§ 4. Военное право Франции
1. Военное законодательство.Согласно Конституции Французской Республики парламент принимает законы, устанавливающие нормы, относящиеся к обязанностям, касающимся граждан и их имущества, обусловленным задачами национальной обороны, и основные гарантии, предоставляемые военнослужащим, а также законы, определяющие основные принципы общей организации национальной обороны (ст. 34). Объявление войны разрешается парламентом (ст. 35). Осадное положение вводится декретом Совета министров, а продолжение его на срок свыше 12 дней может быть разрешено только парламентом (ст. 36)*(302).
Конституция Французской Республики не содержит каких-либо положений об обязанностях французских граждан. В то же время преамбула Конституции 1946 г. в этих вопросах отсылает к Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием 26 августа 1989 г., в которой записано: "Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена" (ст. 12). Конституция закрепляет полномочия высших органов государственной власти, в том числе по отношению к вооруженным силам (ст.ст. 14, 20).
Кроме конституционных актов Французской Республики, закрепляющих основы государственно-служебной деятельности, в том числе военной, правовое регулирование военной службы осуществляется в соответствии с Кодексом о национальной повинности 1971 г., который в связи с переходом на добровольный способ комплектования вооруженных сил подлежит пересмотру, и Законом об общем статусе военнослужащих 1972 г. В 1975 г. принят новый Дисциплинарный устав вооруженных сил. Вопросы уголовного судопроизводства регулируются Кодексом военной юстиции 1982 г. и Законом от 21 июля 1982 г. N 82-62i о расследовании и судебном рассмотрении дел о воинских преступлениях и об уголовно наказуемых деяниях, посягающих на безопасность государства.
Во Франции верховным главнокомандующим является президент.
Во Французской Республике, являющейся полупрезидентской республикой, Конституция разграничивает управленческие полномочия правительства и президента в области обороны, указывая на то, что правительство является органом, ответственным за обеспечение обороны страны и осуществляющим в данной области текущую деятельность, а глава государства контролирует такую деятельность высшего органа исполнительной власти (ст. 20). Президент Франции назначает на военные государственные должности (ст. 13). Указанное полномочие конкретизировано ордонансом 1958 г., согласно которому президент назначает только высших должностных лиц (например, министра обороны) и только по представлению премьер-министра (ст. 8 Конституции). Генералы назначаются Советом министров, т. е. коллегиальным органом государственной власти. Премьер-министр, ответственный в соответствии с Конституцией за национальную оборону, назначает на иные воинские должности, ряд полномочий делегирован министру обороны.
Правительство Франции разделяет с парламентом основополагающие законодательные полномочия. Парламент принимает законодательные акты лишь по некоторым определенным вопросам. По другим вопросам, в том числе согласно ст. 34 Конституции Французской Республики по всем вопросам в области обороны, за исключением вопросов, определяющих основные принципы общей организации национальной обороны, законы вправе принимать правительство. Парламент ограничивается только определением ocнов законодательства, а правительство может обратиться с просьбой дать разрешение осуществлять законодательное регулирование путем ордонансов, но только в течение ограниченного периода времени. Таким образом, оборона отнесена к числу сфер государственной деятельности, в которой правительство может принимать ордонансы, которые по своей юридической силе равны законам (например, право Совета министров Франции на введение осадного положения, предусмотренное ст. 36 Конституции, может быть реализовано путем принятия ордонанса). Совет министров принимает ордонансы по получении заключения Государственного Совета, и они скрепляются подписью президента. По своей юридической природе ордонансы являются административными актами. Они подлежат передаче в парламент для утверждения. В случае если ордонанс не представлен в установленный срок в парламент, он утрачивает юридическую силу. Если парламент уклоняется от рассмотрения представленного ордонанса, тот считается утвержденным, но имеет двойственную природу: он может быть изменен только законом, однако сохраняет регламентный характер, позволяющий Государственному Совету осуществлять за ним контроль. Когда парламент утверждает представленный ордонанс, тот приобретает силу закона, и Государственный Совет не может больше его контролировать. После этого только Конституционный совет может контролировать закон на предмет его соответствия Конституции.
2. Правовое обеспечение военной безопасности.Обеспечение национальной безопасности Франции в современных условиях имеет свои особенности. В 1994 г. концептуальные основы национальной обороны и военной реформы Франции были сформулированы в "Белой книге по вопросам обороны Франции". Следует отметить, что основные цели оборонной политики Франции по сравнению с позицией, изложенной в "Белой книге по вопросам обороны Франции" 1992 г., мало изменились. Франция должна быть в состоянии гарантировать защиту своей территории и своих интересов в мире, сохранить свой статус великой державы, свое присутствие во многих точках за пределами Европы.
Первейшая цель оборонной политики Франции состоит в защите национальных интересов, которые носят "имущественный" характер и связаны с собственностью: территорией, экономическими богатствами, коммуникациями, присутствием граждан страны за границей. Главная цель - защита собственности, где бы она ни находилась, и возможность беспрепятственного доступа к ней.
Концепция интересов Франции становится все более глобальной. Наряду с традиционными интересами, связанными с географическим и имущественным подходом, она объединяет также нематериальные, но от этого не менее реальные жизненные интересы, во имя которых Франция готова прибегнуть к силе оружия. Территориальная целостность страны, включая метрополию, а также заморские пространства, ее суверенитет и ее население - вот основные жизненно важные интересы Франции. В "Белой книге по вопросам обороны Франции" отмечается, что ядром жизненных интересов Франции является суверенитет, гарантия целостности национальной территории, неприкосновенность ее заморских владений, воздушных и морских путей. Однако не следует пытаться дать им чрезмерно точное определение, чтобы не стеснять свободу действий и оценок руководителей государства в случае возникновения угрозы интересам*(303).
Грань между жизненно важными интересами Франции и ее стратегическими интересами не может быть определена заранее. И те и другие должны защищаться с одинаковой решимостью. Разграничение интересов на две категории является прерогативой политического руководства страны, которое должно сохранять полную свободу действий в их оценке. Стратегические интересы Франции заключаются в следующем:
- с одной стороны, в поддержании мира на европейском континенте и в зонах, прилегающих к нему с востока и с юга, причем особое значение придается средиземноморскому бассейну и Ближнему Востоку;
- с другой стороны, в гарантии экономической активности страны, в гарантии свободы внешней торговли и коммуникаций. Должно быть обеспечено надежное снабжение из внешних источников, в частности безопасность морских путей. Франция зависит от регулярных поставок нефти с Ближнего Востока, где себестоимость нефти самая низкая и где сосредоточено 65% мирового запаса "черного золота". В отношении поставок газа постоянно растет зависимость от Алжира и России. Товары, составляющие 82% импорта и 56% экспорта Франции в торговле со странами, не входящими в состав Общего рынка, перевозятся морским путем, в основном через Средиземное и Красное моря и через северную часть Индийского океана. По причинам экономического и политического характера эти регионы рассматриваются во всех случаях как зоны стратегических интересов Франции*(304).
Охрана стратегических интересов Франции является своего рода гарантией предотвращения угрозы ее жизненным интересам, подчеркивается в "Белой книге по вопросам обороны Франции".
Кроме указанных двух категорий интересов, непосредственно связанных с вопросами безопасности, Франция имеет интересы, отвечающие ее международным обязательствам и ее статусу мировой державы.
Международные обязательства Франции вытекают из ее прерогатив постоянного члена Совета Безопасности и из ее истории. Обеспечить независимость страны и выполнение ею международных обязательств, укреплять демократию и правопорядок - таковы задачи, связанные с поддержанием международного статуса Франции.
Таким образом, важнейшая цель оборонной политики Франции заключается в том, чтобы защищать жизненные и стратегические интересы страны, а также те интересы, которые связаны с международными обязательствами и статусом мировой державы. Защита вышеупомянутых интересов будет осуществляться не только военными средствами, но без адекватной системы обороны их постоянство невозможно гарантировать.
Изменения, происходящие в международной обстановке и затрагивающие национальную оборону Франции, не ограничиваются военно-стратегическими аспектами. Они сказываются на жизни всего общества. Преамбула Конституции Французской Республики 1946 г. в этих вопросах отсылает к декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием 26 августа 1789 г., в которой записано, что обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
На современном этапе оборона не является некой изолированной сферой; она должна охватывать все виды деятельности и быть постоянной составляющей жизни нации. Тем самым подтверждается основная идея Постановления от 7 января 1959 г., регламентирующего общую организацию обороны страны. Статья 1 указанного Постановления гласит: "Целью национальной обороны является обеспечение - в любое время, при любых обстоятельствах и любых формах агрессии - безопасности и территориальной целостности страны и жизни ее населения. Национальная оборона должна гарантировать также выполнение союзнических обстоятельств и соблюдение международных договоров и соглашений"*(305).
Глобальная концепция включает в чисто военное понятие обороны ряд других составляющих: гражданскую, экономическую, социальную и культурную. Благодаря координации гражданских и военных средств только этот подход гарантирует адекватный ответ на всю совокупность факторов, угрожающих французскому обществу. Таким образом, оборона включает в себя целый ряд очень важных невоенных аспектов: национальное единство; гражданскую оборону; экономическую оборону.
Национальное единство. Мощь любого государства зависит не столько от размеров территории, сколько от общественного устройства, уровня культуры ее жителей, их солидарности и объединяющих их духовных ценностей. Она включает в себя французскую модель интеграции и общественного устройства, духовные ценности республики, их международное признание и распространение французского языка в мире.
Гражданская оборона. Важнейшими задачами гражданской обороны являются защита населения, поддержание общественного порядка и содействие органам власти в области управления.
Защита населения предполагает предупреждение стихийных бедствий и технологических катастроф и устранение их последствий. Поддержание общественного порядка предполагает непрерывность функционирования системы государственных служб, без которой не могут нормально работать ни общественный механизм, ни экономика.
Сохранение непрерывности управления начинается с охраны инфраструктур, имеющих важнейшее значение для жизни населения и для обороноспособности страны. Разветвленность и уязвимость сетей и установок жизнеобеспечения делают их приоритетной целью террористических актов. При возникновении чрезвычайных ситуаций силы обороны должны быть способны отразить агрессию, чтобы обеспечить правительству непрерывность управления территорией.
Экономическая оборона. В соответствии с Постановлением 1959 г. экономическая оборона должна обеспечить снижение уязвимости страны в мирное время и целесообразное распределение ресурсов в период кризисов. Речь идет в первую очередь о безопасности ресурсов и об их регулярном воспроизводстве. В настоящее время к этому добавилась задача сохранения основ экономической деятельности и контроля над передачей технологий.
Некоторые отрасли, в частности, энергетика, телекоммуникации, транспорт, а также банки и информатика, играют фундаментальную роль во французской экономике. Прекращение деятельности любого из вышеперечисленных секторов может парализовать практически всю экономическую жизнь и серьезно нарушить социальное равновесие в обществе. Именно эту опасность должна предотвратить экономическая оборона.
Технология стала важным фактором мощи любого государства. Она является основой экономического роста и обороноспособности страны. Поэтому контроль за передачей высоких технологий представляет собой важный фактор безопасности и является составным элементом экономической обороны.
Концепция сдерживания. Обладание ядерным оружием в новой стратегической обстановке остается важнейшей гарантией национальной независимости Франции как в политическом плане, так и в военном, с учетом существования факторов риска, не столь очевидных, но тем не менее сохраняющихся и, возможно, имеющих тенденцию к росту в будущем. Кроме того, ядерное оружие дает возможность Франции в случае необходимости компенсировать отставание в других областях и позволяет избежать гонки обычных вооружений, противоречащей оборонной политике Франции и разорительной с финансовой точки зрения.
Французская концепция обороны по-прежнему основывается на решимости и способности нанести любому агрессору, какими бы средствами он ни обладал, ущерба, несоизмеримого с возможным выигрышем в результате конфликта при любом покушении на жизненные интересы. Только ядерное оружие благодаря своей мощи и неотразимости гарантирует обладание такой способностью. Поэтому ядерное оружие дает возможность предотвратить всеобщую войну, "сделать невозможным использование тотальной войны в качестве активного инструмента политики" ("Белая книга" 1972 г.).
Наряду с ядерным сдерживанием важное место в оборонной политике Франции отводится поддержанию ее технологического потенциала на уровне требований международной обстановки и научно-технического прогресса. В противном случае это негативно скажется со временем на надежности и эффективности сил ядерного сдерживания. С этой целью продолжается программа математического моделирования ядерных испытаний, являющаяся одной из приоритетных.
Если основные принципы стратегии сдерживания остаются неизменными, поскольку они соответствуют постоянным потребностям ядерной эры, то используемые для этого средства и их боевой порядок претерпевают заметную эволюцию.
Ядерные силы Франции должны быть постоянно готовы к выполнению двух основных задач:
- нанесение сокрушительного удара, в том числе ответного;
- нанесение превентивного ограниченного ядерного удара в качестве последнего предупреждения.
В настоящее время жизненные интересы Франции не подвергаются больше непосредственной угрозе, тогда как интересы международного сообщества, от которого зависит безопасность, по-прежнему нуждаются в защите. В этой ситуации обычные войска, входящие в систему коллективной безопасности, начинают играть более заметную роль.
Обычные вооруженные силы призваны выполнять следующие три стратегические функции: предупреждения, действия и защиты.
Предупреждение. Способы действия весьма разнообразны: дипломатические, экономические, военно-политические, военные и т.д. Эти способы могут использоваться, в частности, для:
- предупреждения возникновения потенциально опасных ситуаций и прямой или косвенной угрозы;
- предупреждения случаев применения силы;
- предотвращения эскалации кризисов и конфликтов на возможно более низком уровне.
Применяются различные превентивные средства в зависимости от предполагаемой длительности воздействия на кризисные и конфликтные ситуации.
Для долгосрочного предупреждения кризисов и конфликтов используются прежде всего невоенные средства. Этому способствует укрепление договоров и соглашений об ограничении вооружений, о разоружении, о мерах доверия. С точки зрения оборонной политики развитие, развертывание и использование средств разведки имеют принципиальное значение для предупреждения, прогнозирования и правильного анализа конфликтов, для оценки эффективности стратегии предупреждения, и наконец, для подготовки и ведения действий в случае необходимости. Фактически разведка оказывается задействованной на всех стадиях.
Для предупреждения конфликтов в среднесрочном плане военно-техническое сотрудничество и предварительное развертывание сил и средств представляют собой основные инструменты, которыми располагает Министерство обороны Франции. Соответствие между боевыми порядками войск и стратегическими интересами, а также эффективность и условия технического сотрудничества являются предметом регулярного анализа и корректировки.
Для срочного предотвращения кризисов используется постепенное приведение в боевую готовность предварительно развернутых сил и средств, оказывается оперативная помощь или осуществляются специальные операции в зависимости от обстановки. Для этой цели применяется также присутствие морских, воздушных или наземных войск, чтобы продемонстрировать готовность к вмешательству или отпору.
Использование предварительно развернутых войск или переброска сил в район кризиса представляют сдерживающий фактор для потенциального агрессора. Если этого оказывается недостаточно, стратегия вступает в фазу действия.
Действие. Анализ возможных случаев применения вооруженных сил и эволюции стратегической концепции выдвигает новые требования к войскам:
- возросшая необходимость взаимодействия различных видов войск;
- достижение достаточно заметного технологического превосходства в области обычных вооружений, что обусловлено частичным разъединением обычных и ядерных сил в соответствии с новой стратегической обстановкой;
- способность выполнять новые задачи, вытекающие из возросшей роли операций по поддержанию мира с целью гарантировать международную безопасность и стабильность. Эти задачи требуют наличия специальных средств, приспособленных к условиям конфликтов низкой и средней интенсивности (т.е. промежуточному состоянию между открытой войной и мирной обстановкой), протекающих в сложных условиях местности, в населенных пунктах.
Исходя из вышеизложенного, предусматривается несколько способов действия:
- ограниченная военная акция в целях предупреждения на самом низком уровне эскалации открытого или зарождающегося кризиса; она может носить превентивный или ответный характер и должна позволить существенно сократить военный потенциал противника. В подавляющем большинстве случаев подобные операции возможны лишь под эгидой какой-либо международной организации, имеющей право разрешить применение силы;
- боевые или военные операции в ответ на акт агрессии или в ходе вмешательства за рубежом по поручению компетентной международной организации;
- операции по поддержанию или восстановлению мира под эгидой ООН или региональных организаций вроде СБСЕ, которым более свойственны действия по поддержанию порядка, даже связанные с риском для жизни участвующих в них солдат и офицеров, чем настоящие военные действия.
Во всех указанных случаях французская стратегия делает акцент на способность вооруженных сил остановить войну, ограничить конфликт, а не на ведение долгих и дорогостоящих военных действий с непредсказуемым результатом.
Защита. Защита - это еще один аспект стратегии Франции, где необходима модернизация. Защита национальной территории и ее морских и воздушных коммуникаций является постоянной задачей вооруженных сил и важнейшей целью оборонной политики Франции.
Возможное распространение оружия массового поражения (ядерного, биологического, химического), а также средств его доставки ставит новые проблемы перед системой обороны как в плане защиты национальной территории, так и в плане защиты французских войск, развернутых за границей.
Риск, связанный с распространением оружия массового поражения разных типов, не может быть нейтрализован каким-то одним универсальным средством. Необходимо предусмотреть широкий спектр действий, сочетая меры предупредительного характера, международные санкции, политику сдерживания, а также используя некоторые чисто защитные средства.
Для отражения данной угрозы следует обеспечить в рамках военной стратегии правильное сочетание мероприятий по сдерживанию потенциального агрессора, превентивных акций и запретительных мер, а также возможных мер защиты.
Постоянная система обеспечения безопасности Франции охватывает весь комплекс мер, принимаемых для того, чтобы при любых обстоятельствах обезопасить страну от агрессии даже ограниченного характера, направленной против ее территории и ее ближайших интересов. Наряду со средствами сдерживания она включает средства предупреждения, обороны, комплектования сил и изменения их численного состава.
Постоянная система безопасности может варьироваться в зависимости от оценки уровня опасности, которая, в свою очередь, зависит от международной и внутренней обстановки. Эволюция этой обстановки может побудить к усилению сил и средств, обычно обеспечивающих безопасность, за счет выделения сил из состава групп войск.
Сдерживание. Сдерживание зиждется на способности при любых обстоятельствах, во-первых, нанести несоизмеримый ущерб и, во-вторых, сделать последнее предупреждение.
Подводные лодки составляют тот компонент ядерных сил, который лучше всего приспособлен к нанесению ответного удара; кроме того, необходимо располагать вооружениями, отвечающими следующим специфическим требованиям:
- обеспечивать разнообразие в плане способности нанесения ответного удара и с учетом уязвимых мест, характерных для каждой системы оружия, в частности с учетом параметров систем обороны противника;
- обладать такими техническими характеристиками, дальностью действия, точностью, которые позволяют поразить определенные цели противника, угрожающего жизненным интересам Франции, в качестве последнего предупреждения.
Способность сдерживания должна быть обеспечена полной национальной автономией действий. А это предполагает наличие надежных средств управления и связи, использующих особенно надежные методы обмена информацией и обработки данных.
Для безопасности ядерных сил и их обеспечения требуются наземные, военно-морские и военно-воздушные средства, которые, кроме того, содействуют обороне и всей национальной территории.
Предупреждение. Сегодня предупреждение имеет стратегическое значение. Его главная цель - предвосхитить и не допустить возникновение ситуаций, способных перерасти в конфликты.
Методы действий здесь в первую очередь политические: укрепление демократии, смягчение экономического и социального неравенства, поддержание стратегического равновесия путем заключения союзов, борьба с распространением вооружений и т.д., а также военные: разведка, борьба с распространением оружия массового поражения, контроль за выполнением договоров, техническое сотрудничество и техническая помощь дружественным армиям, заблаговременное размещение сухопутных сил, авиации и флота.
Постоянная система, образуемая заблаговременно развернутыми и наличными силами, может быть дополнена, в зависимости от обстоятельств, превентивным развертыванием сил в море. Эти силы опираются на базы за пределами континентальной Франции и иностранные базы, используемые во исполнение соглашений об обороне. Эти базы также содействуют оказанию поддержки силам, направляемым в качестве подкреплений с целью противостоять кризису или не допустить его обострения.
Кроме того, в рамках сотрудничества в дружественные страны направляются группы технической или оперативной помощи. Они работают в рамках важнейших военных структур и могут действовать превентивно, стараясь обезвредить истоки кризиса, вести эффективную разведку. С этой целью осуществляются также специальные операции.
Оборона. Оборона национальной территории остается постоянной задачей. От нее зависит безопасность ядерных сил и одновременно действенность внешних операций, поскольку она предохраняет национальную территорию от ответных ударов и любых форм шантажа. Анализ стратегических перспектив и различных сценариев применения военной силы доказал ее важность. Оборона нацелена главным образом:
- на контроль воздушных и морских подступов, а также сухопутных границ с помощью средств обнаружения и отражения агрессии;
- на обеспечение со временем средств обнаружения и оповещения против баллистических ракет;
- на развитие средств наблюдения и защиты от ядерного, биологического и химического оружия.
Оборона обеспечивается средствами наземной обороны, обороны с моря, ПВО и т.д., что составляет в мирное время по трем видам вооруженных сил в метрополии и в заморских департаментах и территориях порядка 50000 человек. Кроме того, защита населения обеспечивается главным образом полицейскими силами и силами гражданской обороны, а также национальной жандармерией в рамках ее задач по обеспечению общей безопасности и общественного порядка. В случае необходимости вооруженные силы оказывают помощь гражданским властям в соответствии с предусмотренными процедурами.
3. Военная организация государства и ее комплектование.В военную организацию Франции входят вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Составной частью вооруженных сил является военная жандармерия. В военную организацию также входит корпус "быстрого реагирования", который предназначен для участия в операциях ОВС НАТО на Центрально-Европейском театре военных действий самостоятельно или в составе вооруженных сил, защиты интересов Франции за пределами Европы, главным образом в Африке, решения в случае необходимости задач территориальной обороны.
Во Франции военнообязанными являются лица мужского пола в возрасте от 18 до 50 лет.
Во Франции комплектование вооруженных сил осуществлялось на основе призыва и добровольного поступления на военную службу. 30 ноября 2001 г. набор призывников во французскую армию прекратился. Переход на профессиональную армию - одна из главных целей военной реформы, закон о которой был принят французским парламентом в 1997 г. Военнослужащие, добровольно поступившие на военную службу, по своему правовому положению подразделяются на кадровых военнослужащих и на военнослужащих, проходящих службу по контракту. В качестве добровольцев на службу принимаются граждане в возрасте 18-32 лет, а в унтер-офицерские школы и на учебу для получения специальностей - с 17 лет. Добровольцы заключают контракт на срок от 3 до 5 лет и в дальнейшем могут продлевать его в течение 15 лет. Контракты могут заключать как лица, отслужившие срок службы по призыву, независимо от продолжительности перерыва в службе, так и военнослужащие срочной службы на срок 16-24 месяца.
Кадровые военнослужащие близки по своему правовому положению к государственным служащим. Кадровыми офицерами и прапорщиками являются те, кто зачислен в ряды вооруженных сил по собственному желанию. В соответствии с этим им присваивается воинское звание и они назначаются на воинскую должность. Их служба регулируется общими положениями, аналогичными положениям, регулирующим службу государственных служащих, с учетом особенностей армии. Поступление на службу в армию в качестве профессионального военнослужащего осуществляется в соответствии с принципами, регулирующими во Франции государственную службу, выбранную в качестве профессии. При этом профессиональным военнослужащим в соответствии с французским законодательством считается тот, кто решил посвятить свою жизнь военной службе и продолжает военную службу до выхода на пенсию, кроме случаев досрочного увольнения с военной службы, предусмотренных законом. Прапорщики для кадровой службы отбираются среди прапорщиков, проходящих военную службу по контракту и выразивших желание перейти на кадровую службу. На кадровую службу принимаются прапорщики, выслужившие установленный срок. Кадровые офицеры набираются несколькими способами. Есть так называемый прямой набор через военные училища. Другой способ - косвенный (полупрямой) набор, который осуществляется путем конкурсных отборов, экзаменов и по документам. Этот способ практикуется среди прапорщиков и в некоторых случаях среди других государственных служащих. И наконец, набор среди прапорщиков, показавших себя на службе с лучшей стороны.
Основное отличие военнослужащих, проходящих службу по контракту, от кадровых военнослужащих во Франции заключается в том, что продолжительность их службы ограничена контрактом, который может быть продлен, а также меньшими гарантиями, предоставляемыми им законом. Цель института военной службы по контракту во Франции состоит в основном в том, чтобы придать некоторую гибкость кадровой политике и лучше соотнести численность личного состава с изменением потребностей армии. В то же время это традиционный способ разнообразить возможности набора в армию, привлекая к службе добровольцев.
В соответствии с Законом об общем статусе военнослужащих 1975 г. во Франции была введена новая форма военной службы - военная служба офицеров по контракту. Офицером, проходящим военную службу по контракту, считается тот, кто, отслужив установленное законом о воинской обязанности время, или же тот, кто, будучи на законном основании освобожден от исполнения воинской обязанности, выразил желание служить в армии или в приданных ей структурах и выполнять научные, технические или педагогические обязанности в соответствии со своей квалификацией. Срок офицерской службы по контракту ограничен десятью годами. Подписывается единый контракт на десять лет или же первоначальный контракт возобновляется несколько раз в течение этого срока. Служба офицера по контракту не дает ему права превышать возрастной предел, установленный для кадровых офицеров соответствующего звания.
4. Статус военнослужащих.Франция относится к романо-германской системе права, которая основана на инкорпорации и кодификации. К основным правовым актам, закрепляющим правовой статус личности относятся: Конституция Французской Республики 1958 г., Преамбула Конституции Франции 1946 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Из принципов конституционного статуса человека и гражданин прежде всего следует отметить принцип равноправия. В ст. 1 Декларации прав человека и гражданина говорится, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а общественные различия могут основываться лишь на общей пользе. В Преамбуле Конституции 1946 г. установлено, что законом провозглашается солидарность и равенство всех французов перед бременем несения повинностей, обусловленных национальными бедствиями, а также гарантируется всем равный доступ к общественным должностям (в том числе публичной службе) и индивидуальное или коллективное пользование провозглашенными правами и свободами. В ст. 12 Декларации 1789 г. закреплено, что для обеспечения прав человека и гражданина необходима вооруженная сила, которая создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена. Это суждение остается актуальным и сегодня.
Возможность ограничения прав и свобод военнослужащих находит свое закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в ст. 4 которой записано, что "осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом". Указанное положение закрепляет правовую основу возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина в интересах всех членов общества. Ж-К. Рокепло отмечает, что военная служба требует дисциплины, законопослушности и готовности к самопожертвованию при любых обстоятельствах. "Обязанности, которые она предлагает, и ограничения, которые она накладывает, заслуживают уважения граждан и нации. Закон об общем статусе военнослужащих и дисциплинарный устав обеспечивают тем, кто выполняет военную службу в соответствии с законом о воинской повинности, гарантии - особые средства защиты, отвечающие обязательствам, предусмотренным законом"*(306).
Согласно ст. 34 Конституции Французской Республики законы, принимаемые парламентом, устанавливают нормы, касающиеся гражданских прав и основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод, обязанностей, налагаемых национальной обороной на граждан лично и на их имущество. Вопросы, непосредственно касающиеся правового положения военнослужащих, определены в ордонансе от 7 января 1959 г. N 59-147, посвященном общей организации обороны. В нем, в частности, указывается, что основные гарантии для военнослужащих, а также принципы их правового положения будут определены в специальном законе. Такими законами стали Кодекс о национальной повинности 1971 г. и Закон об общем статусе военнослужащих 1972 г.
По законодательству Франции существование в войсках профессиональных союзов военнослужащих и вступление в них военнослужащих несовместимо с правилами несения военной службы (ст. 10 Закона о статусе военнослужащих).
Военнослужащие вооруженных сил Франции могут работать в свободное от службы время, если это не мешает интересам службы. О вхождении в руководящие органы коммерческих и некоммерческих структур они обязаны доложить командованию.
5. Прохождение военной службы.Для получения очередного воинского звания офицерскому составу Франции необходимо иметь следующую выслугу лет в звании: "младший лейтенант" - 1 год; "лейтенант" - 4 года; "капитан" - 4-6 лет; "майор" - 3-7 лет; "подполковник" - 3-4 года. Генеральские звания присваиваются в индивидуальном порядке Советом министров. Для получения очередного воинского звания унтер-офицерам необходимо прослужить в звании: "сержант" - 8 месяцев; "старший сержант", "старшина", "главный старшина" - 2 года; "мажор" - по достижении возраста 40 лет или окончания специальных курсов; "аспиран" - при общей выслуге не менее 4 лет, в том числе 2 года в унтер-офицерском звании. Для рядового и сержантского состава: "капрал" - 4 месяца; "старший капрал" - 2 месяца.
Предельный возраст пребывания на военной службе составляет 42 года для старшего сержанта, 47 лет - для майора, 54 года - для полковника.
- Военное право Глава 1. Введение в военное право*(1) § 1. Актуальность военного права
- § 2. Сущность права и его источники
- § 3. Система российского права и законодательства
- § 4. Понятие военного права и военного законодательства
- Контрольные вопросы
- Раздел I. Правовые основы военной деятельности государства Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты Российской Федерации § 1. Защита Отечества - функция государства*(12)
- § 2. Правовые основы военного строительства*(30)
- § 3. Понятие обороны и ее организация в Российской Федерации*(47)
- § 4. Полномочия органов государственной власти в области обороны*(48)
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации*(51) § 1. Понятие военной безопасности
- § 2. Виды военной безопасности и их правовая характеристика
- § 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Правовое положение военной организации государства*(86) § 1. Понятие военной организации Российской Федерации и ее состав
- § 2. Применение военной организации государства, руководство и управление ею
- § 3. Деятельность военной организации государства в особых условиях
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Правовые формы комплектования военной организации государства § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации*(98)
- § 2. Добровольное поступление на военную службу*(101)
- § 3. Комплектование гражданским персоналом*(103)
- Контрольные вопросы
- Раздел II. Правовые основы военной службы и статус военнослужащих Глава 6. Военная служба в Российской Федерации*(105) § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Военнослужащий как субъект права*(118) § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Правовое регулирование исполнения военной службы § 1. Возникновение военной службы*(138)
- § 2. Прохождение военной службы*(139)
- § 3. Прекращение военной службы*(147)
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих § 1. Денежное довольствие*(150)
- § 2. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих*(153)
- § 3. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями*(156)
- § 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих*(161)
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей § 1. Понятие и формы социального обеспечения военнослужащих*(162)
- § 2. Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих*(168)
- § 3. Страхование военнослужащих*(172)
- § 4. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и их семей*(174)
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих*(177) § 1. Защита в гражданском судопроизводстве*(178)
- § 2. Защита в уголовном судопроизводстве*(179)
- § 3. Возмещение вреда, причиненного военнослужащим*(186)
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Юридическая ответственность военнослужащих § 1. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих*(191)
- § 2. Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих*(192)
- § 3. Гражданско-правовая и материальная ответственность военнослужащих*(193)
- § 4. Уголовная ответственность военнослужащих*(194)
- § 5. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих*(195)
- Контрольные вопросы
- § 2. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих*(211)
- § 3. Дознание*(219)
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы § 1. Военные суды в Российской Федерации*(221)
- § 2. Военная прокуратура и основные направления ее деятельности*(237)
- § 3. Юридическая служба*(239)
- Контрольные вопросы
- Раздел IV. Правовые основы деятельности военных организаций Глава 15. Правовое положение военных организаций*(240) § 1. Понятие и виды военных организаций
- § 2. Правовой режим имущества военных организаций
- § 3. Понятие войскового (корабельного) хозяйства и организация его ведения
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций § 1. Финансы, бухгалтерский учет и налогообложение военных организаций*(242)
- § 2. Правовые основы землепользования и охраны окружающей среды*(256)
- § 3. Защита прав военных организаций в арбитражном процессе*(258)
- Контрольные вопросы
- Раздел V. Военные аспекты международного права. Военное право зарубежных государств Глава 17. Международное право и его военные аспекты*(259) § 1. Международно-правовые формы военного сотрудничества
- § 2. Военно-техническое сотрудничество*(260)
- § 3. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право
- § 4. Правовые основы пребывания войск за границей и миротворческой деятельности
- § 5. Международное морское право
- § 6. Международное воздушное и космическое право
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Основные положения военного права зарубежных государств*(268) § 1. Военное право сша
- § 2. Военное право Германии
- § 3. Военное право Великобритании
- § 4. Военное право Франции
- Контрольные вопросы
- Программа курса "Военное право"*(307)
- Тема 1. Введение в военное право
- Тема 2. Организационно-правовые вопросы защиты Российской Федерации
- Тема 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации
- Тема 4. Правовое положение военной организации государства
- Тема 5. Правовые формы комплектования военной организации государства
- Тема 6. Военная служба в Российской Федерации
- Тема 7. Военнослужащий как субъект права
- Тема 8. Правовое регулирование исполнения военной службы
- Тема 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих
- Тема 10.Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- Тема 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих
- Тема 12. Юридическая ответственность военнослужащих
- Тема 13. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих
- Тема 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы
- Тема 15. Правовое положение военных организаций
- Тема 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций
- Тема 17 Международное право и его военные аспекты
- Тема 18. Военное право зарубежных государств
- Список литературы Литература до 1917 года
- Литература после 1917 года и современного периода
- Список диссертационных исследований по военному праву и военным аспектам других отраслей права