Предмет военной администрации определялся им как "изучение законов существования армии, а именно: а) ее устройства или организации, б) пополнения, или комплектования, в) прохождения службы, г) устройства военного управления и д) удовлетворения материальных потребностей как отдельных лиц, так и всей армии"*(8).

Профессором Александровской Военно-юридической академии П. Лузановым в 1887 г. был разработан и издан конспект лекций по военно-административным законам, касающимся военного быта, устройства и управления войск.

Значительное количество учебно-методических работ подготовлено профессором военной администрации А.М. Добровольским, который относил вопросы организации армии, ее разделения на рода войск, тактического ее использования к области военной науки и включал их в предмет военной администрации как науки лишь настолько, насколько военная организация отражается на правовых отношениях в армии. Рассматривая армию как государственное учреждение, как юридический институт, он отмечал, что армия в своем устройстве, во внутренних взаимоотношениях составных ее частей подчиняется определениям права, правовые нормы определяют устройство армии и всю систему военной организации государства, регулируют весь порядок внутренней войсковой жизни. Эти нормы в своей совокупности конструировались в особую отрасль права - военное право, которое, за выделением военно-уголовного и военно-судебного права, получило название военно-административного права*(9).

Военно-правовая проблематика изучалась в послереволюционный период и в последующем в советских военно-учебных заведениях. Уже в 1919 г. были изданы "Записки по военной администрации для курсов подготовки командного состава", а в 1924 г. - учебник М. Загю "Элементарный курс военной администрации". Издавались и курсы военной администрации для военных академий. В 1940, 1945 и 1951 гг. были изданы учебники по советскому военно-административному праву, написанные С.С. Студеникиным, А.Е. Луневым, И.Ф. Побежимовым, Н.А. Виноградовым.

Был издан ряд учебников по военной администрации (например, в 1956 г. - под редакцией И.Ф. Побежимова и Д.Н. Артамонова; в 1962 г. - под редакцией И.Ф. Побежимова и П.И. Романова; в 1970 г. - учебник "Военная администрация" под общей редакцией П.И. Романова; в 1993 г. и 1998 г. - Н.И. Кузнецова и Б.Ф. Старова и др.), а также по военному праву: в 1996 г. - "Военное право. Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации" под общей редакцией Н.И. Кузнецова; в 1998 г. - учебники "Военное право" Ю.И. Мигачева и С.В. Тихомирова; в 1999 г. - Н.И. Котлярова.

С середины 50-х гг. в Военно-юридической академии по настоящее время в Военном университете преподается военно-юридическая дисциплина "Военная администрация", изучающая правовые вопросы военной организации, комплектования армии, военной службы, статуса военнослужащих. Было подготовлено и издано большое количество работ по военным проблемам уголовного права и уголовного процесса. В.М. Чхиквадзе и М.Я. Савицким был написан учебник "Советское военно-уголовное право" (1941 г.), В.М. Чхиквадзе - также двухтомная работа "Военно-уголовное право" (1946 г.), учебник "Советский военно-уголовный процесс" (1950 г.) и др.

В основе построения учебного курса военного права как учебной дисциплины лежит внутренняя взаимосвязь общественных отношений, составляющих предмет военного права и последовательность регулирующих их правовых норм. В ходе изложения тем курса военного права значительное место отводится анализу законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в сфере военной деятельности государства.

К источникам военного права относятся законодательные и иные нормативные правовые акты.

Военное законодательство можно представить в виде определенной системы, в которую входят Конституция Российской Федерации, международные договоры, федеральные конституционные законы и федеральные законы Российской Федерации, т.е. отношения в области обороны регулируются только федеральным законодательством. Исключается регулирование указанных отношений законодательством субъектов Российской Федерации.

Среди источников военного права важнейшее место занимают Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации, которые создают основу для развития военного законодательства.

Военное законодательство как комплексная отрасль законодательства включает в себя нормы государственного, административного, финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военной деятельности государства, в том числе специфической жизнедеятельности ее военной организации. Нормы военного законодательства определяют устройство вооруженных сил, организацию и полномочия органов военного управления, порядок комплектования кадров и запаса вооруженных сил личным составом, порядок прохождения военной службы, правовое положение военнослужащих и военнообязанных, организацию и ведение войскового хозяйства, правила материального и финансового обеспечения военнослужащих, права военных властей в местностях, объявленных на военном положении, основы мобилизации вооруженных сил.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы обороны и безопасности государства. Так, согласно ст. 71 в силу особой значимости к исключительному ведению Российской Федерации отнесены: вопросы войны и мира; оборона и безопасность; федеральная государственная служба; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и т.д.

Конституция Российской Федерации закрепляет также основы, которые распространяются на все отношения в сфере обороны и безопасности: верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32) и др.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст. 59 Конституции указывается, что: 1) защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом; 3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Военное законодательство также включает международные договоры. Правовое положение российских военнослужащих и отдельные вопросы прохождения ими военной службы на территориях других государств определяются многосторонними международными договорами, в том числе между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, подписанными Российской Федерацией, и двусторонними международными договорами между Россией и государствами - участниками СНГ о статусе группировок российских Вооруженных Сил и пограничных войск на их территории.

Статус названных военнослужащих определяется прежде всего тем, что они остаются военнослужащими своего государства со всеми правами и обязанностями, связанными с этим положением, другими словами, сохраняют все права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, пребывая за пределами своего государства в составе военного персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию мира, военнослужащие выполняют задачи на территории, где осуществляют свою юрисдикцию другие государства. Законность действий военнослужащих, юридическое закрепление их прав и обязанностей, привилегий и иммунитетов находит отражение в международных договорах.

К международным договорам между государствами - участниками СНГ, закрепляющим правовое положение российских военнослужащих на территориях других государств, относятся также двусторонние международные договоры между Россией и странами - участницами СНГ о статусе и условиях пребывания воинских формирований Российской Федерации на их территории. Такие договоры заключены с Республикой Таджикистан, Республикой Молдовой, Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, Украиной и Республикой Грузией.

Как уже было отмечено, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 108 Конституции Российской Федерации).

Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации, перечисленным в ст. 71 и других статьях Конституции Российской Федерации. В частности, в области обороны и безопасности к ним относятся:

- ст. 56 - устанавливает конституционные принципы режима чрезвычайного положения;

- ч. 1 ст. 70 - посвящена государственным символам Российской Федерации;

- ч. 3 ст. 87 - относится к режиму военного положения;

- ст. 88 - о полномочии Президента Российской Федерации вводить чрезвычайное положение;

- ч. 3 ст. 118 - относится к установлению судебной системы России.

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. К федеральным конституционным законам в сфере военной деятельности государства относятся:

- Федеральный конституционный закон "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ;

- Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ;

- Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ;

- Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ;

- Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (с изменениями и дополнениями) является базовым законом для правового регулирования воинской обязанности и военной службы. Кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Основу правового регулирования, учитывающего специфику исполнения в них военной службы, кроме этого Закона, составляют и другие федеральные законы:

- Федеральный закон "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" от 5 августа 1995 г. N 126-ФЗ;

- Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ;

- Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ;

- Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ;

- Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ и др.

Правовое положение военнослужащих закреплено в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.

Подзаконные нормативные правовые и иные акты, регулирующие отношения в области обороны и военной безопасности, должны издаваться только в развитие законодательства об обороне и безопасности и не противоречить ему. К ним относятся общевоинские уставы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по военным вопросам, а также ведомственные нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своих полномочий министром обороны Российской Федерации, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Важное значение в правовом регулировании военно-служебных отношений имеют воинские уставы. Воинский устав - это нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, деятельности (подготовки и боевого использования) Вооруженных Сил (отдельных их составных частей), других войск, воинских формирований и органов, органов военного управления, отдельных военнослужащих.

К общевоинским уставам относятся - Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, действие которых распространяется на военнослужащих не только Вооруженных Сил, но и других войск и органов. Они введены в действие Указом Президента Российской Федерации*(10). Другие воинские уставы вводятся в действие руководителем федерального органа исполнительной власти. Воинские уставы - внутренне согласованная, проверенная жизнью, постоянно обогащаемая практикой и опытом военного строительства система правовых и моральных норм поведения и деятельности военнослужащих*(11).

Специфическим источником военного права являются правовые акты органов военного управления (акты военного управления). Акт военного управления есть выраженное на основе и во исполнение закона в пределах компетенции органа военного управления государственно-властное предписание (распоряжение, повеление, установление), направленное на регулирование отношений в процессе организации военного управления, жизни, быта и деятельности войск.

Акты военного управления характеризуются подзаконностью и авторитарностью.

Подзаконность акта означает, что издаваемый акт по своему содержанию не должен противоречить требованиям законодательных актов, издается в пределах компетенции данного органа управления и в порядке, установленном законом. Подзаконность акта военного управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и подзаконным актам других государственных органов и органов военного управления. Акты военного управления вызывают определенные юридические последствия, которые могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами, т.е. они имеют правовой характер.

Авторитарность акта военного управления означает обязательность его исполнения лицами и органами, на которых он распространяется, независимо от того, являются эти лица подчиненными органа, издавшего акт, или не являются, а также независимо от согласия исполнителей акта (императивность акта военного управления).

Акты военного управления отличаются от служебных документов, которые не имеют правового характера (различные учетные документы, справки, доклады, рапорты и др.). Такие служебные документы не устанавливают и не изменяют конкретные правовые отношения. Однако служебные документы могут выступать предпосылкой для издания актов военного управления.

Основными видами актов военного управления являются: приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, предписания, указания, приказания.

Приказ - основной вид актов военного управления (основной распорядительный служебный документ военного управления), издаваемый на правах единоначалия командиром (начальником) воинской части. Он представляет собой обязательное для исполнения, выраженное в строгом соответствии с законом письменное повеление органа военного управления, основанное на единоначалии.

Единоначалие является одним из принципов взаимоотношений между военнослужащими. Суть его состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения.

Командир как единоначальник вправе единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться как основные принципы единоначалия закреплены ДУ ВС РФ. Данное требование всецело вытекает из характера военной организации государства и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины. Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает ряд юридических последствий: за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; подача жалобы не может приостановить исполнение приказа; в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие; никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица невоенных государственных организаций.

В то же время единоначалие не является абсолютным, т.е. безграничным. Командирам-единоначальникам предоставляется такой объем полномочий, который обеспечивает эффективный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности воинской части, их самостоятельность в единоличном решении основных вопросов осуществления власти. Они не вправе переступать предел власти, которым они наделены законами, другими правовыми актами. Таким образом, принцип беспрекословного выполнения приказов исходит из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам военной службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. В противном случае для него наступает ответственность вплоть до уголовной, если это повлекло общественно опасные последствия.

Директива - распорядительный служебный документ, содержащий указания по подготовке и ведению боевых действий, вопросам боевой готовности, всестороннего обеспечения войск (сил), боевой и оперативной подготовке, обучению, воспитанию, штатной организации и другим вопросам жизни и деятельности войск (сил). Директива применяется главным образом в системе руководства войсками, стратегическими и оперативно-стратегическими объединениями.

Приказы и директивы издаются во исполнение законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив вышестоящих командиров (начальников), а также в инициативном порядке.

Наставление- систематизированный свод правил деятельности или правила обращения с оружием, боевой техникой и их применения. Нормы, включенные в наставления, носят описательный, технический характер, но их соблюдение обязательно, поскольку их нарушение может повлечь юридическую ответственность виновных лиц. Иногда некоторые нормы технического характера облекаются в форму руководства.

Положение- акт, определяющий какую-либо конкретную область военно-служебных отношений или устанавливающий структуру и правовое положение того или иного органа.

Инструкция- акт, содержащий правила деятельности того или иного органа, воинского должностного лица, военнослужащего.

Постановление- правовой акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица (постановление Военного совета, постановление о возбуждении уголовного дела и др.).

Предписание- письменное распоряжение, составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им военнослужащим с конкретным указанием того, что, где и к какому сроку они должны выполнить. Предписание удостоверяет, что данное лицо уполномочено и обязано выполнить действия, указанные в нем.

Указание- распорядительный служебный документ, издаваемый преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов.

Приказание- акт, издаваемый начальником штаба от имени командира воинской части, в котором до подчиненных доводятся задачи по отдельным вопросам.

Акты органов военного управления можно группировать по следующим основным признакам (критериям):

- юридическим свойствам;

- органам, издающим акты;

- правообязанным субъектам;

- характеру регулируемых вопросов.

По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные. Нормативными называются акты военного управления, содержащие правила поведения общего характера (к ним относятся инструкции, положения и наставления). Индивидуальные акты военного управления предназначены на основе и во исполнение нормативных актов регулировать конкретные вопросы и распространяются на конкретное лицо или определенную группу лиц, т.е. это акты применения норм действия права к конкретным случаям (приказы о присвоении воинских званий, назначении на должности, о поощрении, о наложении дисциплинарных взысканий).

По издающим органам акты военного управления классифицируются в соответствии с системой органов военного управления. Значение этой классификации состоит в том, что юридическая сила акта военного управления определяется тем, какое место в системе органов военного управления занимает издавший его орган. Юридическая сила акта означает соподчиненность актов.

По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы: акты, обращенные к органам военного управления или должностным лицам; акты, обращенные к конкретным военнослужащим или группе военнослужащих; акты, обращенные к гражданам, находящимся в запасе, или призывникам; акты, обращенные не к военным органам или организациям, гражданским лицам (например, находящимся в местностях, объявленных на военном положении).

По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на:

- акты управления боевыми действиями войск;

- акты управления боевой подготовкой личного состава;

- акты строевого управления и организации служб войск;

- акты материально-технического обеспечения войск.

Акты военного управления, в том числе и акты управления воинской части, должны отвечать определенным требованиям. Основное требование, предъявляемое к актам военного управления, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и актам вышестоящих государственных органов, были изданы на их основе и в установленных в них целях. Акты нижестоящих органов военного управления должны, кроме того, находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих военных органов и быть изданными на их основе.

В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко, ясно и четко, без употребления формулировок, порождающих различные толкования документов, а также терминов и сокращений, не предусмотренных уставами и наставлениями. В акте военного управления не допускается и дублирование требований, изложенных в ранее изданных актах. При необходимости делаются ссылки на ранее изданный акт. В актах военного управления указываются: наименование акта, его дата и место издания; орган, издавший акт; круг органов и лиц, обязанных исполнить акт; содержание предписываемых действий и срок их исполнения.