logo search
Otvety_na_TGP

Типология государства

Типология – классификация гос-тв, отражающая совокупность общих наиболее устойчивых черт и признаков гос-тв одной классификационной группы.

Аристотель выделял правильные (действуют законно) и неправильные (деспотичная власть) гос-ва.

Георг Гегель:в основе – принцип насколько свободны граждане в том или ином гос-ве. Классифицировал на восточные (свободен один – деспот), греческие и римские гос-ва (свободны некоторые – граждане и квириты), германское гос-во (царство развития всемирного духа свободы и в этом гос-ве свободны все).

В.С.Нерсесянц, автор работ по ТГП, автор учебника по проблемам философии права

В свою типологию положил свободу человека.

Свобода - осознанная необходимость.

Гос-ва древнего мира – индивиды являются свободными людьми по этническому признаку – этнические гос-ва. Оформление рабства ведет к формированию нового типа гос-тв – сословного, способствует наделению правами и обязанностями (субъективные права - феодалы, дворяне, ремесленники, крестьяне). Гос-ва развиваются, наступают буржуазные революции, сословное отметается. Возникает гос-во, в котором индивидуальные способности, интеллектуальные и физические становится важным. Человек рассматривается как самостоятельный индивид. Современные гос-ва являются правовыми – называл гуманно-правовым (в соответствии с их естественным происхождением, то, что принадлежит от рождения).

В середине 20 века широкое распространение получила теория американского социолога Уолда Ростоу. В основу его классификации положены уровень развития производительных сил + уровень развития культуры. Стадийная типология гос-тв. В 1972 году написал работу «Некоммунистический манифест».

  1. Традиционное общ-во (по сути первобытно – общинная, присваивающая экономика, человек живет тем, что дает природа).

  2. Стадия сдвига – переход от присваивающей экономике к производящей

  3. Переходное общ-во (общество от первобытно - общинного к современному). Появляется паровая машина.

  4. Стадия зрелости. Появляется электричество.

  5. Стадия всеобщего потребления – удовлетворяются все потребности.

Англичанин Арнольд Тойнби – философ, историк, написал работу «Постижения истории». Критикует Ростоу. Выделяет более 200 цивилизаций (восточно – китайская, европейская и др.)

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип - социалистическое государство. Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.

2) Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие "культура", которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А. Тойнби в качестве типологической

характеристики цивилизации называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др.

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества.