Глава 5. Правовые формы комплектования военной организации государства § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации*(98)
1. Воинская обязанность.Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной п. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан. Назначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.
Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой внешней разведки, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.
Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541. Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.
Целями и задачами воинского учета являются:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
- определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.
Воинскому учету подлежат граждане:
1) мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
2) женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:
- проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах государственной власти. Они зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям;
- получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по определенным специальностям (например, связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты и др.).
Не подлежат воинскому учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности;
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладению ими военно-учетными специальностями. Система обязательной подготовки гражданина к военной службе предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования. Федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции определяют федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, которые должны включать в себя: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.
Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется при изучении учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности", в который введен раздел "Основы военной службы", а в учреждениях среднего профессионального образования "Основы военной службы" преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.
Обязанность организации работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441. Организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" от 15 октября 1999 г. возложена на военные комиссариаты.
Подготовка граждан по основам военной службы предусматривает проведение с ними ежегодных учебных сборов. В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Порядок проведения военно-врачебной комиссии регламентируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.
2. Призыв на военную службу.Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности - является одним из способов комплектования, т.е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587.
Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания.
Решение о призыве конкретного гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Граждане освобождаются от призыва на военную службу по основаниям, установленным законодательством. В силу фактических обстоятельств в отношении их не принимается решение о призыве на военную службу. К ним относятся граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве;
д) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;
е) отец, мать, родной брат, родная сестра которых погибли (умерли) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.
В случае если прекращается действие перечисленных обстоятельств (ВВК состояние здоровья конкретного гражданина будет признано позволяющим проходить военную службу по призыву; неполный срок прохождения альтернативной гражданской службы; лишение ученых степеней), граждане могут быть призваны на военную службу.
Граждане, в отношении которых ведется уголовно-правовое преследование или имеются иные уголовно-правовые обстоятельства, не подлежат призыву на военную службу. В частности, к ним относятся граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
После устранения указанных обстоятельств в отношении граждан, которых они касались, может быть принято решение об их призыве на военную службу.
Не призываются также граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством.
В соответствии со ст.ст. 18, 19 и 20 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации контроль за сохранением у призывника оснований для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и орган здравоохранения. Призывник, у которого истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им 27 лет решением призывной комиссии зачисляется в запас.
Действующее законодательство предусматривает обязательные и факультативные основания для предоставления отсрочек от призыва на военную службу. Отличие факультативных оснований, дающих право на получение отсрочек, от обязательных оснований состоит в том, что по факультативным основаниям отсрочка предоставляется гражданину только при наличии его волеизъявления отсрочить прохождение военной службы, т.е. реализовать свое субъективное право на отсрочку. Иными словами, граждане могут воспользоваться своим правом на отсрочку, а могут и не воспользоваться вообще.
К обязательным основаниям предоставления отсрочек относятся:
- медицинские показания - в случае наличия у гражданина определенного заболевания. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, если гражданин будет в установленном порядке признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья. Отсрочка предоставляется на срок до одного года;
- семейные обстоятельства. Данными обстоятельствами признаются:
1) занятость гражданина, подлежащего призыву на военную службу, постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами I или II группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;
2) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ребенка, воспитываемого без матери;
3) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, двух и более детей;
4) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ребенка в возрасте до трех лет;
5) осуществление воспитания матерью (отцом) гражданина, подлежащего призыву на военную службу, двух и более детей в возрасте до восьми лет или ребенка - инвалида с детства, при условии, что воспитание указанных детей осуществляется без мужа (жены);
- обстоятельства, связанные с трудоустройством граждан на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, - на время этой работы.
К факультативным основаниям предоставления отсрочек относятся:
- получение образования:
1) для получения начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - на время обучения;
2) на время послевузовского профессионального образования по очной форме обучения и защиты квалификационной работы;
- издание указов Президента Российской Федерации в отношении определенной группы граждан, например:
1) отдельных представителей талантливой молодежи*(99);
2) курсантов и выпускников Морского колледжа и мореходных школ Военно-Морского Флота*(100)и др.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации, которые издаются два раза в год. Проекты указов разрабатываются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации непосредственно перед каждым призывом. В указе определяется конкретная численность граждан, подлежащих очередному призыву. Обеспечение выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, поручается Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение указов Президента России издаются приказы министра обороны Российской Федерации.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
- явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
- явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления (далее - призывная комиссия).
Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает:
- явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;
- явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организует и осуществляет военный комиссар.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
- о призыве на военную службу;
- о направлении на альтернативную гражданскую службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
- об освобождении от призыва на военную службу;
- о зачислении в запас;
- об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, указанные обязанности возлагаются на военного комиссара.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. Явка призывников в военный комиссариат для последующей их отправки на сборный пункт назначается, как правило, заблаговременно, с учетом времени прибытия на сборный пункт, ознакомления представителей воинских частей с призывниками и формирования воинских эшелонов (команд). На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и военных комиссариатов.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации
В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах.
3. Запас.Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности.
Запас создается из числа граждан:
1) уволенных с военной службы с зачислением в запас.
Увольнение военнослужащих с военной службы в запас в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" производится, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;
2) прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Законодатель предусмотрел подразделение граждан, состоящих в запасе, на три разряда. Такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т.п.) задач по обеспечению обороноспособности государства.
┌────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Составы запаса (воинские звания) │Возраст граждан, пребывающих в запасе│
├────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┬───────────┬─────────────┤
│ │ первый │ второй │третий разряд│
│ │ разряд │ разряд │ │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы │ до 35 лет │ до 45 лет │ до 50 лет │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Младшие офицеры │ до 45 лет │ до 50 лет │ до 55 лет │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга │ до 50 лет │ до 55 лет │ до 60 лет │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Полковники, капитаны 1 ранга │ до 55 лет │ до 60 лет │ - │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Высшие офицеры │ до 60 лет │ до 65 лет │ - │
└────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────┴───────────┴─────────────┘
Лица, пребывающие в запасе первого и второго разрядов, в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Пребывающие в запасе третьего разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.
Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, мероприятий по подготовке граждан к военной службе. Порядок их проведения установлен Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 N 605 (с изменениями и дополнениями).
Учебные сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, на которые привлекаются студенты, проходящие обучение на военной кафедре вуза, из числа прошедших военную службу и граждан женского пола также считаются военными сборами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют призыв и отправку граждан на военные сборы.
На военные комиссариаты возлагаются следующие функции:
- изучение и подбор кандидатур, подлежащих призыву на военные сборы;
- организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военные сборы;
- оповещение и призыв граждан на военные сборы;
- организация отправки призванных граждан в воинские части;
- возмещение расходов предприятиям за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, понесенных ими в связи с проведением военных сборов.
Планирование и проведение военных сборов возлагается на федеральные органы исполнительной власти. Сроки проведения военных сборов согласовываются с органами исполнительной власти и руководителями предприятий. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной службы.
Подготовка граждан к военной службе может проводиться в ходе плановых занятий, учений, тренировок и практической работы по обслуживанию вооружения и военной техники в воинских частях, учреждениях, организациях, на предприятиях и в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
По характеру и целям проведения военные сборы подразделяются:
а) на учебные сборы в составе воинских частей и подразделений на штатных должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (учебные сборы приписного состава);
б) на сборы по проверке мобилизационной готовности соединений, воинских частей, военных комиссариатов и других войск (проверочные сборы). Проверочные сборы проводятся в целях определения боевой и мобилизационной готовности войск (сил флота) и военных комиссариатов.
Военные сборы проходят в следующие сроки:
- учебные сборы приписного состава - до 10 дней;
- учебные сборы по подготовке и переподготовке граждан по военно-учетным специальностям - до 60 дней;
- учебные сборы по обслуживанию техники "НЗ" - до 25 дней;
- проверочные сборы - до 10 дней.
От военных сборов освобождаются граждане женского пола, а также:
а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
б) сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации;
в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации;
г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности - в период навигации;
е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;
ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;
з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;
и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;
к) граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас;
л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
м) граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу;
н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации. Освобождение от военных сборов данной категории граждан вызвано физической невозможностью этих граждан участвовать в рассматриваемых мероприятиях вследствие территориальной удаленности от Российской Федерации;
о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин. Уважительными причинами для освобождения гражданина от призыва на военные сборы являются:
- заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными военным комиссаром или судом.
Для проведения учебных и проверочных сборов проводится призыв граждан на военные сборы.
Для проведения тренировочных занятий граждане вызываются в военный комиссариат.
На военные сборы могут призываться граждане, не имеющие права на отсрочку от призыва по мобилизации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (с изменениями от 16 июля 1998 г.) отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола - одного ребенка);
5) матери которых, кроме них, имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации, кроме граждан, указанных выше, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации. На тренировочные занятия могут вызываться граждане, привлекаемые в аппарат усиления военных комиссариатов, включенные в состав команд по выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, а также по подготовке их по военно-учетным специальностям и воинским должностям. Отбор кандидатов для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями.
О призыве граждан на военные сборы извещаются руководители предприятий. В извещении руководителю предприятия время отвлечения граждан в связи с их призывом на военные сборы указывается с учетом сроков прохождения сборов, времени на дорогу до воинской части и обратно.
Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения сборов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются в период сборов:
- продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава частей, проводящих сборы;
- вещевым имуществом по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих.
Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время привлечения на тренировочные занятия по подготовке к выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, по подготовке аппарата усиления военных комиссариатов, по подготовке по военно-учетным специальностям и воинским должностям, на время изучения и подбора кандидатов для призыва на военные сборы или исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Выплата указанным гражданам среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями, где они работают, на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на тренировочных занятиях.
Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, с оплатой найма (поднайма) жилья и проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия.
Гражданам, пребывающим в запасе, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов, установленных министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
- до старшины, главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;
- до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру:
- до майора, капитана 3 ранга включительно - командующим войсками военного округа;
- до полковника, капитана 1 ранга включительно - министром обороны Российской Федерации.
Гражданам, пребывающим в запасе и не имеющим воинского звания офицера, успешно сдавшим во время прохождения военных сборов зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание офицера может быть присвоено министром обороны Российской Федерации.
Пребывающим в запасе сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, воинские звания присваиваются министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.
Гражданам, пребывающим в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, воинские звания присваиваются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Военно-транспортная обязанность.Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.
Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определен Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175.
Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств. Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.
Военно-транспортная обязанность распространяется:
- на федеральные органы исполнительной власти. В Вооруженных Силах Российской Федерации действует приказ министра обороны Российской Федерации "О мерах по исполнению в Министерстве обороны Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности" от 28 декабря 1998 г. N 590;
- на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Так, например, в соответствии с распоряжением губернатора Московской области "Об исполнении военно-транспортной обязанности" от 2 марта 2001 г. N 130-РГ исполнительные органы государственной власти Московской области по запросу военного комиссариата Московской области должны бесплатно представлять информацию о наличии в Московской области подведомственных им организаций, имеющих транспортные средства (с указанием их количества и технического состояния), и организаций по ремонту и обслуживанию транспортных средств, а также рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области по запросам соответствующих военных комиссариатов бесплатно представлять информацию о наличии на территориях муниципальных образований организаций, имеющих транспортные средства (с указанием их количества и технического состояния), и организаций по ремонту и обслуживанию транспортных средств;
- на организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации; граждан - владельцев транспортных средств.
Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Указанным Положением предусмотрено, что возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 25). Однако до настоящего времени порядок не определен.
- Военное право Глава 1. Введение в военное право*(1) § 1. Актуальность военного права
- § 2. Сущность права и его источники
- § 3. Система российского права и законодательства
- § 4. Понятие военного права и военного законодательства
- Контрольные вопросы
- Раздел I. Правовые основы военной деятельности государства Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты Российской Федерации § 1. Защита Отечества - функция государства*(12)
- § 2. Правовые основы военного строительства*(30)
- § 3. Понятие обороны и ее организация в Российской Федерации*(47)
- § 4. Полномочия органов государственной власти в области обороны*(48)
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации*(51) § 1. Понятие военной безопасности
- § 2. Виды военной безопасности и их правовая характеристика
- § 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Правовое положение военной организации государства*(86) § 1. Понятие военной организации Российской Федерации и ее состав
- § 2. Применение военной организации государства, руководство и управление ею
- § 3. Деятельность военной организации государства в особых условиях
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Правовые формы комплектования военной организации государства § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации*(98)
- § 2. Добровольное поступление на военную службу*(101)
- § 3. Комплектование гражданским персоналом*(103)
- Контрольные вопросы
- Раздел II. Правовые основы военной службы и статус военнослужащих Глава 6. Военная служба в Российской Федерации*(105) § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Военнослужащий как субъект права*(118) § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Правовое регулирование исполнения военной службы § 1. Возникновение военной службы*(138)
- § 2. Прохождение военной службы*(139)
- § 3. Прекращение военной службы*(147)
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих § 1. Денежное довольствие*(150)
- § 2. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих*(153)
- § 3. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями*(156)
- § 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих*(161)
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей § 1. Понятие и формы социального обеспечения военнослужащих*(162)
- § 2. Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих*(168)
- § 3. Страхование военнослужащих*(172)
- § 4. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и их семей*(174)
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих*(177) § 1. Защита в гражданском судопроизводстве*(178)
- § 2. Защита в уголовном судопроизводстве*(179)
- § 3. Возмещение вреда, причиненного военнослужащим*(186)
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Юридическая ответственность военнослужащих § 1. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих*(191)
- § 2. Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих*(192)
- § 3. Гражданско-правовая и материальная ответственность военнослужащих*(193)
- § 4. Уголовная ответственность военнослужащих*(194)
- § 5. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих*(195)
- Контрольные вопросы
- § 2. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих*(211)
- § 3. Дознание*(219)
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы § 1. Военные суды в Российской Федерации*(221)
- § 2. Военная прокуратура и основные направления ее деятельности*(237)
- § 3. Юридическая служба*(239)
- Контрольные вопросы
- Раздел IV. Правовые основы деятельности военных организаций Глава 15. Правовое положение военных организаций*(240) § 1. Понятие и виды военных организаций
- § 2. Правовой режим имущества военных организаций
- § 3. Понятие войскового (корабельного) хозяйства и организация его ведения
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций § 1. Финансы, бухгалтерский учет и налогообложение военных организаций*(242)
- § 2. Правовые основы землепользования и охраны окружающей среды*(256)
- § 3. Защита прав военных организаций в арбитражном процессе*(258)
- Контрольные вопросы
- Раздел V. Военные аспекты международного права. Военное право зарубежных государств Глава 17. Международное право и его военные аспекты*(259) § 1. Международно-правовые формы военного сотрудничества
- § 2. Военно-техническое сотрудничество*(260)
- § 3. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право
- § 4. Правовые основы пребывания войск за границей и миротворческой деятельности
- § 5. Международное морское право
- § 6. Международное воздушное и космическое право
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Основные положения военного права зарубежных государств*(268) § 1. Военное право сша
- § 2. Военное право Германии
- § 3. Военное право Великобритании
- § 4. Военное право Франции
- Контрольные вопросы
- Программа курса "Военное право"*(307)
- Тема 1. Введение в военное право
- Тема 2. Организационно-правовые вопросы защиты Российской Федерации
- Тема 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации
- Тема 4. Правовое положение военной организации государства
- Тема 5. Правовые формы комплектования военной организации государства
- Тема 6. Военная служба в Российской Федерации
- Тема 7. Военнослужащий как субъект права
- Тема 8. Правовое регулирование исполнения военной службы
- Тема 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих
- Тема 10.Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- Тема 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих
- Тема 12. Юридическая ответственность военнослужащих
- Тема 13. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих
- Тема 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы
- Тема 15. Правовое положение военных организаций
- Тема 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций
- Тема 17 Международное право и его военные аспекты
- Тема 18. Военное право зарубежных государств
- Список литературы Литература до 1917 года
- Литература после 1917 года и современного периода
- Список диссертационных исследований по военному праву и военным аспектам других отраслей права